Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;

Содержание

Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

3.Решение  о Концепции сотрудничества государств  – участников Содружества Независимых  Государств в сфере обеспечения  информационной безопасности и  о Комплексном плане мероприятий  по реализации Концепции сотрудничества  государств участников Содружества  Независимых Государств в сфере  обеспечения информационной безопасности  на период с 2008 по 2010 год;

4.Заявление  глав государств – участников  Содружества Независимых Государств  об активизации сотрудничества  в борьбе с незаконным оборотом  наркотических средств, психотропных  веществ и их прекурсоров;

5.Конвенция  о правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей  государств участников СНГ.

Были внесены  на рассмотрение очередных заседаний  уставных органов СНГ проекты  Соглашения об обмене информацией в  сфере борьбы с преступностью  и Решения о внесении изменений  и дополнений в Положение о  Совете министров внутренних дел  государств – участников Содружества  Независимых Государств (СМВД).

Внесены для  согласования проекты Договора государств – участников Содружества Независимых  Государств о межгосударственном розыске  лиц, Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых  Государств в борьбе с коррупцией и Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно - оперативных групп на территориях  государств – участников Содружества  Независимых Государств.

МПА СНГ в  рамках реализации Перспективного плана  модельного законотворчества и сближения  национального законодательства в  СНГ на 2005–2010 годы приняты модельные  законы «О противодействии торговле людьми», «Об оказании помощи жертвам  торговли людьми», «О противодействии  коррупции», Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сферах борьбы с незаконной миграцией и торговлей  людьми.

В 2008 году на территориях государств – участников СНГ правоохранительными органами проведено 12 единовременных комплексных  оперативно - профилактических мероприятий  и две специальные операции.

В результате проведенных мероприятий раскрыто 26,2 тыс. преступлений, задержано более 8,2 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена деятельность 147 организованных преступных сообществ и организованных преступных групп, изъято 6,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 8,3 тонны  наркотических веществ, ликвидированы 36 нарколабораторий и 54 канала незаконной миграции, выявлено 258 фактов торговли людьми.

Правоохранительными органами государств – участников СНГ проведены согласованные  мероприятия по специальным планам «Канал», «Нелегал», «Пассажир», «Мак», «Конопля», «Допинг», «Переброс», «Притон», «Транзит», «Трафик», «Поставщик», «Арсенал»  и др., а также специальные мероприятия  по методу «контролируемая поставка».

Советом командующих  Пограничными войсками (СКПВ) проведены  оперативно - профилактические мероприятия  по пресечению браконьерской деятельности и охране морских биоресурсов  в акваториях Черного, Каспийского  и Азовского морей, а также  совместные специальные пограничные  операции «Достык–2008» и «Граница–2008».

Решением  СКПВ утверждена Методика подготовки и проведения совместных специальных  пограничных операций и оперативно -профилактических мероприятий.

Опыт проведения указанных мероприятий и операций рассматривался на заседаниях органов  СНГ, осуществляющих сотрудничество в  сфере борьбы с преступностью.

10–12 сентября 2008 года на территории Республики  Беларусь при координирующей  роли Антитеррористического центра  государств – участников СНГ  (АТЦ) проведено совместное оперативно - стратегическое командно - штабное  учение «Бастион - Антитеррор 2008»  по теме: «Организация и проведение  оперативно-розыскных мероприятий  и специальных операций по  выявлению и пресечению деятельности  членов международных террористических  организаций».

В учении приняли  участие представители органов  безопасности и специальных служб  Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации  и Украины, органов СНГ, Организации  Договора о коллективной безопасности, ИК РАТС ШОС, а также наблюдатели  из Вьетнама, Германии, Израиля, Латвии, Литвы, Нидерландов, США и Швеции.

В отчетный период велась разработка комплекса  организационно -технических мероприятий  по созданию и эффективному использованию  современных и перспективных  систем связи и информационных технологий для обмена информацией между  правоохранительными органами государств – участников СНГ.

СМВД реализуется  План организационно - технических  мероприятий по созданию единой сети автоматизированных банков данных, дактилоскопических следотек, пулегильзотек и телекоммуникационных систем связи МВД государств –  участников СНГ.

Разработаны и утверждены единые требования к  телекоммуникационным системам связи, техническим средствам и протоколам обмена информацией, техническое задание  на выполнение опытно-конструкторской  работы по теме: «Специализированный  комплекс мультисервисной сети связи для единой системы обмена криминалистической информацией между МВД государств – участников СНГ».

СКПВ утверждены Концепция, Перечень видов информации и Единые формы Автоматизированной системы оперативного обмена информацией.

Продолжено  наполнение Объединенного банка  данных органов безопасности и специальных  служб государств – участников СНГ (ОБД СНГ) и Специализированного  банка данных АТЦ СНГ по проблемам  профилактики, предупреждения, выявления  и пресечения, а также расследования  противоправных деяний террористической и экстремистской направленности.

Особое внимание уделялось наполнению и повышению  эффективности функционирования Специализированного  банка данных Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлениий  на территории государств участников СНГ (БКБОП), в котором по состоянию  на 1 января 2009 года содержалась информация на более 40 тыс. объектов учета, в том  числе на 4,3 тыс. террористической направленности, 3,6 тыс. – в сфере незаконного  оборота наркотиков, 1,6 тыс. – в  сфере экономики, 785 – по линии  незаконной миграции.

АТЦ и БКБОП  для использования в практической деятельности готовили и направляли в правоохранительные органы государств – участников Содружества ежегодный  аналитический обзор о фактах терроризма, их причинах и источниках финансирования, а также аналитические  материалы о состоянии и тенденциях развития обстановки в сфере противодействия  терроризму и иным насильственным проявлениям  экстремизма (ежемесячно).

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что в рамках Содружества Независимых  Государств осуществлены скоординированные  коллективные и национальные меры по укреплению сотрудничества в сфере  борьбы с преступностью и противодействия  новым вызовам и угрозам.

Продолжено  развитие нормативной правовой базы сотрудничества, совершенствование  системы координации и взаимодействия государств – участников и органов  СНГ в этой сфере.

Результатом их реализации явилось снижение общего числа зарегистрированных преступлений в среднем по странам Содружества, в том числе террористического  характера, тяжких и особо тяжких преступлений против личности (умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью) и преступлений против собственности (кражи, грабежи, разбойные  нападения и мошенничество), а  также в отношении граждан, прибывших  из других государств – участников СНГ.

Таким образом, правоохранительные и другие компетентные органы государств участников СНГ при  координирующей роли органов отраслевого  сотрудничества Содружества в целом  обеспечили контроль над криминогенной  обстановкой.

Вместе с  тем, криминогенная обстановка по ряду опасных проявлений сохранила тенденцию  к дальнейшему осложнению. В структуре  преступности значительная доля приходится на преступления против собственности. Возрос удельный вес противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. Реальную угрозу безопасности создают коррупция, незаконная миграция, торговля людьми, прежде всего женщинами  и детьми, и другие трансграничные преступления. В значительной степени  возросли риски возникновения новых  вызовов и угроз безопасности, связанных с возможностью применения в террористических целях ядерного, химического, биологического (бактериологического) оружия и информационных технологий.

И все же, мероприятия, предусмотренные программами  сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств, в основном выполняются.

В этой связи  правоохранительным и другим компетентным органам государств участников СНГ  при координирующей роли органов  СНГ, осуществляющих сотрудничество в  сфере борьбы преступностью, необходимо направить свои усилия на выполнение Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, вышеуказанных  межгосударственных программ, а также  дополнительных мер по противодействию  преступности в условиях мирового финансового  кризиса.

Заключение

Таким образом, общая и конкретная ситуация в  мире, характеризующаяся расширением  сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности привела  к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений  в сфере контроля и борьбы с  терроризмом.1

Создание  международно-правовых основ антитеррористического  сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:

- 12 многосторонних  соглашений, таких как Токийской  конвенции 1963 г., Гаагской конвенции  1970 г. по борьбе с угоном  самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного  судна или Конвенции о предотвращении  финансирования терроризма 1999 г.;

- региональных  соглашений, таких как Конвенции  Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе  с терроризмом Шанхайской организации  сотрудничества 2001 г.;

- многочисленных  и достаточно эффективно действующих  двусторонних соглашений о борьбе  с терроризмом.

В настоящее  время основная проблема — совместные действия государств по контролю и  борьбе с терроризмом на этой широкой  правовой основе.

Вместе с  тем решение правового обеспечения  антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости  поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального  и международного права, входящих в  «Антитеррористическое право» как  межсистемную отрасль права.

Теоретическое решение этой проблемы возможно при  условии учета специфики предмета и метода, как международного права, так и национального (внутригосударственного) права, но и задача эта весьма актуальная, ибо нет пока методов борьбы с  общечеловеческой угрозой — международным  терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и не популярные) политические, пока не известные никому решения, так  и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо «Антитеррористическое  право».

Примером  единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической  коалиции.

Контртеррористическая институциональная система —  это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально  – правовым и (или) международно –  правовым нормам и принципам в  международных властных институтов для контроля в целом над терроризмом  и (или) международным терроризмом  или для контртеррористической  деятельности.

К международным  институциональным системам относятся  следующие.

1.Контртеррористический  комитет ООН, задачей которого  является контроль за выполнением  резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное  принятие всеми государствами  широкого набора практических  мер по предотвращению и пресечению  террористической деятельности  с акцентом на блокирование  ее подпитки, в том числе финансовыми  средствами.

2.Антитеррористический  Центр государств — участников  Содружества Независимых государств.

Согласно  положению об АТ СНГ, утвержденному  Советом Глав государств в 2000 г., Центр  является постоянно действующим  специализированным отраслевым органом  СНГ и предназначен для обеспечения  координации взаимодействия специальных  компетентных органов государств —  участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом  и иными проявлениями экстремизма.

3.К контртеррористическим  институциональным системам можно  отнести и Договор о коллективной  безопасности (ДКБ) стран — участниц  СНГ 1992 г., созданный прежде всего  для обеспечения военной безопасности.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом