Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

*логическое анализ нормы путем использования законов и правил логики;

*специально-юридическое представляет  собой выяснение юр характеристик  межд-прав нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее действие и т д. ;

*систематическое - анализ нормы  как элемента системы межд права в ее взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами;

*телеологическое - определяет содержание  нормы в соответствии со стоящей  перед ней целью; *историческое - выяснение смысла нормы в свете  исторических условий ее принятия.

Применение норм МП

Современное МП представляет собой  совокупность и систему составляющих его элементов — международно-правовых норм. Они связаны неразрывными взаимоотношениями. Вне этих связей отдельные нормы  не могут действовать и применяться. Однако каждая действующая м/нар-правовая норма должна соблюдаться субъектами МП, которым она адресована, т.е. сторонами урегулированного ею правоотношения.

Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права” используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает все юр способы осущ права, во втором властное осущ права в случае правонарушения или спора о праве.

Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:

-установление факт обстоятельств; 

-правовая квалификация факт  обстоятельств, т.е. установление  того, подпадают ли они под  действие норм межд права, и если да, то каких именно;

-определение юр характеристик  относящихся к делу норм, сферы  их действия, особенно в отношении  данных субъектов; 

-уяснение содержания нормы,  т.е. общее толкование;

принятие решения о способе  применения норм к данным факт обстоятельствам;

-действия по обеспечению реализации  принятого решения. 

Организационные основы применения межд права. Существуют межд и национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации этих норм.

5. Принцип неприменения  силы. Принцип мирного разрешения  споров. Принцип уважения прав  человека.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение  вооруженной силы в порядке самообороны  правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение  на государство. Статья 51 Устава ООН  прямо исключает применение вооруженной  силы одним государством против другого  в случае принятия последним мер  экономического или политического  порядка.

В нормативное  содержание принципа неприменения силы включаются:

  • запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  • запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
  • предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;
  • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Принцип уважения прав человека и основных свобод

Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов  непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Непосредственная  регламентация и защита прав и  свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные  нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.

Принцип разрешения международных  споров мирными средствами

Согласно  п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации  Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

 

 

 

 

6. Принцип суверенного  равенства. Принцип невмешательства.  Принцип территориальной целостности.  Принцип нерушимости границ.

Принцип суверенного равенства  государств

Каждое  государство обязано уважать  суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной  территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и  судебную власть без какого-либо вмешательства  со стороны других государств, а  также самостоятельно проводить  свою внешнюю политику. Данный принцип  отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который  гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Основное  назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  государств

Современное понимание данного принципа в  общей форме зафиксировано в  п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте ОБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического  положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его  внутреннюю компетенцию.

В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в  какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства  и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать  вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение  строя другого государства путем  насилия, а также вмешиваться  во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании  главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты  в случаях угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии.

Принцип нерушимости государственных  границ

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных  вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г. Акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта ОБСЕ. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

  • признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
  • отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
  • отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

 

Принцип территориальной целостности  государств

Этот  принцип утвердился с принятием  Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной  целостности (неприкосновенности) и  политической независимости любого государства.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт ОБСЕ 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

 

 

 

7. Принцип равноправия и самоопределения народов. Принцип сотрудничества. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип мирного сосуществования.

Принцип равноправия и самоопределения  народов

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ  международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принциповЗаключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое  государство в соответствии с  Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-политической жизни общества и человека, автор показывает, что самоопределение представляет собой процесс и результат выбора социальной общностью собственной программы культурного, социально-экономического или политического самоосуществления. Политико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного выбора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"