Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

В числе коллективных прав — и  право народов на мир. В 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир. Декларация провозгласила, что народы нашей планеты имеют священное право на мир; сохранение права народов на мир и содействие его осуществлению является одной из основных обязанностей государства. В ней подчеркивается, что обеспечение осуществления права народов на мир требует, чтобы политика государств была сориентирована на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в межгосударвенных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава Организации Объединенных Наций. Декларация о праве народов на мир призывала все государства и международные организации всячески способствовать обеспечению этого права путем принятия надлежавших мер как на национальном, так и международном уровне.

В современных конституциях говорится  о многих других колл правах различных  социальных общностей: трудящихся, пенсионеров, детей — в Бразилии, детей и  женщин — в Эфиопии; во многих странах  говорится о правах молодежи, безработных, коренных национальностей, потребителей/инвалидов  и т.д. Коллективный характер имеют  другие права: на развитие, на мир, на чистую окружающую среду, т.к. они не могут  принадлежать только какому-либо одному индивиду.

 

20. Система органов внешних сношений.

Право внешних сношений – это  совокупность международно-правовых и  национально-правовых норм, регулирующих структуру, порядок формирования, функции  и юридический статус органов  государства, которые обеспечивают его представительство в межгосударственном общении. Основа этой отрасли – дипломатическое  консульское право. Органы внешних сношений - это органы государства, осуществляющие его представительство во взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами МП.  Такие гос органы можно разделить на две группы:  внутригос органы внешних сношений (общей и специальной компетенции)  и зарубежные органы внешних сношений.

Внутригос. органы общей компетенции - глава государства, глава правительства, министр иностранных дел – представляют государство по всем вопросам.  В соответствии с МП они осуществляют представительство своего государства по должности, без специальных полномочий. Внутригос органы внешних сношений специальной компетенции представляют государство только по какой-либо одной области его международных связей.

Зарубежные органы внешних сношений – это органы государства, расположенные  за его пределами.  Они делятся  на два вида – постоянные и временные.  Постоянные зарубежные органы – диплом представительства,  консульские  учреждения, представительства государств при м/нар. организациях. Временные зарубежные органы -  делегации государств на сессиях междунар организаций, ссесиях

Внутренние органы внешних сношений подразделяются, в свою очередь, на органы общеполитические (органы общей компетенции) и специальные. К первым можно отнести главу государства, высший законодательный орган (парламент), правительство, ведомство иностранных дел. К числу спец.органов относятся министерства и ведомства, уполн-е осущ-ть внешние сношения с иностранными субъектами в опред областях (экономической, технической, культурной и др.) в пределах своей компетенции. Остановимся на краткой характеристике компетенции основных из указанных органов в интересующей нас сфере.

Глава государства (король, президент) выступает, как правило, в качестве органа высшего гос руководства и предст-ва своей страны. Он как бы персонифицирует собой все государство и возглавляет всю гос систему органов внешних сношений. Он имеет право вести переговоры с любыми представителями субъектов МП и заключать МД по любым вопросам, Для подписания МД, ведения переговоров и совершения иных международных актов главе государства не требуется никаких полномочий. Эти функции он выполняет ex officio (по обязанности, в силу занимаемой должности).

Высший законодательный  орган (парламент) в прямом смысле не является органом внешних сношений государства, так как не может самостоятельно выступать в качестве представителя государства в м/нар отношениях или от его имени заключать МД. В то же время парламент обычно играет важную роль во внешней политике, так как во многих государствах ему предоставлено право ратификации (денонсации) международных договоров (или дачи согласия на ратификацию, если последнюю осуществляет глава государства с согласия парламента).

Правительство - высший коллегиальный орган гос. управления, осущ общее руководство м/нар связями государства. Оно реализует внешнюю политику и может в этих целях от своего имени заключать МД, посылать делегации на м/нар конференции, вести переговоры с представителями правительств иностранных государств. Ведомство иностранных дел - централиз гос.орган внешних сношений, осущ практическую повседневную деят-ть по проведению в жизнь внешней политики государства.

Функциями: отстаивание политических, экономических, правовых, иных интересов  своего государства на м/нар арене, во взаимоотношениях с другими государствами  и международными организациями; защита интересов и прав своих граждан  и юридических лиц за рубежом; осуществление официальных связей с иностранными государствами и  международными организациями; руководство  диплом. и конс предст-ми своей страны в других странах; поддержание офиц.связей с иностр.диплом и конс предст-ми, находящимися на территории своей страны; участие в работе международных организаций и конференций; ведение переговоров с иностранными государствами; подготовка и заключение (по указанию правительства) международных договоров; анализ международной обстановки, политического, экономического положения в зарубежных странах; информирование своего правительства о наиболее важных событиях, происходящих за границей; подготовка предложений для своего правительства о проведении внешнеполитических мероприятий. Ведомства иностранных дел, выполняя свои функции, действуют от имени правительства. Поэтому их заявления, ноты, предложения и другие акты рассматриваются как сделанные от имени и по поручению правительства и налагают на них соответствующие обязательства.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на постоянные и временные. К первым относятся диплом представительства, конс учреждения, торговые представительства и представительства государств при м/нар организациях. Вторые включают делегации государств на м/нар конференциях и совещаниях, а т/ж спец миссии.

20.Дипломатическое право.

Диплом.право как подотрасль права внешних сношений- совокупность норм, регламентирующих статус и функции гос органов внешних сношений.Осн договорный акт-Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Дипломатическое представительство  – это орган государства, учрежденный  на территории государства пребывания для поддержания дипломатических  отношений с данным государством.

Учреждение дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению государств ивыражается в различных формах достижения соглашения. В международном праве существуют следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства;

2) миссии.

Дипломатическое представительство  состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического, обслуживающего персонала. Членам дипломатического представительства присваиваются  дипломатические ранги – это  служебные звания, присваиваемые  дипломатическим работникам. В состав дипломатического персонала входят также торговые представители, военные  атташе. Административно-технический  персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей. Обслуживающий  персонал включает в себя врачей, курьеров, шоферов и т. д.

Главы дипломатических представительств согласно ст. 14 Венской конвенции  о дипломатических сношениях  1961 г. делятся на:

1) послов и нунциев;

2) посланников и интернунциев;

3) поверенных в делах.

К числу функций дипломатических  представительств можно отнести  представление интересов государства, защиту интересов государства и  его граждан; ведение переговоров  с правительством государства пребывания, развитие дружественных отношений  между своим государством и государством пребывания; консульскую функцию, информирование своего правительства о стране пребывания.

В международном праве выделяют дипломатические привилегии, иммунитеты дипломатического представительства  и дипломатических агентов. Иммунитеты и привилегии предоставляются с  целью создания благоприятных условий  деятельности дипломатических представительств. Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства  и членов их семей.

В состав дипломатических иммунитетов  и привилегий членов дипломатического персонала входят: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств  передвижения, корреспонденции и  архивов; фискальный иммунитет; право  на беспрепятственные сношения представительства  со своим центром и другими  представительствами своего государства, привилегии; таможенные привилегии и  др.

В состав дипломатических иммунитетов  и привилегий членов семей дипломатического персонала входят: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет  от уголовной юрисдикции государства  пребывания и др.

20.Консульское  право.как подотрасль права внешних сношений можно охарактеризовать как сов-ть м/нар-правовых принципов и норм, регул-х деят-ть консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Консульские учреждения – это зарубежные представительства, функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств.

Консульские отношения возникают  при установлении дипломатических  отношений и при отсутствии дипломатических  отношений на основании соглашений государств. Выделяется четыре вида консульских  учреждений:

1) генеральные консульства;

2) консульства;

3) вице-консульства;

4) консульские агентства.

В большинстве государств консулы  назначаются ведомствами иностранных  дел государства. Для осуществления  консулом своей деятельности необходимо получение консульского патента  и экзекватуры.

Консульский патент – это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства, подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой консульского учреждения. В  консульском патенте указываются: полное имя назначаемого лица, его  гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение  консульства.

Экзекватур – это документ, выдаваемый иностранным государством, разрешающий  выполнение консульских функций  в консульском округе. С момента  получения консулом экзекватура  он приступает к выполнению своих  полномочий. Окончание миссии консула может быть в случае отозвания консула представляемым государством, аннулирования экзекватуры государством пребывания, истечения срока консульского патента, закрытия консульского учреждения в данном пункте, прекращения консульских отношений в целом, войны между государством пребывания и представляемым государством, смерти консула, выхода территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве  пребывания интересов представляемого  государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных  связей. К специальным функциям консульского учреждения можно отнести: учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; консультационную деятельность и практическую помощь находящимся  в консульском округе гражданам  представляемого государства, представителям его органов и организаций, а  также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам  и членам их экипажей; паспортно-визовую  работу (т. е. выдачу, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство), выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий.

Неприкосновенность консульских  помещений – один из важнейших  иммунитетов и привилегий консульского учреждения

 

 

21.Общее наследие человечества. Арктика. Антарктика.

Арктика - расположенная вокруг Северного  полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами  и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также  северные части материков Евразия  и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция.

Правовой режим Арктики определяется МП, а также законами арктических  государств.

Возникла концепция арктических  секторов - согласно которой обладающее арктическим побережьем гос-во имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Режим морских пространств Арктики является общим, но с особенностями:

1) природа Арктики особенно чувствительна  к отрицательным воздействиям. Поэтому  приарктические государства издали законы об охране природной среды региона.

2) Особенность прибрежного судоходства.  Норвегия и Канада установили  своими законами особый режим  для такого судоходства. В России  об этом говорится в Законе  о морских водах. 

этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с  согласия и под контролем российских властей.. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"