Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

1)Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС)
3) Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся
....
58) Шенгенское право

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

1)Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27европейских государств.[4] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) был создан общий рынок,[6] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[7] включая отмену паспортного контроля в пределахШенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.[8] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) ввели единую валюту, евро, образовав еврозону.каксубъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[12]Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.  Евросоюз радикально отличается от любых других организаций рядом характерных черт и особенностей .

1. ЕС обладает собственной  системой институтов , которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладает правом принятия обязательных правовых актов.

2. ЕС обладает собственной  автономной правовой системой . Источниками права ЕС выступают как учредительные акты или замещающая их после вступления в силу Конституция ЕС, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. 3. ЕС обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта

4. ЕС обладает собственной  валютной системой. Ее участниками  стали с 1999 г. подавляющее большинство государствчленов. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица – евро. Все участники зоны евро должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативноправовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического развития.

5. ЕС обладает собственным  гражданством. Гражданство ЕС является  производным от национального  гражданства государств-членов. Каждое  лицо, обладающее гражданством государства-члена,  автоматически обретает гражданство  ЕС. В свою очередь, утрата национального  гражданства влечет за собой  утрату гражданства ЕС. Состояние  в гражданстве ЕС порождает  определенные права и обязанности. 6. ЕС обладает собственной территорией.  Территорию ЕС образует национальная территория государствчлено

 

2) В Европейский  союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих  в союзе, выросло с начальных  шести — Бельгии, Германии,[nb 2] Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.[15]

Для вступления в Европейский  союз страна-кандидат должна соответствовать  Копенгагенским критериям, принятым в  июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались  демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового  государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная  рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты  ЕС, включая приверженность целям  политического, экономического и валютного  союза.[16]

Ни одно государство  не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла  из состава в 1985-м. Лиссабонский договор  предусматривает условия и процедуру  выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран  имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё  не начали переговоров по присоединению.

 

 

 

3) Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и  свобод человека – содействие  утверждению мира, общих ценностей  и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов; 2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере  – борьба против социального  отчуждения, дискриминации, содействие  справедливости и социальной  защите, обеспечение равноправия  мужчины и женщины, солидарность  поколений и защита прав ребенка.  Среди важнейших целей ЕС фигурируют  экономическая, социальная и территориальная  сплоченность и солидарность  между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования:

а) построение общего и  единого внутреннего рынка;

б) создание экономического и валютного союза;

в) экономическое и  социальное сплочение;

г) содействие исследованиям  в научной сфере и технологическому прогрессу;

д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких  как повышение занятости;

е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и  образования;

ж) профессиональное обучение и развитие культуры;

з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя;

и) обеспечение гармонизации национального законодательства.

Цели и задачи ЕС осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности – ЕС при осуществлении своих полномочий, если он действует вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер только в том случае, если они не могут быть должным образом и эффективно осуществлены на уровне государствчленов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) органы ЕС —Каждый институт Сообщества является одновременно институтом Евратома, а также всего Союз.

Институтов ЕС (и одновременно всего Союза) сначала было че¬тыре, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата.

+ немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, ЕЦБ, Агентство (в рамках Евратома), Политический комитет (в рамках ОВПБ), Европол (в рамках III «опоры») и др (Европейское агентство по оценке медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Ко¬митет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Понятие «орган» в  этом случае выступает как родовое, видом которого являются и институты. Институтов у Союза 5, всех же ор¬ганов — не один десяток. Каждый институт - это орган Союза, но не каждый орган - институт.

Институты осуществляют за¬дачи от имени Союза, наделяются властными полномочиями в отношении гос-чл, ФЛ/ЮЛ, включая издание НА (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт»- со¬ставное и в то же время относительно обособленное подразделе¬ние аппарата Союза, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его пору¬чению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законода¬тельством Союза объемом властных полномочий, применяет при¬сущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого  из институтов Союза проявляются  его специфические функции.

• Совет и Парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают пра¬вотворческие начала.

• Комиссия наделена исполнительными функциями, хотя имеет большое влияние на законодатель¬ный процесс, поскольку является единственным органом, обладаю¬щим правом правотворческой инициативы и может издавать акты в рамках делегированного законодательства.

• Суд выполняет задачу рассмотрения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в развитие нормативной базы.

• Счетная палата — это контрольная власть Союза, обеспечивающая проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов Союза и других органов.

В совокупности институты  Союза действуют как устойчивый, отлаженный механизм, воплощающий в  своей структуре своеобразное «разделение  властей».

Качество быть органом  публичной власти Союза, «мерой»  чего выступает закрепленная в учредительных  договорах компетенция последнего в целом и полномочия соответствующего института, яв¬ляется главным признаком, отличающим институты от иных его ор¬ганов.

Органы иногда называют «неформальными институтами».

К категории учреждений Союза можно отнести и его  структурные фонды (Европейский  социальный фонд, С/х фонд и др.), Европейский  инвестиционный банк и др.

ЕЦБ (не институт) имеет  право издавать нормативные и  индивидуальные акты по вопросам денежно-кредитной  политики.

Местонахождение органов  Союза.

Отсутствует единая штаб-кварти¬ра в каком-либо из городов гос-чл. Институты Союза располагаются в трех г. Западной Европы — Брюсселе (Комиссия, Экономический и социальный совет, Совет) , Люксем¬бурге (Суд, палата аудиторов, Европейский Инвестиционный Банк) и Страсбурге (Парламент). Неофициальной столицей Союза считается г. Брюссель (как место нахождения Комиссии и основное место работы Совета).

 

5) Европейский Союз и Совет Европы: взаимодействие и соотношение

Cовет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Совет Европы не следует  путать с Европейским Советом  и Европейским Союзом: это совершенно разные организации, причем Европейский  Совет является внутренним органом  Европейского Союза.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается  разработка и принятие Европейской  Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода "Соединенных  Штатов Европы" после Второй мировой  войны. Одним из наиболее активных сторонников  этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной  единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

Европейский Союз и Совет  Европы созданы и функционируют  на базе разных учредительных документов. Для Союза это договоры, учреждающие  три Европейских сообщества, и  Договор о Европейском Союзе. Источник права, на котором базируется Совет Европы – его устав. Европейский  Союз признает Совет Европы в качестве важного политического форума, объединяющего  государства – члены Европейского Союза и другие европейские государства  и вносящего вклад в дальнейшее укрепление в Европе общепризнанных прав человека. В последние годы ведется активное обсуждение вопроса  о присоединении Европейского Союза  к Европейской конвенции 1950 г. в  качестве отдельной стороны и, возможно, даже о вступлении организации Европейский  Союз самостоятельным членом в Совет  Европы. В отличие от Европейского Союза Совет Европы собственными правотворческими полномочиями не обладает. Органы Совета Европы не издают нормативных  актов. Они готовят проекты международных  конвенций, которые предлагаются государствам-членам для подписания и ратификации, а  также принимают резолюции и  рекомендации – акты, не имеющие  юридически обязательной силы. Органы же Европейского Союза в рамках своей  компетенции приняли десятки  тысяч документов – нормативных  актов, судебных решений прецедентного  характера и некоторых других, которые вместе с учредительными договорами составляют источники права  Европейского Союза. Совет Европы –  международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило  обеспечить более широкий состав с государственно-правовыми – в современной Европе не исключают, а, скорее удачно взаимодополняют друг друга. Вступление в Совет Европы, выполнение его высоких правозащитных стандартов рассматривается ныне в качестве одной из необходимых предпосылок для возможного подъема впоследствии на более высокую ступень интеграции, связанную с членством в Европейском Союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) Первый  этап Европейской интеграции

9 мая 1950 г. министр  иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Шуман призвал прекратить долговременное соперничество между Францией и Германии; организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа; подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов. Достижением плана явился коммунитарный метод Моне, состоящий из федеративной цели, постепенности интеграционных процессов, обеспечения слияния неотъемлемых интересов на основе прежде всего экономического объединения и ориентированности на решение практических задач.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"