Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в  мирном разрешении спора.

Международный арбитраж – это добровольно  выраженное согласие спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей  стороне, решение которой является обязательным для сторон в споре.

Судебное разбирательство –  это рассмотрение и разрешение спора  международными судами.

 

31.Международное  гуманитарное право. 

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным  гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Отраслевыми принципами МГП: принцип гуманизации воор.конфликтов, в отличие от др принципов МГП, распр-ся на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими гос-ми (сторонами) системы норм, напр-х на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.Пр-п защиты жертв войны выр в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.Пр-п защиты гражд объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражд объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражд населения.Пр-п охраны прир среды в период воор конфликтов включает с-му мер, напр-х на предотвращение, ограничение и устранение ущерба прир.среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.Пр-п защиты интересов нейтральных гос-в означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период м/нар воор конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика к-х направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных гос-в от оказания помощи воюющим сторонам.Пр-п ограничения воюющих в выборе методов и ср-в ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат МП.Пр-п отв-ти государств и ФЛ  за нарушение норм МГП означает неотвратимость отв-ти гос-в и индивидов за причинение вреда в период воор конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I - IV и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию М/нар. уголовного суда.

В МГП (судя по содержанию ст. ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций  1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) м/нар воор конфликты и б) воор конфликты немеждународного характера. К м/нар.воор.конфликтам относятся:

- воор столкновение м/д гос-ми (израильско-арабский воор.конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, нападение США, Англии и др гос-в на Ирак в марте 2003 г.);

- борьба народов против колониального  господства и иностранной оккупации  и против расистских режимов  в осущ-е своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I). К воор.конфликтам немеждунар.хар-ра отн. воор конфликты, происходящие на тер-и какого-либо гос-ва м/д его вооруж силами и антиправит. вооруж силами или др. вооруж группами, к-е, находясь под ответственным командованием, осущ-т такой контроль над частью тер-и этого гос-ва, к-й позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. Н-р, грузино-осетинский и грузино-абхазский воор.конфл.

 

 

 

32.Ответственность  в международном праве представляет собой юрид последствие международно-противоправного деяния, необходимое юрид средство обеспечения соблюдения норм МП и восстановления нарушенных прав и отношений.   Обязат-я отв-ть за м/нар правонарушение – это общепризнанная норма МП. Любое нарушение договора влечет за собой наступление ответственности. Институт ответственности – общий, сквозной институт международного права . Нормы об ответственности обеспечивают охрану правопорядка во всех сферах международного права.          Нормы, касающиеся ответственности, составляют особый международно-правовой институт,в котором преобладают нормы обычного права. Основанием м/нар- правовой отв-ти является совершение м/нар правонарушения. Различают юридические и фактические основания ответственности: Юридические– это совокупность юридически обязательных международно-правовых норм. Юрид основания содержатся в любом источнике МП, фиксирующем обязательное для государств правило поведения. Фактические основания ответственности – это то, за что наступает ответственность, т.е. само международное правонарушение.

        Гос-во может совершать любое деяние только через действия своих органов или должностных лиц. «Присвоение» гос-ву поведения, являющегося нарушением международного обязательства, представляет собой «вменение вины». Вменение вины- это указание на определенную связь между лицом или группой лиц и гос-м, ответственным за их деяние. Гос-ву можно вменить поведение только таких лиц, которые находятся с ним в определенной правовой связи , т.е. обладают качеством гос. органа или должностного лица. Презумция- гос-во несет м/нар отв-ть за действие всех своих органов независимо от их компетенции. По некоторым международным соглашениям на гос-во возлагается ответственность за всю его национальную деятельность – деяния и органов, и юр и физ лиц. Например, согласно ст.6,7 договора по космосу гос-во несет ответственность за ущерб, причиненный и государственными, и частными космическими объектами

М-П ответственность – обязанность субъекта МП устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту МП в рез-тате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором. Ответственность реализуется в конкретных видах и формах.

Совершение международного деликта  предполагает, что соответствующие  правоотношения возникают только между  заинтересованными сторонами. Государство  – правонарушитель обязано прекратить правонарушение и возместить причиненный  ущерб. Потерпевшее государство  вправе требовать выполнения этой обязанности. Если гос-во-правонарушитель отказывается выполнять свою обязанность по возмещению ущерба, то возможно применение к нему санкций со стороны потерпевшего государства.

 Международное преступление  затрагивает интересы всего мирового  сообщества, поэтому любое государство  вправе принимать меры против  государства-нарушителя. Общепризнано, что подготовка, развязывание, ведение  агрессивной войны, преступления  против человечности – это  тягчайшие международные преступления. Совершение таких деяний предполагает  особый режим международно-правовой  ответственности государства. Ответственность  может быть 2 видов: материальная  и нематериальная (политическая). Возможна  и только политическая, и только  материальная, и смешанная ответственность.  Причинение материального ущерба  может повлечь за собой политическую  ответственность.

Формы материальной ответственности – реституция, компенсация, репарация. Материальная ответственность носит репарационный хар-р (от лат. reparatio-восстановление).Реституция -восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Репарация - полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной, выплачиваемое государству-победителю побежденной страной.

Компенсация - охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду.. Формы нематериальной ответственности(политич-я) – сатисфакция, заверение, гарантии неповторения, экономические и другие санкции вплоть до применения вооруженной силы. Сатисфакция - это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства.

Согласно проекту в соответствующих  случаях потерпевшее государство  вправе получить от нарушителя заверения  или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Репрессалии-это правомерные,принуд-е односторонние действия гос-ва напр-ные на восстановлен. Своих прав наруш.другим гос-вом. Реторсии-это правомерные принуд-е Дей-вия гос-ва совершаемые в ответ на недружествен-й акт другого гос-ва постав-шие в диср

 

 

33 Международное уголовное право

Международное уголовное право  как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций  в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные  организации. Основными источниками  международного уголовного права принято  считать международный договор  и международный обычай.

Источниками международного уголовного права являются:

1) конвенции о борьбе с международными  преступлениями и преступлениями  международного характера (с захватом  заложников, угоном воздушных судов  и т.п.);

2) договоры о сотрудничестве  и правовой помощи по уголовным  делам;

3) договоры, регулирующие деятельность  международных организаций, в  чью компетенцию входит борьба  с преступностью.

Система международного уголовного права, наряду с чертами международного права в целом, имеет определенные специфические черты. Так, наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит, пожалуй, в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству. Международное уголовное право определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, относящиеся к общей части уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного уголовного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия.

Основные составы международных  преступлений определены Уставами Международных  военных трибуналов, учрежденных  после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.


Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"