Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, объект, функции, юридически обязательная сила МП
МП-самостоят-я с-ма права,предст-я собой сов-ть принципов и норм, регул-х отношения между государствами и иными специфич.участниками м/нар общения, создаваемых путем согласования воль этих участников и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым этими участниками в индивид-м и коллективном порядке.Особенности

Вложенные файлы: 1 файл

МП Арт 34.docx

— 111.82 Кб (Скачать файл)

Правовой  режим Антарктики.

Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом - это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г.

Принципы договора:

1. Территория Ант-ки используется только в мирных целях – в Антарктике установлен режим демилитаризации. Она является безъядерной и нейтрализованной территорией: в пределах Антарктики запрещены любые мероприятия военного характера, включая проведение испытаний любого оружия и военных маневров, размещение радиоактивных отходов.

2. Замораживание территориальных  претензий – они не признаются, но и не отвергаются. На основе  этого принципа разрешена проблема  территориального верховенства  и юрисдикции в Антарктике.

3. Свобода научных исследований  в Антарктике. Все гос-ва независимо от их участия в Договоре вправе создавать научные станции. Любые полученные данные должны быть доступны для всех заинтересованных сторон.

4. Контроль за соблюдением положений Договора осуществляется в форме инспекций со стороны любого государства-участника.

В настоящее время действует система договоров об Антарктике: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики(1972г.), Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики(1980), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики(1988), протокол 1991г. по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Центральное звено этой системы – Вашингтонский договор(1959).

 

 

23.Делимитация морских пространств- определение посредством соглашения между заинтересованными государствами линий разграничения морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией этих государств. Границы по рекам устан по договоренности между соседними гос-ми. Гос граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между гос-ми либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.Гос-ва, располагающие морским побережьем, имеют морскую гос границу, к-я устан по линии внешнего предела тер. вод. Граница тер.вод - морская гос.граница - проходит на опред расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутр граница тер вод), т.е. от линии наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.Тер.воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то тер. воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутр.водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.Внешняя и внутр границы тер вод устан з/дат-м государства с учетом и на основе общепризнанных м/нар-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно совр МП, в пределах от 3 до 12 морских миль. Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами тер.моря и не входят в состав территории ни одного из гос-ств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет гос-ства. Гл принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, к-й в наст.время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским пространством и т.д. Никакое гос-тво не вправе претендовать на подчинение пространств, входв состав открытого моря своему суверенитету. Дополн.морская зона за пределами тер.моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного гос-ства с целью обеспечения выполнения иностр судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил, наз прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на к-е суверенитет гос-ва не распространяется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право гос-ва устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. указывает, что прилежащая зона не может распр-ся за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины тер.моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также гос-ства, у которых ширина тер.моря достигает 12 морских миль. Дно Мирового океана, расположенное под открытыми водами, называется между.районом морского дна, ресурсы которого Конвенция 1982 г. объявила “общим наследием человечества”. При этом Район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенции должен быть создан Межд.орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Межд.органа по морскому дну явл. Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря. В качестве примера можно привести Черное и Балтийское моря. Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, явл. проходами, ведущими во внутр воды гос-ва (Керченский пролив), или проливы, к-е не используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции сост-т внутр.морские пути, не относятся к м/нар-м. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:- части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для межд.судоходства м/д частью открытого моря (исключ. экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и его контин. частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах примен режим мирного прохода без невозможности прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы;

25.Международное  воздушное право(МВП) - Международное воздушное право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.

Основными источниками в области  международного воздушного права являются Конвенция о международной гражданской  авиации, заключенная в Чикаго в  1944 г., Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 г., Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г., Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 г.

Исходя из принципа суверенитета государства  устанавливают в пределах своей  территории правила осуществления полетов воздушных судов и других летательных аппаратов.

Согласно ст. 6 Чикагской конвенции «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции».

В соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции воздушные суда государств-участников, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на территорию другого государства-участника или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки.

Полеты могут осуществляться с  различными целями: для перевозки  пассажиров, багажа, грузов и почты, в целях научных исследований, поиска и спасания, разведки природных  ресурсов, производства сельскохозяйственных работ.

Над открытым морем действует принцип  свободы полетов, являющийся реализацией  принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской  конвенции об открытом море 1958 г., а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту  регистрации его в том или  ином государстве. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены  экипажа являются представителями  владельца судна, который отвечает за их действия. Командир воздушного судна  несет в целом ответственность  за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы.

 

 

26.Международное  космическое право

Международное космическое право  – это совокупность международных  принципов и норм, устанавливающих  правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Источниками космического права являются:

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.;

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами,1972 г.;

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 г.;

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Предметом международного космического права являются правоотношения субъектов  при запуске космических объектов, в процессе использования космической  техники для практических целей.

Объектом международного космического права являются космическое пространство, планеты Солнечной системы, Луна, искусственные космические объекты  и их составные части, космические  экипажи, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической  деятельности.

Субъектами международного космического права являются субъекты международного публичного права.

Выделяют следующие принципы международного космического права: исследование и  использование космоса на благо  всего человечества, равное право  всех государств на исследование и  использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса  для научных исследований, использование  Луны и других небесных тел исключительно  в мирных целях, международная ответственность  государств за всю национальную космическую  деятельность.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и  использования всеми государствами  на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем  провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать  и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и  другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещается создание военных  баз, сооружений и укреплений, испытание  любых типов оружия, проведение военных  маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.

27.Охрана окружающей среды.

Виды объектов: объект нах-ся в межд-м простр-ве, объект разделен между 2-мя гос-ми (напр реки), объект нах-ся на тер-ии одного гос-ва, но имеет уникальное значение.

Формы: договорная, международные организации (юнеско, воз, гринпис).

Принципы: устойчивое развитие, запрет вражды и др.

Отн-я в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.,. Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Международно-правовая охрана животного  и растительного мира развивается  по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

2. Охрана редких и исчезающих  видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.

В соответствии с Соглашением о  сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

3. обеспечение рационального использования  природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам:

предотвращение сокращения численности  вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;

восстановление истощенных популяций;

сведение до минимума опасности  изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

29. Мирное разрешение  международных споров.

Согласно Уставу ООН государства  – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными  средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права  улаживание или разрешение международных  споров и ситуаций, которые могут  привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Переговоры – это мирное средство разрешения спора с помощью представителей между государствами по существу достижения договоренности о применении иного мирного средства для разрешения спора. Цели, состав участников, уровень  представительства на переговорах, их организационные формы согласовываются  самими спорящими сторонами. Переговоры по разрешению спора должны вестись  на равноправной основе, исключающей  нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Консультации сторон – это периодические  встречи спорящих сторон, направленные на поиск компромиссных решений.

Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в случае, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических  обстоятельств, вызывающих спор или  приведших к спору. Для того чтобы  провести обследование, создается следственная комиссия, иногда во главе с представителем третьего государства или международной  организации. Результаты работы следственной комиссии закрепляются в докладе, который  устанавливает только фактическую  сторону спора.

Примирение – это выяснение  фактических обстоятельств спора и выработка конкретных рекомендаций для сторон.

Добрые услуги – это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов  между спорящими сторонами. Субъекты, оказывающие добрые услуги, в самих  переговорах по разрешению спора  непосредственного участия не принимают. В качестве субъектов могут выступать  государства, международные организации, известные общественные или политические деятели.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"