Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 149.04 Кб (Скачать файл)

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

 

2. Дипломатическое  представительство: понятие, порядок  создания, виды, ф-ции.

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего гос-ва, учрежденный на тер-рии гос-ва пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.

Функции дипломатического представительства: а) представительство аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания; б) защита в гос-ве пребывания интересов аккредитующего гос-ва и его граждан в пределах, допускаемых межд-ным правом; в) ведение переговоров с правительством гос-ва пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в гос-ве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего гос-ва; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим гос-вом и гос-вом пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

К основным задачам и ф-циям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в гос-ве пребывания; осуществление контроля за выполнением дог-ров в части отношений РФ с гос-вом пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.

Заключаемые гос-вом дог-ры и национальное закон-во могут содержать нормы, относящиеся к ф-циям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Дог-ры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего гос--ва такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в гос-ве пребывания.

 

3. Тер-риальное море: порядок отсчета, правовой режим.

Тер-риальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной тер-рии (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам гос-в и находящийся под суверенитетом прибрежного гос-ва.

Каждое прибрежное гос-во национальным закон-вом определяет правовой режим своего тер-риального моря, т.к. оно входит в состав гос-ной тер-рии, его внешняя граница является гос-ной границей прибрежного гос-ва на море.

Правовой режим. Тер-риальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью тер-рии прибрежного гос-ва и находятся под его суверенитетом. Он осущ-тся с соблюдением норм межд-ного права.

Особенность правового режима - право мирного прохода. Суда всех гос-в пользуются правом мирного прохода через тер-риальное море.

Под проходом понимается плавание через тер-риальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные ТС должны следовать на по¬верхности.

Перечень действий, нарушающих мир, добрый порядок или безопасность прибрежного гос-ва: угроза силой или ее применение против прибрежного гос-ва в нарушение принципов межд-ного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного гос-ва; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного гос-ва; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деят-ть, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное гос-во может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в тер-риальном море. Промысловая и иная деят-ть иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного гос-ва или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное гос-во вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в тер-риальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер-риального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в тер-риальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения межд-ных дог-ров и закон-ва России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через тер-риальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, м.б. применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответ-ти. Зависит от вида судна (военное или невоенное) и от хар-ра нарушения.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах тер-риального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима тер-риального моря РФ, м.б. остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответ-ти в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами тер-риального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в тер-риальное море своей страны или третьего гос-ва. Преследование в открытом море осущ-тся, если оно начато в тер-риальном море России и ведется непрерывно.

Уголовная юрисдикция прибрежного гос-ва не должна осущ-ться на борту иностранного судна, проходящего через тер-риальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым прест-нием, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия прест-ния распространяются на прибрежное гос-во; б) если прест-ние нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в тер-риальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо гос-ва флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного гос-ва не осущ-тся в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через тер-риальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответ-ти, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в тер-риальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного гос-ва. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного гос-ва и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное гос-во может потребовать от него покинуть тер-риальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному гос-ву, гос-во флага несет межд-ную ответ-ть.

5. Правовой режим международных рек

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.

Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.

Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.

Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Однако прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.

В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

 

6/ Международный договор как источник международного права

 

Международный договор является основным источником современного международного права, представляющий собой соглашение, заключаемое между государствами, межправительственными организациями и иными субъектами международного права. 
Международный договор может содержаться в одном, двух или нескольких документах, но Венская конвенция о правемеждународных договоров 1969 г. устанавливает правило о том, что договор обязательно должен быть заключен в письменной форме. Кроме того, порядок его заключения детально регулируется нормами международного права. 
Наименование международного договора может быть различным: декларация, конвенция, соглашение, устав, протокол, устав, пакт и т.д. Договор в этом значении употребляется как родовое понятие для всех актов данной формы. 
Статут Международного суда ООН в подп. «а» п. 1 ст. 38 говорит о международных договорах, устанавливая, что при решении переданных на разрешение международных споров он применяет «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами». 
Согласие государства или другого субъекта международного права на обязательность для него норм международного договора выражается путем подписания договора представителем государства, в том случае если: 
а) в тексте договора предусмотрено, что подписание влечет обязательность договора; 
б) договоренность участвующих в переговорах субъектов иным образом устанавливает правило о том, что подписание должно иметь обязательную силу; 
в) характер полномочий представителя государства позволяет придать подписанию договора обязательную силу либо намерение государства на это придание было выражено во время переговоров в ходе заключения международного договора. 
Основное место международных договоров в системе источников современного международного права обусловлено наличием определенных причин. 
Во-первых, процесс создания обычных норм международного права, в отличие от создания договорной нормы, занимает длительный промежуток времени. 
Во-вторых, создание обычной нормы, как правило, сопровождается затруднениями в установлении ее точного содержания, в то время как норма договорной формы имеет ясно выраженный характер. 
В-третьих, порядок, процедура заключения и процесс исполнения договоров субъектами международного права детально регламентированы нормами международного права, в частности, конвенциями о праве международных договоров 1969 и 1986 г. 
В-четвертых, преимущество договорной формы регулирования международных отношений заключается в предоставлении наибольших возможностей для согласования воль субъектов, в отличие от других форм регулирования. 
Перечисленные причины обусловливают развитие договорного регулирования в современном международном праве, предпочтению договорной формы всем остальным. Субъекты современного международного права, учитывая столь существенную роль договоров в международно-правовых отношениях, признают возрастающее значениемеждународных договоров не только как источников международного права, но и как средств развития мирного сотрудничества между государствами.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"