Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия созданы основополагающие учебники и учебные комплексы по курсу «Русское народное поэтическое творчество» для высших учебных заведений под редакцией В. П. Аникина, А. М. Новиковой, С. Г. Лазутина и др. Данный факт дает надежду на то, что интерес к фольклору (и к загадке тоже) станет более широким среди молодежи.

 Интерес к народной  загадке питался сознанием, что  этот жанр ценнее любого другого  энигматического жанра. Её рассматривали  не в ряду других загадочных  вопросов, а противопоставляя им  всем.

 Изучение загадок имеет богатую историю, которая начинает свой отсчет задолго до начала нашей эры.

Согласно памятникам древнерусской письменности, много  столетий тому назад загадка выступала  не только в качестве праздного испытания  ума, а являлась средством для иносказательно-условного общения людей при всевозможных тайных обменах информацией в военных и дипломатических делах. Д. Н. Садовников отмечает, что в ту пору в виде речи сугубо условного качества загадки применялись на разных состязаниях в мудрости и находчивости, не только в кругу семьи, но и в общении с неприятелем.

 В. Серебренников  утверждал, что «на Руси время  загадывания загадок точно определялось  народными приметами – «запук(г)ами». Нельзя было загадывать загадок  днем, летом и в пост, ибо, если  будешь загадывать загадки в это время, то коровы не будут ходить «с воли» домой или их может в лесу задрать волк или же сам заблудишься в лесу. Загадывать загадки можно было осенью, по окончании полевых работ, когда начнут по вечерам сидеть с огнем. Загадки загадывались на помочах, посиделках или в кругу своей семьи» [15, с. 1].

 Мнение о древности  происхождения загадок поддерживали  также Ф. И. Буслаев (1861), А.  Н. Афанасьев (1866-69), И. А. Худяков  (1861). Возникновение загадок они  связывали с мифотворчеством. И. А. Худяков («Великорусские загадки» 1861) считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до XIX в. загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Ф. И. Буслаев («Исторические очерки русской народной словесности и искусства» 1861) считал, что загадка отразила жажду человека к знанию, к пониманию важнейших явлений жизни. А. Н. Афанасьев («Поэтические воззрения славян на природу» 1866) рассматривал загадки в связи с изучением сказаний и мифов древних славян. Он считал загадки обломками старинного метафорического языка.

Известно, что загадки  широко входили в обряды, применялись  при испытаниях мудрости и смекалки. В сказках и мифах загадки  отгадывают вожди и герои, мудрецы и пророки, тем самым, утверждая своё право быть предводителями народа [5, с. 423].

 Связь загадок с  тайной условной речью крестьян  хорошо показана В. П. Аникиным  в работе «К мудрости ступенька.  О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке» (1988), который утверждал, что в древние времена охотники, рыболовы прибегали к тайной условной речи, а именно придумывали подставные условные названия орудий лова и охоты, названия промысловых птиц и зверей, дабы скрыть свои приготовления и сохранить в тайне намерения порыбачить и поохотиться; а так же, чтобы избежать нежелательных действий со стороны сознательных, по мнению человека, стихийных сил. Этот обычай долго присутствовал в жизни русских людей, а также других народов. Словесные запреты налагались по большей части на названия лесных и полевых зверей и птиц, на орудия лова и охоты, на обозначения места охоты и лова, на названия средств передвижения, домашней утвари и пищи, на названия «черной» силы и т.д.

 У некоторых народов  существовал обычай, по которому женщины не называли родственников мужа по имени. История возникновения подобных обычаев часто связана с так называемым табу и с верованиями древних людей, считавших, что слова имеют магическую силу.

 В. И. Чичеров,  подчеркивая древность загадок, отмечал, что они порождены условиями жизни первобытного общества, их основой была общественно полезная трудовая деятельность народа. И не случайно загадки входили в земледельческие обряды, а в сказках и песнях персонифицированные силы природы загадывают человеку загадки и покоряются отгадавшему их. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы обладать ей. Познание и борьба человека с силами природы воспроизводится в мифологических образах посредством загадывания загадок русалками, лешими и тому подобными сверхъестественными существами [16, с. 15].

 В загадках народ  запечатлел свои старинные воззрения  на мир. Близкое отношение загадки  к мифу придало ей значение  таинственного ведения, священной  мудрости, доступной преимущественно существам божественным. «У греков задает загадку чудовищный Сфинкс; в скандинавской «Эдде» боги и великаны состязаются в мудрости, задавая друг другу загадки мифического содержания и побежденный должен платить своею головою. Славянские предания загадыванье загадок приписывают бабе-яге, русалкам и вилам; как лужицкая полудница наказывает смертью того, кто не сумеет ответить на её мудреные вопросы, так и наши русалки готовы защекотать всякого, кто не разрешит загаданной ими загадки» [3, с. 11].

 Систематическое изучение загадки началось в XIX веке. С. Я. Сендерович выделяет два периода изучения загадок: филологический, вторая половина XIX – первая половина ХХ века, и этнологический, или антропологический, вторая половина ХХ века.

 «Филологическая традиция  опиралась на интуитивно определяемые стилистические наблюдения и шла по пути их анализа с точки зрения разгадки <…> Филологическая традиция рассматривала загадку как текст, не принимая во внимание реальных условий ее загадывания и разгадывания. Универсально разделяемой догмой в этой традиции было представление, что загадка должна быть разгадана с помощью индивидуальной остроты ума. В этом ключе проходил анализ загадки» [14, с. 40].

 Однако появилась  другая позиция, которая широко  разделялась этнологами. Народная загадка в естественных условиях загадывания-разгадывания не предназначена для разгадывания посредством индивидуальной остроты ума; разгадка представляет собой общинную собственность; оба участника процесса загадывания и разгадывания энигматического текста либо владеют и вопросом и ответом, либо находятся в процессе передачи этого знания от одной стороны – другой.

 

 

25.  Художественные особенности загадок.

 

Загадка — это своеобразный разговор: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое изображение предмета, по которому надо отгадать, о чем идет здравица. При этом первая часть обязательно предполагает опровержение. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер). Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что следовательно только ночью? (звезды); Что за существо людей питает, в церкви освещает? (пчела). В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, судьба от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано через первого лица — отгадываемого предмета. Например: Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю и всем добром плачу (дно). Встречаются загадки, построенные на диалоге: — Это черная? — Нет, красная. — А почему белая? — Потому, что зеленая (красная смородина). Нередки загадки, в которых отгадываемый вещь описан путем отрицания: Кругла, а не месяц. Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа). Встречаются загадки, в которых описание изложено в условной форме: желание я встала — До неба достала, Кабы руки да ноги — Я желание вора связала, Кабы рот да глаза — Я желание все рассказала (дорога).

Есть загадки с экспрессивными выражениями: Ах, каков Иван Поляков: Сел для конь И поехал в огонь (чугун и ухват). В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них предварительно всего следует назвать метафору. М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает частный материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки — овечки, куде-ля — стог: Пять овечек стог подъедают, Пять овечек удалять отбегают.

Игла — свинка, золотая  щетинка, соха — корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а между них — корова, бык  и конь (кобыла, жеребец). Они используются разительно многообразно, во всех "слагаемых": рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, аллюр и т. д. Дикие животные — медведь, волк, лиса, заяц — обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, храбрец, сокол фигурируют значительно реже.

Встречаются в загадках и антитезы. Например: Матушкой-весной в платьице цветном, Матушкой-зимой  в саване одном (поле). Некоторые  загадки построены через изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова усиленно изменен: Стоит пендра. На пендре лежит дендра И говорит кондре: "Не лазай на пендру. Там не одна кандра — И ундра есть" (печь, дед, кот, беспорядок и утка). Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна. Смежная рифма: Вырос в фон дом. Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены; Ходит дом ходуном для столбе золотом (рожь). Иногда первая строка рифмой не связана, другие зарифмованы: Маленький, горбатенький, однако поле обежал. Домой прибежал — Целый год пролежал (серп). нередко в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы). Каждая загадка — это отдельное художественное дело со своими поэтическими особенностями.

 

26.  Классификация русских народных сказок.

 

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила  сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение  во взглядах на сказку сопряжено с  тем, что расценивается в ней  как основное: установка на вымысел  или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает  классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при  проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация  русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее  каждый из видов

В сказках о животных человек :

1) играет второстепенную  роль (старик из сказки "Лиса  крадёт рыбу из воза");

2) занимает положение,  равноценное животному (мужик  из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

Возможная классификация  сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая  классификация приведена в указателе  сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в "Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка":

1. Дикие животные.

- Лиса.

- Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние  животные

3. Человек и дикие  животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная  классификация сказки о животных – это структурно-семантическая  классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В  сказке о животных выделяют несколько  жанров. В. Я. Пропп выделял такие  жанры как:

1. Кумулятивная сказка  о животных.

2. Волшебная сказка  о животных

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял  жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая)  сказка о животных

2. Волшебная сказка  о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка  о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка  о животных

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"