Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".
Русский народный стих по своей ритмической структуре весьма отличается от стиха устного творчества других славянских народов. Стих былин и старших исторических песен, а также части баллад — тонический, многосложный. Он имеет три или четыре сильных ударения, не закрепленных за определенным местом; здесь нет стоп, как в силлаботонической системе, в группу объединены слоги с неопределенным числом неударных слогов. Ритм связан с синтаксическим строением стиха. Стих обычно имеет паузу; первая часть его поется с повышением, вторая с постепенным понижением тона.
Русскому лирическому народному стиху широко свойствен так называемый распев: растяжение и варьирование по высоте слогов и замедление темпа. Музыкальная сторона русского фольклора исключительно самобытна и своеобразна.
Язык фольклора в
течение многих веков трудом талантливых
мастеров выработал систему
Национальное своеобразие русского фольклора не следует рассматривать как механическую сумму перечисленных особенностей. Суть национального своеобразия состоит в органической слитности этих особенностей, в их внутреннем соответствии друг другу, что создает их единство. Фольклор — живое творческое явление.
Следует подчеркнуть, что национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, т. е. развивающееся и изменяющееся. Основа вопроса состоит в том, что фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь, и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, психического склада (характера), моральных и эстетических понятий.
9. Древнейшие формы русского фольклора.
Древнейшие формы русского фольклора – обряды и обрядовый фольклор, к которым относятся календарные праздники и обряды, ритуальные песни (колядки, масленичные, троицко-семицкие, купальские, жнивные и др.) и песни-заклинания (подблюдные песни, веснянки, егорьевские песни, хороводы и др.), заговоры, причитания, поэзия похоронного и свадебного обрядов. По мере формирования русского государства существенно расширяется жанровый репертуар русского фольклора.
Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни, духовные стихи) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы). Более сложным является определение статуса народной баллады. В основе классификации эпических жанров лежит сюжетно-тематический принцип, что не отменяет и структурно-морфологических подходов в их рассмотрении. Подвиды суеверного рассказа – быличка (меморат) и бывальщина (фабулат). Потребность народа реагировать на исторические события, давать свою оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование эпических жанров крупной формы: былин и исторических песен. Былины делятся на циклы: Киевский (в центре богатыри-ратники Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Новгородский (былины о Садко, Василии Буслаеве), Брянские и Южнорусские. Более общее деление связано с магистральными сюжетами и идейными центрами каждой группы – архаические, героические, социально-бытовые. Исторические песни группируются по векам, и уже внутри каждого периода выделяются песни, связанные с конкретными историческими событиями: о монголо-татарском нашествии, Иване Грозном, эпохе Смуты, Скопине-Шуйском, Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачёве, Отечественной войне 1812 г., Крымской войне и т. д.
Необрядовая лирика
включает любовные, семейные, социально-бытовые,
игровые, шуточные и сатирическ
Народная драма
представлена обрядовыми и
Детский фольклор
делится на материнский (
В каждом жанре наряду с общими принципами поэтики выделяются доминирующие. Гипербола, общие места характерны для былин; повторение с нарастанием – для баллад; отсутствие сюжета – для лирических песен; иносказание – для подблюдных песен, загадок и т. д. Традиционным средством поэтики лирических жанров русского фольклора является психологический параллелизм как композиционный приём (А. Н. Веселовский), различные типы которого характеризуют усвоенные человеком образы внешнего мира в формах своего самосознания: «Не свивайся трава с повилицей – Не свыкайся молодец с девицей». Для ранних жанров рус. песенного фольклора характерны анимизм, тотемизм и антропоморфизм, гиперболизации и заклинательный характер поэзии. Для более поздних – символы и символические картины, избирательное (ситуативное) употребление эпитетов и наполнение произведений литературно-книжной лексикой. К малым жанрам рус. фольклора относятся пословицы, поговорки, загадки (эпические жанры), частушки, припевки (лирические жанры). Для одних характерны как стихотворная, так и прозаическая форма (пословицы, загадки), для других – только стихотворная (частушки, припевки), причём с сильным импровизационным началом при устойчивости вариантов при передаче текстов.
Первые записи произведений
рус. фольклора сделаны в 1619–
10. Вариативность в русском фольклоре.
Вариант (через лат. variantis — "меняющийся") — каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а также его зафиксированный текст.
Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой разновидность отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями либо одним.
Устная народная традиция стремилась сохранить, оградить от забвения то, что было наиболее ценным. Традиция удерживала изменения текста в своих границах. Для вариантов фольклорного произведения гордо то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого.
Обратимся к вариантам загадки о небе и звездах. Они были записаны в разных губерниях — Московской, Архангельской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Самарской и др. (см. в Хрестоматии).
Художественную основу загадки составляет пример: что-то рассыпалось, и его не собрать. Метафора подвижна. Из вариантов мы узнаем, что именно могло рассыпаться. якобы оказывается, рассыпался горох (горошек), бисер, ковер, корабль, собор. Обычно отмечается, где это произошло: по сту дорог; у наших у ворот; на рогожке; сообразно всем городам, по всем пригородам; по мхам, по морям; для двенадцать сторон. В одном из вариантов возникает повествовательная преамбула, разъясняющая обстоятельства случившегося: Шла девица из Питера, Несла кувшин бисера; Она его рассыпала <…> Наконец, перечисляются те, кому рассыпавшееся не собрать: царю, царице, красной девице, белой рыбице (символ девушки-невесты), дьякам (думным дьякам), попам, серебреникам, князьям, умным мужикам, грамотным людям, нам дуракам. Упоминание серебреников намекает для скрытое сравнение: рассыпались деньги, монеты.
Белая рыбица говорит
о взаимодействии со свадебной поэзией.
В одном из вариантов невозможность
собрать рассыпавшееся
Несмотря на силу и могущество традиции, варьирование все же могло зайти довольно очень, выразить какую-либо новую творческую тенденцию. Тогда рождалась новая версия фольклорного произведения.
Версия (через лат. versare — "видоизменять") — группа вариантов, дающих качественно иную трактовку произведения.
Например, между вариантов рассмотренной нами загадки есть такой: Написана грамотка По синему бархату, И не прочесть этой грамотки Ни попам, ни дьякам, Ни умным мужикам. Это уже новая разновидность, поскольку устойчивый элемент загадки (рассыпался — не собрать) приобрел иной облик (написана — не прочесть).
точно видим, различия между версиями более глубоки и существенны, чем различия между вариантами. Варианты группируются в версии по степени близости и диапазону различий. Вариативность — фортель существования фольклорной традиции. Представление об устном произведении можно составить исключительно на основании учета как можно большего числа его вариантов. Их должен рассматривать не изолированно, а в сопоставлении между собой. В устной традиции нет и не может оставаться "правильных" или "неправильных" вариантов — она подвижна по своей сути. Появляются варианты как высокого, беспричинно и низкого художественного качества, развернутые или сжатые и т. д. Они все важны для понимания истории фольклора, процессов его развития.
около записи фольклорного произведения, если она в научных целях, необходимо соблюдать определенные требования. Собиратель должен точно воспроизводить текст исполнителя, а сделанная им запись — иметь беспричинно называемый "паспорт" (указание — кто, где, если и от кого записал данный вариант). только в этом случае вариант произведения обретет свое место в пространстве и времени, будет полезным чтобы изучения фольклора.
11. Общефольклорные явления и фольклор разных народов
Если взять весь мировой фольклор разных народов, и соединить воедино, то мы получим своеобразный достоверный исторический документ, прошедший свой многовековой путь и сохранившийся по ныне, вопреки эпохам, мировоззрениям, и влияниям со стороны заинтересованных в этом лиц и организаций. Эпические поэмы, сказки, песни, пословицы, анекдоты говорят нам об отношении народа к разным историческим деятелям, разным чинам, различным событиям. Они часто характеризуют такие стороны жизни различных слоёв общества, которые по понятным причинам не нашли и не сохранились в письменных документах, либо были позднее корыстно уничтожены во избежание позора и сокрытии неприятной правды.
Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Извечные идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, но в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта и его истории. Например, герой русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля, персонажи народного театра русский Петрушка или Итальянский Пульчинелло всегда одерживают победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают дажесаму, казалось бы, непобедимую смерть.
Огромное богатство представляемых образов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм – вот отличительные качества народного творчества. Так как даже очень умелый писатель не в состоянии поравняться с многообразной и разносторонней народной фантазией, и количеством разнообразных словес и их удачными хитросплетениями отточенными в веках. Шибко велико художественное и эстетическое значение фольклора.
Фольклор, его художественное совершенство, значительность содержательных форм, как мёдом привлекает к себе многочисленных композиторов, художников и писателей. Многим удалось вписать себя в историю своевременно и грамотно использовав фольклор в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа художественному мастерству, не измеряемому опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготовленной веками почве фольклора. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», а датский сказочник Ганс Христиан Андерсен пересказал детям и взрослым много народных сказок. Любили обращаться к бескорыстной помощи фольклора и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, Максим Горький, Н.А. Некрасов и другие (очень многие).
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"