Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

— Испей еще глоток, — все так же улыбаясь, молвил старичок.

Илья послушно выпил  приятной сладковатой воды и ощутил в себе великую силу.

— За терпение твое и  веру исцелил тебя Господь, — сказал странник. — Будешь ты защитником Руси святой, веры нашей православной. И смерть тебя в бою не настигнет.

Илья Муромец. Кто он, этот русский богатырь, во имя чего совершает свои подвиги? О нем  сложено былин больше, чем обо  всех других богатырях. Могучий и  справедливый, Илья — старший на заставе богатырской. Дремучие непроходимые леса стояли в древности между Северо-Восточной Русью — Владимиром, Суздалем, Ростовом — и Поднепровьем со стольным Киевом. В Киев добирались, объезжая леса, ехали к верховью Волги, оттуда к Днепру и по воде до Киева. Но вот к середине XII века появилась в лесных дебрях дорога. Она вела прямо от Оки к Днепру. Дорога эта была намного короче, но и намного беспокойнее прежней. Разбойники грабили и убивали путников. Множество крестов вдоль дороги указывали на могилы тех, кто остался здесь навечно. О таком кресте говорит князь Владимир в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»:

А у той ли у Грязи-то Черной,

Да у славной у  речки у Смородины,

А у того ли креста у  Леонидова

С оловей сидит Разбойник, Одихмантьев сын.

В эти времена Русь разоряют враги и внешние, и внутренние. В пределы ее то и дело вторгаются иноземцы. Князь Владимир сетует:

Как у славного у городд Чернигова

Нагнано тут силы много-множечко.

То пехотою никто  не прохаживал,

И на добром коне никто да не проезживал.

Препятствия на дороге были угрозой не только для одиноких путников. Они вредили самому Киевскому  государству. Сокрушались князья, но справиться с этим злом им было не под  силу. Именно этой прямоезжей дорогой  едет богатырь Илья Муромец в стольный Киев-град. Ему Русь обязана избавлением от Соловья Разбойника, что сидел у речки Смородины.

 

 

35. Историко-героические русские былины. Анализ одной из былин.

 

Русский героический  эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою  помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается 

Вот как описывает  Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту  нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей  орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным  тоном. Многие русские былины говорят  о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.

Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:

Очи соколиные,

Брови соболиные,

Походка павлиная;

По двору идет,

Как лебедь плывет.

 

36. Социально-бытовые русские былины. Анализ одной из былин.

 

В пору феодальной раздробленности  Руси постоянно возникали раздоры  между князьями, переходившие в кровопролитные войны. Эпос «не замечает» таких  войн. Богатыри, отстаивая единую Русскую  землю, сражаются только с иноземцами. Это не значит, однако, что распри между городами и княжествами не нашли отражения в эпосе. Падение политического престижа Киева заметно в тех былинах, в которых приезжие из других русских земель и городов богатыри побеждают князя Владимира или его людей в различного рода состязаниях. В отличие от былин на социально-политические темы, где конфликты улаживаются относительно мирно, семейно-бытовые конфликты, как и в воинских былинах, разрешаются богатырской силой, но победитель далеко не всегда прав. Иначе говоря, былины ставят серьезные проблемы нравственного порядка.

В разделе представлены былины, напоминающие средневековые  новеллы с «занимательным» сюжетом  на тему внутренней жизни семьи, города, государства. Военные столкновения с иноземцами не исключаются, но не они главное в этих былинах.

45. Соловей Будимирович.  Кирша Данилов, № 1.

Былина на тему сватовства и женитьбы былинных героев. В отличие  от богатырской женитьбы, когда невеста  добывается сражением,

здесь происходит мирное сватовство (с некоторыми осложнениями, внесенными торговцем-неудачником Давыдом Поповым). Соловей Будимирович, как и жених в свадебных песнях, прибывает с «чужой стороны», на кораблях, с дружиной; «земля непаханая и неораная» в зеленом саду, которую получает от князя герой, постройка дружиной теремов в саду Запавы Путятишны, игра Соловья на гуслях — эти и ряд других образов и ситуаций обычны для свадебного обряда. Однако в отличие от свадебных песен, в которых эти образы и ситуации иносказательно-символически изображают обстановку и действия, в былине они «достоверны».

Из исторических фактов, могущих преобразоваться в былинное событие, наиболее вероятный — женитьба норвежского принца Гаральда на дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Гаральд, впоследствии король норвежский, дважды приезжал в Киев. Первое его сватовство к дочери Ярослава Мудрого было неудачным. После десятилетнего пребывания в Византии он вернулся в Киев и взял за себя Елизавету (1042—1043).

 

 

37. Предания, легенды, были и былички. Особенности каждого жанра.

 

Быличка — жанр устного  народного творчества: рассказ героя  о встрече с «нечистой силой» В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга  мотивов, сюжетов, персонажей; опора  на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов  могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете  господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует  отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени[5].

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

 Предание — это  устный рассказ, который содержит  сведения об исторических лицах,  событиях, передающиеся из поколения в поколение.Различают исторические предания (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном), топонимические — о происхождении названий (например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Также имеется Церковное Предание.

У этого термина существуют и другие значения, см. Легенда (значения).

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое», «собрание литургических  отрывков для ежедневной службы») —  одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях в том числе рассказы из святого писания, деяний святых апостолов, жития святых.

В переносном смысле относится  к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в  сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный  синоним понятия миф; эпический  рассказ о происходившем в  незапамятные времена; главные герои  рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды делят на религиозные  и социальные.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными  на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о  ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и  деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения  «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

 

38. История возникновения и поэтика русских исторических песен.

 

Отдельным жанром фольклора  являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3 «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа. Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.

музыкально-поэтические  произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня.

 В России исторические  песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне «Взятие Казани» изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни — своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен («Казнь стрельцов», «Полтава», песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. — в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике — Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"