Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Во времена, когда было трудно с письменностью, фольклор жил и передавался только в устной форме. Заимевшая образование Европа стала собирать и тщательно записывать фольклор примерно 350 лет назад, а изучать его стали еще позже – аж в конце XVIII века. Однако за последние 200 с небольшим лет успели опубликовать без сомнения замечательные книги. Такими книгами являются сборник немецких сказок братьев Гримм, и замечательный сборник русских народных сказок А.Н. Афанасьева, известный сборник русских народных пословиц Владимира Даля, множественные издания песен разных народов, собрания поговорок и загадок, анекдотов, заговоров и т.п.

В наши дни представлены отдельными книгами (за деньги), и сайтами (бесплатно), сборники сказок, сборники пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов мира. Появляются и живут разные фольклорные сборники произведений как печатные, так и цифровые: книжки для малышей, интересные сборники сказок, которые с удовольствие читают и взрослые и дети, песенники, коллекции анекдотов, былин, а бывает, выходят и научные издания.

 

 

12. Особенности фольклористики – науки о фольклоре.

 

Долгое время фольклористику считали промежуточным звеном между  филологией и этнологией. Однако она  имеет собственные историю, объект исследования, полевую практику, методики, пользуется также познавательным инструментарием других наук.

Фольклористика - Наука, изучающая закономерности и особенности  развития, характер и природу, сущность и тематику фольклора, его специфику, общность с другими видами искусства.

Основными задачами фольклористики является исследование общетеоретических проблем фольклора, его истории, этапов развития науки о фольклоре, закономерностей и динамики развития поэтики, жанров и видов художественного воспроизведение действительности, генезиса художественного мышления, идейно-художественной структуры мифологического мышления в традиционной культуре, ритуального контекста фольклорной жанрологии, фольклористики определенного этапа литературного процесса или творчества отдельного писателя.

В зависимости от решения  конкретных задач в структуре фольклористики различают теорию фольклора, истории фольклора, текстологию фольклора, классификацию и систематизацию фольклора, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Теория фольклора изучает  сущность фольклора как специфического синкретического явления народной культуры, художественного мышления народа; типологию фольклорных форм, позволяет выявлять общечеловеческие, национальные, локальные и региональные особенности фольклора, способы бытования, сохранения и устной передачи фольклорных текстов в пространстве. Наконец, теория фольклора разрабатывает терминологию (совершенствует существующую, определяет предметное поле новых понятий) и занимается содержанием учебных дисциплин.

 

 

13. Роды, жанры и жанровые разновидности русского фольклора.

 

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание  фольклористике пользоватьстя терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Различие родов, жанров и жанровых разновидностей, и для слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие и отмирание которых - важный процесс в истории литературы и искусства.

Однако, чтобы представить общую картину классификации типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств; во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам, во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

В таком случае жанры  русского народного поэтического творчества предстанут перед нами в следующей  схеме:

^ 1. Обрядовая поэзия      - календарная ( зимний, весенний, летний и осенний циклы )

- семейно-бытовая ( родильная,  свадебная, похоронная )      - заговоры

^ 2. Необрядовая поэзия

а) эпические прозаические жанры  - сказка   - предание   - легенда 

б) эпические стихотворные жанры   - былина    - исторические песни    - балладные песни

в) лирические стихотворные жанры  - песни социального содержания   - любовные песни   - семейные песни  - малые лирические жанры ( частушки, припевки )

г) малые нелирические жанры   - пословицы   - поговорки   - загадки

е) драматические тексты и действия   - ряженья, игры, хороводы          - сцены и пьесы

В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных  родовых и жанровых явлениях: о  лиро-эпических песнях, о сказках-легендах и т.п. Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами. Возникновение жанров - процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора.

Русское народное поэтическое  творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне  отразило жизнь русского народа. Его  жанровый состав богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фолькоре многих других народов - общефольклорные жанры (сказка, пословица, загадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частушки и нет в нем дум и коломыек, которые свойственны украинскому фольклору. Кроме того, различна популярность жанров в фольклоре разных народов, например, в украинском более распространены шуточные, юмористические песни, нежели в русском или белорусском.

При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как  и в литературе, употребляются две формы речи - стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фолькоре также существует, но имеет специфические особенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод.

До сих пор мы можем  встретиться с разными вариантами и адаптациями той же песни, хоровода или той же русской пляски. Подобное явление существует также и в  других славянских странах, в том числе и в Чехии и Моравии. Русская пляска, народная песня и различные ансамбли песни и пляски, хоры, которые исполняют свои художественные произведения под аккомпонемент народных инструментов, взаимосвязаны. Они могут существовать только вместе и производят комплексное благоприятное впечатление на зрителей.

 

 

14. Состав и классификация жанров русского фольклора.

 

Русское народное поэтическое  творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне  отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов — общефольклорные жанры (сказка, пословица, загадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частушки и нет в нем дум и коломыек, которые свойственны украинскому фольклору; краковяки есть только в польском фольклоре и только в болгарском фольклоре есть особого рода мифологические песни, но таких жанров нет в русском народном творчестве. Кроме того, различна популярность жанров в фольклоре разных народов, например в украинском более распространены шуточные, юмористические песни, нежели в русском или белорусском; в украинском и белорусском фольклоре более широко, нежели в русском, бытовали колядки. Различаются жанры и по своему характеру. Так, в белорусском фольклоре сказки имеют более героический характер, чем в русском и украинском, возможно, потому, что в белорусском фольклоре нет героических эпических песен. Как видно из приведенной схемы, жанры входящие в состав русского фольклора, различаются между собой по содержанию, структуре и функциям [1, 147—154; 2. 58—76]. Эти различия служат основой классификации жанров. При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи —стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фольклоре также существует, но имеет специфические особенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод. Собственно драматические формы очень поздние и возникли под влиянием литературы («Царь Максимильян», «Лодка»). Система жанров. Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора. Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотношениями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров. Общность идейно-художественных принципов. Несмотря на то что каждый отдельный жанр имеет более или менее определившиеся особенности (жанрообразующие признаки), им всем свойственны общие черты, которые и объединяют жанры во внутренне связанную систему, состоящую из взаимозависимых произведений. Прежде всего, жанрам устного поэтического творчества свойственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии и воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему. Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу — изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой — труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей — личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой — моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему. То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Начиная с общности морали пословиц и сказок, предметов загадок и сказок и кончая сходством тем, сюжетов и героев исторических песен, исторических преданий, например об Иване Грозном, фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, "естественно, и общие картины природы и быта, сцены событий и подвигов, борьбы с чудовищами, например, в сказках и былинах, сходные типы героев. Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики — простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных). Жанры устного народного творчества связаны между собой лакже общей системой художественных средств фольклора —своеобразием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка —картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов. Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа. Взаимоотношения жанров. В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве. Генетическая связь жанров. Генетическая связь жанров предполагает, что жанры складываются на предшествующей им обще-фольклорной основе, в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого. Так, былина формировалась не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне. Частушка возникла на широком материале лирических песен разного типа, в том числе плясовых и игровых. Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный вывод, моральный афоризм. Эту точку зрения поддерживал в своих работах А. А. Потебня. Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной». От более ранних жанров нововозникающие воспринимали и некоторые черты общей структуры, и элементы поэтики (символика в лирической песне и символика в частушке), и стих (стих былины и стих исторических старших песен). Этот эволюционный путь происхождения жанров связывает их между собой. В истории фольклора существует и противоположное явление — воздействие новых жанров на старые, причем ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых. Так, историческая песня, возникнув как продолжение былины, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например уменьшение роли общих мест, изменение стиха. Частушка, возникнув как модификация традиционной лирической песни, сама затем стала оказывать на нее влияние, под действием которого в лирической песне уменьшился распев, упростились композиция, сюжетная ситуация и символика. Сказка под влиянием простых устных рассказов — побывальщины и сказа —стала принимать более бытовой характер, меньше использовать фантастику, схематизировала сюжет, сводя его к одному событию, упростила манеру повествования и традиционные приемы. Включение одних жанров в другие. Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого. Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия. Например, в былине «Добрыня и змей» мать Добрыни советует ему перед трудным делом: Ложись-то спать да рано с вечера, Но утро будет оно мудрое: Мудренее утро будет оно вечера. В былинах употребляется заговор. Илья Муромец, прежде чем стрелять в Соловья-разбойника, заговаривает свою стрелу. Заговор введен и в былину о Добрыне и Маринке. В исторических песнях есть места, похожие на причитания, а иногда и целая песня имеет форму плача («Плач Ксении»). В сказку вводятся песни (например, песня Аленушки о братике Ивашечке), загадки, которые должен отгадать герой.

 

15. Взаимоотношения жанров в русском фольклоре.

 

В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора  происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу. В истории фольклора  существует и противоположное явление - воздействие новых жанров на старые, причем ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых. Длительное сосуществование жанров приводит к их соединению, слиянию или, точнее, к переходу жанра в другую группу. Близки между собой некоторые свадебные и семейно-бытовые необрядовые песни по темам, структуре и персонажам, например, песни-жалобы женщины на свою тяжелую жизнь. Мотивы выдачи за немилого, жестокости родителей, жизни в чужой семье. Но в свадебных песнях об этом говорится как о вероятном будущем, а в семейно-бытовых как уже о совершившемся, реальном. Сходство мотивов служит основанием широкого взаимодействия и взаимоперехода свадебных и семейно-бытовых песен. То же можно сказать о некоторых группах свадебных, игровых и любовных песен, которые стали исполняться и в обряде, и игре, и вне их. В результате сложного взаимодействия родов и жанров возникают промежуточные, переходные жанры, например, лиро-эпические, характерные для поздних исторических солдатских песен.

Что касается русского народного  танца, ему уже сотни лет, но в  настоящее время он переживает новый  этап в своем развитии. Наряду с  устоявшимися видами русского народного  танца и традиционными формами  его исполнения и построения возникают  новые виды, создаются новые формы построения. Все большее количество молодежи принимает участие в пропаганде и широком распространении русского танца. Сегодня нет ни одного танцевального коллектива, как самодеятельного, так и профессионального, который не имел бы в своем репертуаре русского танца.

Танцевальные ансамбли, народные хоры и самодеятельные коллективы Российской Федерации включают в  свой репертуар русский танец. По всему миру разнесли славу русского народного танца наши многочисленные профессиональные, а также самодеятельные коллективы, группы исполнителей, дуэты и солисты. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.

 

16. Изменения жанров фольклора периода феодализма.

 

“Русский народ создал огромную изустную литературу… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она  была достоинством и умом народа. Она  становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов”. Фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества. Фольклорные произведения возникли и бытуют в народных массах. Но понятие “народ” – социально-историческое. В разные исторические эпохи социальная структура народа была разной. В доклассовом обществе фольклор удовлетворял запросы всех людей. В эпоху феодализма народные произведения преимущественно выражали настроения и мысли обездоленного крестьянства и “рабочих людей”, то есть тех же крестьян, находившихся на подневольной работе у заводчиков и фабрикантов. Жанры и выразительные средства Ф. вырабатывались и развивались исторически. Они изменялись соответственно изменению их жизненного содержания. Ф. изображает жизнь народа, явления истории, имеющие народное значение. В нем большую роль играют вымысел и фантазия. В древнейших произведениях есть следы мифологии (обрядовые песни, ранние былины), в более новых - черты христианизации (напр., вместо языческого Белеса появляется христианский Власий), в самых новых произведениях возрастают черты реализма и нового быта, утрачивается многое из традиционной поэтики. В истории Ф. происходит взаимодействие жанров, вытеснение старых новыми, сближение Ф. с художественной лит-рой и профессиональной музыкой. Так, старый жанр былины испытывает воздействие нового жанра исторической песни, а историческая песня - воздействие еще более нового жанра - солдатской песни. В терминах "фольклор" и "устнопоэтическое творчество народа" слово "народ" подчеркивает социальную природу Ф. и его идейную сущность; Ф. - творчество, созданное народом и для народа, творчество трудового народа (М. Горький). В Ф. выражаются чаяния и ожидания народные (В.И. Ленин), оценки действительности, высокие нравственные качества народа, его вера в свои силы, критическое отношение к царю, барину, купцу, попу и даже богу. Пословица 16 в. говорит о боярах: "Времена шатки - береги шапки". Белинский в письме к Гоголю приводит пословицу, где народ иронически судит об иконах: "Годится - молиться, не годится - горшки накрывать". Историю народа нельзя понять, не учитывая Ф. (М. Горький). Но не всегда народно все, что живет в народе. Отсталость народных масс служила почвой для создания произведений, искаженно представляющих жизнь, для проникновения в их среду произведений чуждой идеологии, - казенно-патриотических песен, мещанских романсов, блатных песен. Вместе с тем народность Ф., как и лит-ры, исторически изменялась: в советском Ф. она в известной степени иная, нежели в дореволюционном.

 

17. Изменения жанров фольклора  периода капитализма.

 

С развитием капитализма  в народном творчестве большое место  занял рабочий фольклор. Фольклор рабочих (рабочий фольклор) – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или  усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды. Устный репертуар рабочих был значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX в. , а также позднее, в среде рабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы рабочих, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор рабочих, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней. Однако, в отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга. Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов – непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов.

 

18. Советский фольклор. Традиционные жанры и их изменения

 

Русский  советский  фольклор представляет собой массовую форму народной поэтической культуры эпохи социализма.  Своими корнями  эта культура уходит в вековые  народно - поэтические традиции, она вырастает на их основе и является органическим и закономерным их продолжением в новых исторических условиях.  Особенности  советского  фольклора  тесно  связаны с историей советского общества. В ходе борьбы за Советскую власть, в кровопролитных битвах в гражданскую и великую отечественную войны народное поэтическое творчество обогащалось новыми чертами и новым содержанием.  По  сравнению  с  традиционным  текст в советском фольклоре приобрел более устойчивое и самостоятельное значение, однако и здесь он окончательно не закреплен за автором и не канонизирован. Поэтому он может подвергаться действию фольклорных законов бытования. 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"