Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, былевой эпос должен был возникнуть из лиро-эпических песен, слагавшихся по живым следам замечательных событий общественного характера, происходивших в княжеско-дружинной среде.  

 

 

33. Основные циклы былин и их особенности.

 

Былины — русские  народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения  «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский - сложились во время расцвета Киева  и Новгорода. Киевский цикл имеет  ряд особенностей:

действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема - защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др.

К новгородскому циклу  относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Вопрос происхождения  и исторической периодизации былин  вовсю дискуссионный.В фольклористике существуют разные взгляды на место  сложения былин и на время возникновения этого жанра. Одни исследователи (В.Ф.Миллер, братья Соколовы и др.) считают, что жанр былин сложился в условиях Киевской Руси одновременно с описываемыми событиями и в последующие годы получил лишь развитие. Другие ученые (М.Е.Халанский, С.К.Шамбинаго и др.) утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси, как песни о прошлых событиях. Вопрос о времени происхождения эпоса продолжает волновать и современных ученых: Д.С.Лихачев выдвинул предположение о том, что былины в основном сформировались в средние века, после падения Киевской Руси, как героические песни, объединенные образом стольного города Киева. Согласно этой теории, былины слагались как песни о прошлом, а не о современности. По мнению В.Я.Проппа, многие из былин явились отражением борьбы не с реальными врагами, а с мифологическими существами, они основаны не на исторических событиях, а на вымысле. В.Я.Пропп подразделяет былины на три группы; эпос периода развития феодальных отношений (былины о Волхе и Святогоре, былины о сватовстве и о борьбе с чудовищами); эпос времени борьбы с монголо-татарским нашествием; эпос эпохи образования централизованного Русского государства.

В.П.Аникин отмечает разные периоды в исторической периодизации былин: мифологический период, Киевский период, Владимиро-Суздальский период, Галицко-Волынский, Псковско-Новгородский, Брянский и др., т.е. он выделяет и «областной эпос». Большинство современных ученых полагают, что былины, в своей значительной части, возникли в период Киевской Руси. При рассмотрении этого сложного вопроса надо учитывать большое разнообразие русского эпоса, вряд ли его можно связать с каким-либо одним историческим этапом, ведь есть былины, в содержании которых отражается еще докиевский период (былины о Волхе Всеславьевиче, о Добрыне и Маринке и др.). Видимо, надо прийти к выводу, что вопрос о происхождении былин не имеет однозначного ответа, в каждом случае он имеет индивидуальное решение. Но в фольклористике различают три этапа в развитии былин:

I этап – 9-12 века, он  совпадает с расцветом Киевской Руси. Былины этого периода рассказывают о змееборцах, так как враг в этих былинах предстает в образе мифологического чудовища – змея. Один из первых героев былин – это Добрыня Никитич, который имеет исторический прототип («Добрыня и Змей»). Эта былина аллегорически представляет принятие на Руси христианства, т.е. борьбу христианства с язычеством. Уже в этих былинах появляется образ князя Владимира, прототипом которого был князь Владимир Святославович. Вначале образ князя был положительным, он обрисован как человек, объединивший русские земли.

II этап – 13-15 века, период  распада Киевской Руси, период  нашествия татаро-монгол на Русь, поэтому все былины получают  антитатарскую направленность. В  былинах произошло хронологическое  смещение времени, события более поздние приурочены к периоду Киевской Руси. На этом этапе возникают новые персонажи – Илья Муромец и Алеша Попович. Происходит циклизация былин, т.е. былины объединяются в группы вокруг одного центра: киевские (воинские, богатырские) и новгородские (социально-бытовые). В былинах, возникших на этом этапе, происходит «снижение» образа князя Владимира, из положительного героя он превращается в отрицательный персонаж (не может найти богатыря, который бы защитил город, его поведение и внешность выглядят смешно).

III этап – 16-17 века, происходит окончательное формирование  жанра, былины получают тот  завершенный вид, который зафиксирован  в записях собирателей. Не появляются  новые сюжеты, не возникают новые  образы. В некоторых былинах вместо  Киева упоминается Москва, отражается идея необходимости централизации русских земель, но сохраняется идейная направленность былин – рассказ о героической борьбе богатыря с внешними врагами.

18 век – период бытования  былин, т.е. былины продолжают  исполняться, не обогащаясь новыми сюжетами или образами, 19-20 века – период затухания и исчезновения жанра.

Мы принимаем традиционное подразделение былин на киевские и новгородские, но это не значит, что былины складывались только вокруг этих центров. Исследователи доказали, что было несколько областных центров, вокруг которых создавались былины: это Галицко-Волынский цикл, Владимиро-Суздальский, Черниговский, Брянский и др. В.Я.Пропп доказывает, что все эти былины включались в общерусский эпос. Областные сюжеты, которых очень мало, создавались под влиянием уже существовавших традиций этого жанра, они тоже формировали общерусский эпос.

Сборники былин, опубликованные с конца XVIII века до конца ХХ, содержат более 2500 текстов. Эти тексты различны по темам, сюжетам, образам героев, структуре, но их систематизация и изучение затруднено, так как в русской науке нет сводного каталога или указателя былин. В современной фольклористике сохранилось деление на два цикла – киевский и новгородский, предложенное впервые В.Г.Белинским; хотя используется и деление на два типа – воинские и социально-бытовые. Некоторые былины занимают промежуточное место, их нелегко отнести к тому или иному типу (например, былины о женитьбе князя Владимира).

Воинские, богатырские, героические  былины рассказывают о защите родины от врагов, героями их стали русские богатыри. Социально-бытовые былины говорят в основном о жизни Новгорода, наиболее известны былины новгородского цикла о Садко и Василии Буслаева. 

 

34. Древнейшие русские былины. Анализ одной из былин.

 

О русских богатырях  — героях, действительно существовавших, подвиги которых сохранились  навсегда в памяти нашего народа, мы узнаем из былин. Само название «былина», то есть быль, показывает, что речь в  них ведется о том, что было, что имело место в жизни. Народ называл их еще «старинами», то есть песнями о старине. Былины появились в ранний период истории древнерусского государства, в XI—XII веках. Влиятельными городами тогда были на Руси Киев и Новгород. А Москва в то время была совсем маленьким поселением и не играла в жизни государства значительной роли. Поэтому действие былин чаще всего происходит в Киеве и Новгороде. Русь уже тогда вела оживленную торговлю с соседями. В былинах упоминается знаменитый путь «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Ладожское озеро, Нева-река и Варяжское (ныне Балтийское) море. Сказители знали о дальних странах и землях — Индийском царстве, Царьграде (Константинополе), о земле Веденецкой, то есть, как считают исследователи, о Венеции купеческой. Читая былины, мы узнаем, как жили наши предки, как были устроены древние города, их крепости и защитные башни, какое было оружие у мужчин, какие наряды носили женщины и многое-многое другое.

Певцы былин подчеркивали, что рассказываемое ими действительно  было. Часто они заключали былину словами: «То старина, то и деяние». Былинный стих имеет особенный строй, ритм. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона сочеталась с живыми разговорными интонациями. Певцы былинные сопровождали свою текучую речь игрой на гуслях. Главные герои былин — богатыри. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное — выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами — рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо, так что враги валятся, как подкошенная трава. Гиперболично, то есть с преувеличением, изображаются враги Руси — Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей Разбойник и другие. Так народ выказывал свое отношение к чужеземным захватчикам. Исследователи пытаются как-то упорядочить, классифицировать огромное разнообразие былин. Одни делят их на два цикла: киевский и новгородский. Киевский цикл — былины, в которых изображается стольный град Киев — центр государства во главе с князем Владимиром. Главная роль в укреплении государственного единства Руси принадлежала князю Владимиру Святославичу (7—1015), которого народ прозвал Красное Солнышко, и именно эту эпоху отражают былины киевского цикла. Вокруг Владимира собираются богатыри из самых разных областей — Мурома, Ростова, Рязани, чтобы защищать Русь от врагов. В былинах киевского цикла изображается сам стольный город, княжеский двор, палаты его. Считается, что сочинялись былины именно в Киеве, а оттуда уже расходились по всей Руси. Со временем некоторые древние былины стали видоизменяться, к ним прибавлялись новые части — сказания стали как бы многослойными. Вот почему князь Владимир порой фигури рует в былинах, где описываются со бытия совсем других эпох. Новгородский былинный цикл — это, по словам исследователя былин В.Я. Проппа, «яркое местное образование». Новгородские былины тесно связаны с жизнью и историей этого города. Богатый, с высокой культурой, Новгород жил самостоятельной напряженной жизнью, хотел иметь и имел все свое — и даже былины. Самые знаменитые былины новгородского цикла — «Садко», «Василий Буслаев »,«Ставр Годинович». Но есть былины, которые нельзя отнести ни к тому, ни к другому циклу. Они древнее Киева и Новгорода и созданы еще до образования Руси. Это, например, былины об охотнике Волхе, о богатыре Святогоре. Некоторые ученые разделяют все собрание былин по тематике. К примеру, былины — а таких довольно много — о добывании невесты получили название «свадебных», или «о сватовстве». Особенно интересны из них «Садко», «Соловей Будимиро-вич», «Дунай Иванович ». Былины, где изображены воины-богатыри, сражающиеся с врагами за Русь святую, обозначаются как «героические». На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ 

В пещерах Киево-Печерской  лавры покоятся мощи святого, имя  его — Илья Муромец. Известно, что  в пре- клонном возрасте пришел он в монастырь и стал монахом, что он был велик ростом и что рука его пробита копьем. По преданию, то есть по расска- зам, дошедшим до нас от наших пред- ков, святой Илья Муромец — это тот самый богатырь, о котором сложено столько былин.

Под древним городом  Муромом, в селе Карачарове, родился мальчик, крепкий, крупный — словом, богатырь. Дали имя ему — Илья. Радовались на него родители, дивились сельчане — да только недолго. Напала на мальчика черная хворь, отнялись у него ручки-ножки, не мог он и шагу ступить, не мог даже игрушку в руке удержать. Чем только не лечили родители первенца своего, какими травами не поили — ничего не помогало. Подолгу на коленях молилась мать: просила прощенья за грехи свои, просила исцеления сыночку. Шли годы. И вот уже юношей стал Илья. Лицом прекрасен, в плечах могуч, но — неподвижен. Очень горевал он, что сиднем сидит, ничего делать не может, что обуза он для отца с матерью. И чтобы не задавили печаль и отчаяние, много молился Богу. Молился и чувствовал, как смягчается горе, как легче становится на душе. Однажды, в праздник Преображения, матушка с отцом ушли в церковь. Илья, как обычно, сидел на лавке под образами и, глядя на мерцающий огонек лампадки, произносил про себя молитву. Вдруг кто-то стукнул в окошко.

— Люди добрые, пустите  Христа ради странничка.

— Рад бы впустить тебя, мил человек, да встать не могу. Калека я, вот уж тридцать лет и три года сиднем сижу.

Но странник настойчиво просил:

— Впусти, родимый, отвори дверь...

— И рад бы, да недвижен я, — снова ответил Илья.

Но удивительный странник все настаивал на своем.

— Встань, Илия, — словно заклинание, повторял он.

И так велика была сила слов, что Илья, как во сне, поднялся, дошел до двери и толкнул ее рукой. А когда возвращался назад, к лавке, с образа Спасителя взглянули  на него ясные добрые глаза. Только тут осознал Илья, какое чудо произошло с ним: и руки, и ноги его стали живыми и послушными! Странник этот был старичок в черном одеянии, только вот глаза у него, как у юноши, веселые, лучистые, и сам он весь сиял и лучился весельем, радостью. Вошел он, перекрестился, в пояс поклонился и сказал: — Не дашь ли, молодец, водицы испить?

Илья, не смея поверить в  чудо, дошел до деревянного ведерка, принес старичку попить. Но тот, улыбаясь, сказал:

— Испей сначала сам  глоточек.

Илья сделал глоток —  и почувствовал себя совсем здоровым. С изумлением глядел он на странника.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"