Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".
Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
Сказка "Два Ивана – солдатских сына" сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.
Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:
"В некоторое время вышел Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная".8
Добрые чувства Ивана – крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.
30. Теория социально-бытовых сказок. Анализ одной из сказок.
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих
сказках изображен бывалый
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".1
Одной из бытовых сказок является сказка "Жена-доказчица".
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" (берестяная корзина) и т. д.
В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
В сказке присутствуют элементы необычного:
щука в поле, заяц в воде. Но они
связаны с реальными действиями
старика, который остроумным способом
вздумал подшутить над
Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули е
е, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.
Сказка наказывает и порицает болтливую
и упрямую старуху и с
31. Анализ новеллистической сказки. Теория и история жанра.
Новеллистические сказки коми во многом обязаны своим появлением волшебным сказкам, а также книжной или лубочной традиции. Они возникают гораздо позже других типов сказок, поэтому отличаются минимумом волшебства и максимумом хитроумных сюжетных ходов. В новеллистических сказках редко разговаривают животные. Вместо превращений, которые характерны для волшебных сказок, в новеллистических сказках происходит постоянное переодевание героя, более реальное изменение его облика. Основными приёмами преодоления козней противника в новеллистических сказках становятся хитрость и ловкость героя. Поэтому наряду с такими персонажами, как глупый и жадный поп, коварный купец, спесивый генерал, в сказках этого типа встречается образ симпатичного вора, который крадёт коня из охраняемой конюшни, постель из-под спящей генеральши, а затем, разбогатев, женится на красавице (генеральской, царской, поповской дочке).
К чисто бытовым относятся сказки о попе и его работнике (Мöмöт), широко распространённым в фольклоре разных народов. Работник и поп договариваются работать за щелчки или до тех пор, пока кто-то из договаривающихся не рассердится. Старшие братья, не выдержав издевательств попа, начинают сердиться, и поп отрезает у них носы; младший, которого поп не кормит, режет быка, а вместо одной овцы ("которая на тебя посмотрит") окликает и режет всех поповских овец.
Очень популярна у коми сказка о "беременном" попе (псаломщике). У попа начинает расти живот, знахарка говорит ему, что он беременный; поп убегает из дома, чтобы скрыть "срам", ночуя у крестьянина на печке рядом с новорожденным телёнком, принимает его за своё чадо, убегает и т.д.
Многие известные сюжеты
о дураке, который обманывает умных
братьев (попа, чиновника, купца) находят
параллели в русских
Отдельную группу сказок
составляют сказки о пристрастии
священников к чужим жёнам, о
хитрой женщине, которая обманывает
псаломщика, дьяка, попа, архиерея и
выставляет их на посмешище. В некоторых
текстах финал приобретает
К бытовым сказкам можно отнести и те сказки, где животные помогают своему хозяину или благодетелю (Фома и лиса) или наказывают своих врагов-людей (Дрозд и смолокур).
Во многом упомянутые сказки берут начало в трикстерских мифологических сказках древности, в которых действуют божественные или полубожественные существа, животные, обманывающие и вышучивающие соседей, соперников, богов
Значительную группу новеллистических сказок составляют тексты, переработанные из волшебных сказок и лишённые элементов волшебства. Как правило, подобные сказки рассказывались по нескольку часов подряд, и главными их достоинствами считались занимательность и авантюрность. В число авантюрных сказок входят сказки о герое, который богатеет, убивая или обманывая разбойников, женившись на купеческой (царской) дочке, выиграв суд с богачом.
В сказке "Солдатка" жена солдата, переодевшись генералом, изводит мужа-тирана, рукоприкладствует, наказывает, а затем раскрывается, после чего в семье наступает согласие.
Популярным героем новеллистических сказок коми является храбрый, бесшабашный и бывалый солдат. Солдат, возвращающийся домой, идущий на побывку, случайно встречается с царём (Царь и солдат), ночует в доме разбойников, убивает их и становится генералом, женится на царевне, возвращается домой богатым. Солдат-дурак по пути домой обыгрывает в карты генерала, выдаёт себя за него и женится на генеральской дочке; затем по пути домой проигрывает всё; ссылаясь на царский указ, муштрует свиней в родной деревне; жена приезжает посмотреть на мужа-генерала и его родителей, узнаёт правду; солдат устраивает парад свиней, царь даёт ему за это генеральский чин. В сказке "Солдат и смерть" солдату удаётся перехитрить саму судьбу: он три года подряд заставляет Смерть валить лес, на много веков замыкает её в окованный железными обручами гроб, в котором Смерть плавает до тех пор, пока железо не истлеет, запирает в табакерку, и только устав от жизни, выпускает её на волю.
Новеллистические (бытовые) сказки притягивали слушателя занимательным переплетением сюжетов, описанием ловкости героя и его умения выпутываться из самых запутанных ситуаций.
32. Возникновение и поэтика русского былевого эпоса.
Былевой эпос возник
из небольших лиро-эпических пе
Эти песни состояли из трех элементов:
из рассказа о событии,
из выражения впечатления, произведенного на певца событием и
из прославления (величания) героев события
Существование
такого рода песен подтверждает
победа Мстислава Мстиславича,
повышенное радостное настроение войска и
прославление (величание) Мстислава Мстислава Мстиславича войском
Такого
же рода свидетельства мы
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"