Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

 

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей. Так, образы Ильи Муромца и Микулы Селяниновича в русских былинах дают представление о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества » Горький М. Собр. соч., т. 27, с. 311. Идейно-воспитательное значение фольклора состою в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует русскую природу -- и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие -- и этим воспитывает любовь к ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли. Народное творчество выражает жизненные устремления и социальные взгляды народа, а нередко и революционные настроения. Оно сыграло важную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение, за его общественно-политическое и культурное развитие. Современное народное творчество содействует коммунистическому воспитанию народных масс. Во всем этом и проявляется идейно-воспитательное значение народного поэтического творчества. Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией. Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Все это служит объяснением, почему лучшие произведения фольклора доставляют большое эстетическое наслаждение. Наука о фольклоре. Наука о фольклоре -- фольклористика -- изучает устное народное творчество, словесное искусство народных масс. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: об особенностях фольклора -- его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии; о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; о его отношении к литературе и другим видам искусства; об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров: былин, сказок, песен, пословиц и др. Фольклор -- сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства--словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки: языкознание, литературоведение, искусствоведение, этнография, история. Каждая из них исследует фольклор в различных аспектах: языкознание -- словесную сторону, отражение в нем истории языка и связей с диалектами; литературоведение--общие особенности фольклора и литературы и их различия; искусствоведение -- музыкальные и театральные элементы; этнография -- роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история -- выражение в нем народного понимания исторических событий. В связи со своеобразием фольклора как искусства в термин «фольклор» в разных странах вкладывается различное по. своему объему содержание, а поэтому и по-разному понимается предмет фольклористики. В некоторых зарубежных странах фольклористика занимается не только изучением поэтической, но и музыкальной и хореографической сторон народно-поэтических произведений, т. е. элементов всех видов искусств. В нашей стране под фольклористикой понимается наука о народном поэтическом творчестве. У фольклористики есть свой предмет изучения, свои особые задачи, выработаны свои методы и приемы исследования. Однако изучение словесной стороны устного народного творчества не отрывается от изучения других его сторон: сотрудничество наук фольклористики, языкознания, литературоведения, искусствоведения, этнографии и истории -- весьма плодотворно. Роды, жанры и жанровые разновидности. Фольклор, как и литература, -- искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность. И в литературоведении, и в фольклористике еще нет однозначного представления о них; исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться . Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно. Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых -- важный процесс в истории литературы и фольклора. В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» -- более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под жанром -- тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие -- «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-бытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений -- сатирические сказки. Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

 

 

8. Национальное своеобразие русского фольклора.

 

 Яркое национальное своеобразие русского народного поэтического творчества проявляется многосторонне: и в содержании, и в форме произведений. В фольклоре отражаются жизнь, быт и дух русского народа. Белинский считал, что народная поэзия «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, поверкою его человечности, зеркалом его духа» (Поли. собр. соч., т. 5, с. 329).

Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры. В нем постепенно развивались социалистические, демократические элементы, которые порой принимали революционный характер (песни о Разине и Пугачеве, сатирические образы, рабочий фольклор, политические частушки).

Основная особенность  нации — общность — проявляется  и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор различных русских областей отличается идейным единством, общностью жанров и стиля, естественно, с некоторыми областными отличиями. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает 372 общие для трудового народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. В старом, традиционном русском фольклоре весьма популярны были сказки о мужике и барине, потому что вопрос о крепостном праве был важнейшим вопросом русской жизни, а основной частью населения страны было крестьянство. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите родины. В его устном творчестве отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают Русскую землю. Патриотическая тема —важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времен гражданской и Великой Отечественной войн.

Национальное своеобразие  русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. Она имела большое значение во все времена русской истории, особенно в период феодализма, когда удельные князья в своих междоусобных распрях ослабляли Русскую землю, что было важнейшей причиной долголетнего владычества многоло-татаров на Руси.

В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Он есть и в летописях, и в «Слове о полку Игореве». Образ Русской  земли создается разнообразными средствами. В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях —Волги-матушки, тихого Дона. Действие обычно развертывается в определенных местах русской

земли: «Ой, вы, горы, горы Воробьевские», «Ох ты, степь, поле чистое, степь Саратовска», «Как за реченькой  за Камышинкой» Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно" русская; чистое поле, береза, калина.

Так же ярко и поэтически говорится о русских городах. В былинах Киев — стольный и  великий, Новгород — славный и  великий Чернигов — славный. Своеобразна  такая характеристика города:  

Ах, ты батюшка, Ярослав-город!

Хорошо Ярослав построился.

Как и в три ряда — город, стены каменны...

Русский фольклор дает многостороннюю картину народного труда - земледелия в обрядовых песнях (весенних и  дожиночных) создает образ пахаря. Даже богатыри в былинах —Микула Селнинович и Илья Муромец — выполняют «крестьянску работушку». Следует отметить, что в эпосе среднеазиатских народов богатыри не пахари, а пастухи. В болгарских лирических песнях, в отличие от русских, герой также обычно пастух.

Отношение русского человека к природе — это отношение  земледельца. В обрядовых и игровых  песнях речь идет об урожае и приплоде скота. Об этом просят Коляду. Весну  просят, чтобы она принесла «Короб житушка, два - пшеничушка». Персонажи  русских народных песен сеют пшеницу, лен, хмель, косят сено жнут жито.

В русских песнях, сказках, былинах нарисованы картины народного  быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, проводов в рекруты, изображается жизнь сирот  и вдов. Действие происходит в русской крестьянской избе, у которой «петух на коньке», «окна косящатые» (с косяками), в избе есть красный угол, лавки, полати, печь, сени, горенка, крыльцо, клеть. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, повойники, а мужчины — зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины, пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Но бытовая обстановка — жилье, костюмы, быт и обычаи — только дополняют главное — образ Русской земли и образ русского народа.

Русский народ представлен  в былинах, сказках, песнях, пословицах или обобщенно («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «хрестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имен (мужик, солдат) или носят распространенные в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко Святогор Забава).

Герои русских былин, сказок и песен отличаются от героев фольклорных произведений других народов. Они получают особые определения: «богатыри  святорусские». В центре русских  героических былин стоит князь Владимир, в центре сербских и болгарских героических (юнацких) песен —крали (королевич Марко), в центре хорватских и словенских —король Матияш. Действия русских богатырей также отличаются от действий богатырей в фольклоре других народов. Так, богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить Русскую землю, королевич Марко в болгарских

героических песнях борется  с врагами, захватившими его родную землю.

Русский фольклор отличается особым составом жанров. Так, только в  нем есть былины и частушки. Напротив, в нем нет некоторых жанров, какие есть в творчестве других славянских народов: например, мифические песни у болгар, в которых действуют демонические существа самовилы (у сербов вилы). Те жанры русского фольклора, которые сходны и одноименны с жанрами других народов, имеют отличия в сюжетах, строении, персонажах, повествовании и стихе. Различается даже жанровая терминология. Некоторые жанры называются одинаково, например песни. Но многие имеют свои национальные названия: у русских «сказка», у болгар «приказка», у сербов «приповетка», у поляков «байка», у чехов «погадка», у словаков «розправка», у словенцев «правлица»; у русских «загадка», у чехов и словаков «гаданка», у словенцев «уганка»; у русских «пословица», у чехов «пржислови», «порекадло», у поляков «пшислове», у словенцев «преговор».

У русских, как и у  других восточных славян, хорошо развиты  обрядовая поэзия и сами обряды; у южных и особенно западных славян они беднее. У западных славян календарная  поэзия бедна и сильно христианизирована; у южных славян она богаче и отличается рядом особых обрядов и песен, как Пеперуда —обряд, совершаемый в засуху: девушка наряжается бабочкой, ее водят по полям и домам, обливают водой и при этом поют соответствующие песни. Характерно, чтов календарную поэзию некоторых южных славян проникли мотивы и образы эпической поэзии, например короля Марко и царя Ивана Шишмана; подобного нет у русских. У западных славян колядки, особенно у поляков, христианизировались. Семейные обряды и песни также различаются: у русских нет поверий об Ориснице, какие есть у болгар. Орисница — мифическое существо; она является в дом во время родов и предсказывает будущее ребенку, ее просят о счастье для него.

Прозаические жанры  в русском фольклоре отличаются от подобных форм у других славян. В русских сказках более устойчивы формулы «жили-были» и особенно «в некотором царстве, в некотором государстве»; в русских сказках о животных чаще действуют звери, у поляков — птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков — гусь, а в сюжете «битый небитого везет» в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских — медведя. Аналогичные персонажи сказок у разных славянских народов имеют различные имена: у русских — баба-яга, у_ словаков — ежи-баба, у русских—Иванушка-дурачок, у чехов —Йиржи. Различаются аналогичные персонажи и некоторыми характерными признаками: у болгар персонажи, подобные Иванушке-дурачку, чаще хитрецы, например болгарский хитрый Петар. В русских быличках, которые представляют собой разновидность демонологических легенд, действуют лешие, домовые, водяные, с которыми встречается человек, в болгарских и сербских — самовилы, вилы и дивы.

Различным образом происходила  так называемая циклизация эпических  песен в русском и южнославянском эпосе: в русском — она шла  вокруг политических центров (Киевский цикл, Новгородский цикл), а у южных славян - вокруг тероев: Момчила Марка и др.

В русском фольклоре  нет таких жанров, как сербские и болгарские гайдуцкие песни  и польские, чешские и словацкие  збой-нйцкие песни. Но русские разбойничьи, или, как их называл Белинский, удалые, песни близки к ним. Однако между ними есть и существенные различия: гайдуки и збойнюси боролись не только против помещиков, богачей, но и против внешних врагов, поработивших их родину,— турок и немцев, а русские разбойники боролись с внутренними врагами народа — барами, воеводами, купцами и попами.

Русские балладные песни  при значительном сходстве с подобными  песнями Других славянских народов  имеют и свои национальные особенности. По разнообразию тем и сюжетов они более богаты, чем балладные песни западных славян, и менее богаты, нежели баллады южных славян. Русские баллады не столь архаич- ны, как южнославянские; в них нет такого значительного книжного влияния, как в балладах западных славян. В русских балладах есть свои особые, характерные сюжеты, неизвестные южным и западным славянам (баллады «Насильный постриг», «Молодец и река Смородина», «Князь Роман и Марья Юрьевна»). Если же сюжеты русских баллад и баллад других народов сходны, то их конкретная разработка различна. У поляков и чехов очень популярен сюжет о страданиях сироты, у русских он присутствует в некото- 375 рых балладах лишь как отдельный небольшой эпизод.

Средисоциально-бытовых  болгарских песен значительное место  занимают своеобразные песни жнецов; подобных песен нет в русском фольклоре.

ч В русском фольклоре  есть малая лирическая форма —  частушка. Она многими своими характерными особенностями напоминает украинскую коломыйку и польский краковяк. Все  жанры такого типа польский фольклорист  Юлиан Кшижановский справедливо называет «припевками», так как они сопровождают танец, пляску или, точнее, — приплясывание. Русские частушки отличаются более свободной формой.

Так все жанры русского фольклора характеризуются своими довольно определенными особенностями, отличающими их от сходных жанров фольклора других народов.

Отличается и система  художественных средств русского народного  поэтического творчества: в эпических  песнях более часто используются устойчивые формулы, особенно зачины, типические места, постоянные сравнения и эпитеты, в лирических песнях — символика, особенно в форме психологического параллелизма обращения к природе.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"