Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

Если текст заговоров  весьма устойчив, то текст причитаний очень подвижен, он, как правило, в значительной степени импровизируется – создается как бы заново на новом материале. Но эта индивидуальная импровизация осуществляется по издавна установившемся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности.

Частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются лицами, известными на селе. В них  более проявляется индивидуальное начало, нежели в произведениях других жанров фольклора.

Индивидуальное начало, так же как и коллективное, имеет место на всех этапах развития фольклора. Оно принимает многообразные формы выражения и обнаруживает тенденцию не к угасанию, а к усилению и активизации в процессе исторической эволюции фольклора.

 

4. Особенности бытования фольклора.

 

Современный фольклор - явление  сложное. Он находится в постоянном движении и развитии: одни жанры  активно бытуют, являются продуцирующими, на их основе возникают новые произведения. Другие сохраняются лишь частично, в каких-то отдельных группах населения, трансформируются и переосмысливаются; не созвучные современному мировоззрению людей мотивы, забываются.

Современное состояние  фольклора имеет специфические  отличия не только у разных народов, но и у локальных групп одного и того же народа. Это обусловлено историческими особенностями формирования народа, социально-экономическим и культурным развитием, бытовым укладом, состоянием фольклорной традиции.

Для фольклора как  искусства, сохраняемого и поддерживаемого  в народном быту живой традицией, а значит - обладающего определенной насущной значимостью, та или иная связь с интересами современных людей исторически предопределена, т.е. заложена в природе фольклора. Ф. Энгельс, оценивая народную книгу, писал «чтобы она отвечала своему времени, иначе она перестанет быть народной» [72, И]. Для естественно бытующего фольклора современность и народность выступают как «две стороны одной медали».

А.Н. Соххор пишет: «Современность в искусстве не может быть определена ни формально взятой хронологией, ни новизной тематики, необходимо глубинное соответствие задачам нашей эпохи» [121, 25]. Фольклор современен «лишь в той мере, в какой он, так или иначе, отражает существенные изменения в общественно-политической жизни и быту народных масс, а также изменения в их отношении к действительности» [56, 294]. Поэтому к современному фольклору может быть отнесен лишь «фольклор, характерный для более или менее значительного, но определенного этапа новейшей истории человечества» [56, 294].

Этим, безусловно, не исчерпывается  реальная картина современного бытования фольклора. Истоки, питающие фольклор, не сводятся только к современности. А.П. Григорьев справедливо пишет «У народа все современное лишается в песне своего современного характера и получает общий эпический, коренной, старый» [51, 34]. Новое как бы покоряется традиции и, благодаря ей получает в фольклоре «права гражданства». По словам А.П. Григорьева, «старое не умирает, оно живет и продолжается в новом» [51, 34].

Смена исторических этапов, экономических формаций не сопровождается столь же решительной сменой фольклора, т.е. народная традиция устойчива, как бы задерживается, запаздывает, и придает ей жизненную силу, чем способность к инновациям. Поэтому современный фольклор включает в себя, наряду с новообразованиями, традиционную часть фольклора, которая, по выражению В.Е. Гусева, «будучи обновленной, актуализированной или связанной с устойчивыми элементами народной жизни, органически существует в повседневном быту народных масс, удовлетворяет их духовные запросы» [56, 294]. В.Е. Гусев справедливо выделяет в современном фольклоре три основные сферы: 1) область наследования, живого бытования некоторых традиционных жанров; 2) область обновления, актуализации произведений традиционного фольклора; 3) область новообразований в фольклоре [56, 299].

Этот вывод применим ко многим историческим стадиям существования  фольклора. Тем не менее, три обозначенные сферы современного бытования фольклора  нужно рассматривать в тесной связи друг с другом, в органическом единстве. При этом необходимо учитывать и пространственно-временной хронотоп, и локальноэтнические особенности традиций, и современный историко-социальный контекст.

Современная эпоха хоть и служит большей ломкой отживших традиций, но, тем не менее, происшедшие  в ней процессы развития народной традиции фольклора едины, сосуществуют.

Одна из главных особенностей устного народного творчества - его  традиционность и преемственность, непрерывный процесс бытования  и функционирования жанров фольклора. Когда говорим о постепенном  угасании отдельных фольклорных жанров, имеем в виду исчезновение их из активной массовой практики.

Одна из главных задач, встающих при исследовании состояния  современного фольклора, определение  места в нем традиционного  обрядового фольклора, имевшего в прошлом большое значение.

Традиционные обряды, имеющие религиозно-магическое значение, выполняли важную общественную функцию  и регламентировали благополучие семейного  и общественного быта. С развитием  общества, изменением его социально-экономической  структуры, магическая функция архаических обрядов постепенно ослабевает и утрачивается. Некоторые элементы забываются, празднично-обрядовые комплексы трансформируются, модернизируются.

Заметные перемены в  судьбах традиционных фольклорных  жанров происходят в современный период. Они обусловлены значительными изменениями в жизни, быту, сознании творцов и носителей бурятского фольклора.

В новых социально-исторических условиях многие архаичные явления  традиционного фольклора утрачивают свои прежние позиции. Утратив первоначальные магические свои функции, уходят в прошлое заговоры, заклинания, проклятия, некоторые шаманские призывания.С понятием «русский фольклор» связано представление о традиционализме, хотя количественное накопление постепенных изменений приводит к возникновению новых явлений. Фольклорная традиция имеет как общерусские черты, так и локальные, региональные, привнося в общефольклорный фонд обилие вариантов и особенностей бытования каждого отдельного произведения, обычая, обряда и т. п.

 В процессе исторического развития наблюдается постепенное и естественное умирание традиционного фольклора. Древнейшие формы русского фольклора – обряды и обрядовый фольклор, к которым относятся календарные праздники и обряды, ритуальные песни (колядки, масленичные, троицко-семицкие, купальские, жнивные и др.) и песни-заклинания (подблюдные песни, веснянки, егорьевские песни, хороводы и др.), заговоры, причитания, поэзия похоронного и свадебного обрядов. По мере формирования русского государства существенно расширяется жанровый репертуар русского фольклора.

 

 

 

5. Обрядовый и необрядовый фольклор.

 

К обрядовому фольклору  относятся:

 календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

 семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные,  свадебные песни, причитания),

 окказиональный (заговоры, заклички, считалки).Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем, существует иной, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

 приговоры,  песни         причитания.

Каждый вид представлен  группой жанров. Преимущественно  важны песни — древнейший пласт  музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее  место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Необрядовый фольклор делится на четыре группы:

 фольклорная драма;  поэзия;   проза     фольклор  речевых ситуаций.К фольклорной  драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная  драма.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).

 

6. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.

 

Традиции в фольклоре  и по их характеру и по форме  имеют на-

много больше значения, чем  в литературе.

Традиционность в народном поэтическом творчестве выражает-

ся в относительной  устойчивости словесного текста, напева и характе-

ра исполнения, передаче произведений, как правило, без значительных

изменений от поколения  к поколению, сохранению в течение  веков

произведений с определенными  сюжетами и героями, формами и  вы-

разительными средствами.

Традиции – результат коллективного творчества и вместе с тем

коллективного сохранения произведений фольклора.

Традиция имеет свои социально-исторические основы и обу-

словлена важными жизненными обстоятельствами.

Во-первых, народное творчество зародилось в первобытно-

общинном строе, когда были весьма устойчивые общественные формы

жизни, народного быта и представлений, что определило устойчивость

формы и фольклора.

Во-вторых, в произведениях  народного творчества глубоко от-

ражены важнейшие особенности  реальной действительности, запечат-

лены важные объективные  качества человека и природы.

В-третьих, народное творчество воплотило в себе принципы

народной эстетики, отразило народные художественные вкусы, кото-

рые вырабатывались веками.

В-четвертых, произведения фольклора – создание коллективного

творчества, а что созданно коллективом, то сохраняется очень  долго.

В-пятых, фольклорное  произведение приобретает устойчивость

благодаря своей устной форме, в которой оно передается от певца к

певцу, от поколения к  поколению.

Однако устойчивость не означает того, что в нем не происходит

никаких изменений. Специфика  фольклора в том и состоит, что в нем в

рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные,

иногда не прекращающиеся изменения. Изменения могут происходить

и одновременно во всем народном творчестве, и в отдельных его час-

тях или элементах. Может  изменяться общий характер народного

творчества, идейная сущность, создаются новые произведения, пере-

рабатываются существующие, меняется вся художественная система,

испытывает влияние литературы. Причиной изменений в фольклоре

являются не только социально-исторические, но и эстетические факто-

ры: изменения художественных вкусов народа, в том числе под  влия-

нием литературы и  кино.

 

7. Общественная ценность фольклора.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"