Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Русское устное народное творчество".

Вложенные файлы: 1 файл

РУНТ.doc

— 761.00 Кб (Скачать файл)

 

 Вопросы к экзамену  по курсу «Русское устное народное  творчество»

 

  1. Фольклор как специфический вид искусства.
  2. Происхождение фольклора и его отдельных жанров.
  3. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре.
  4. Особенности бытования фольклора.
  5. Обрядовый и необрядовый фольклор.
  6. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.
  7. Общественная ценность фольклора.
  8. Национальное своеобразие русского фольклора.
  9. Древнейшие формы русского фольклора.
  10. Вариативность в русском фольклоре.
  11. Общефольклорные явления и фольклор разных народов.
  12. Особенности фольклористики – науки о фольклоре.
  13. Роды, жанры и жанровые разновидности русского фольклора.
  14. Состав и классификация жанров русского фольклора.
  15. Взаимоотношения жанров в русском фольклоре.
  16. Изменения жанров фольклора периода феодализма.
  17. Изменения жанров фольклора  периода капитализма.
  18. Советский фольклор. Традиционные жанры и их изменения
  19. Календарная обрядовая поэзия. Основные жанры.
  20. Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Основные жанры.
  21. Заговоры как специфический жанр фольклора. Композиция, поэтический стиль и ритмика заговоров.
  22. Пословицы и поговорки. Особенности, сходство и различие.
  23. Художественная форма пословиц и поговорок.
  24. История и особенности русских народных загадок.
  25. Художественные особенности загадок.
  26. Классификация русских народных сказок.
  27. Особенности поэтики русских народных сказок.
  28. Теория и поэтика сказок о животных. Анализ одной из сказок.
  29. Теория и структура волшебных сказок. Анализ одной из сказок.
  30. Теория социально-бытовых сказок. Анализ одной из сказок.
  31. Анализ новеллистической сказки. Теория  и история жанра.
  32. Возникновение и поэтика русского былевого эпоса.
  33. Основные циклы былин и их особенности.
  34. Древнейшие русские былины. Анализ одной из былин.
  35. Историко-героические русские былины. Анализ одной из былин.
  36. Социально-бытовые русские былины. Анализ одной из былин.
  37. Предания, легенды, были и былички. Особенности каждого жанра.
  38. История возникновения и поэтика русских исторических песен.
  39. Ранние исторические песни и песни 16-17 вв. Анализ одной из песен.
  40. Исторические песни 18-19 вв. Анализ одной из песен.
  41. Специфика русских баллад и балладных песен.
  42. Художественное своеобразие балладных песен.
  43. Классификации русских народных лирических песен.
  44. Своеобразие лирической сюжетности в русских протяжных песнях.
  45. Композиционные формы и приемы протяжных лирических песен.
  46. Поэтический стиль русских протяжных лирических песен.
  47. Русские игровые, хороводные и плясовые песни.
  48. Особенности и основные циклы русских частушек.
  49. Поэтика русской частушки.
  50. Возникновение народного русского театра.
  51. История и поэтика русской народной драмы.
  52. Основные жанры детского фольклора.
  53. Детский игровой фольклор.
  54. Детский неигровой фольклор.
  55. Возникновение и развитие русского рабочего фольклора.
  56. Основные жанры советского фольклора.
  57. Фольклор на современном этапе. Основные жанры и традиции.
  58. Древняя русская литература и фольклор.
  59. Взаимоотношения русской литературы и фольклора.
  60. Песни литературного происхождения и революционные рабочие песни.
  61. Советская литература и фольклор.
  62. Творчество классиков русской литературы и фольклор.
  63. Афоризмы, изречения и крылатые слова в фольклоре и литературе.
  64. Важнейшие записи. Собирание, изучение и основные издания фольклора.
  65. Чтение наизусть отрывков и стихотворных произведений русского фольклора (в каждом билете – 3-й вопрос).

      

 

1. Фольклор как специфический вид искусства.

 

Фольклор (folk-lore) – международный  термин английского происхождения, впервые введенный в науку  в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В  буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и  обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились  и другие термины: народное поэтическое  творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко  в его произведениях соединяются  элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки –  история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3

 

2. Происхождение фольклора и его отдельных жанров.

 

Фолькло́р (англ. folklore —  «народная мудрость») — суперове народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Термин «фольклор» впервые  был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.[1

Малые жанры фольклора  — это небольшие по объёму фольклорные  произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

1 Виды малых жанров  фольклора 1.1 Колыбельная песня  1.2 Пестушка  1.3 Потешка 1.3.1 Пример   2 Прибаутка   3 Пословицы

4 Игры 4.1 Селезень    5 Заклички 6 Считалка   7 Скороговорк  8 Загадка

 История фольклора  уходит в глубокое прошлое  человечества. М. Горький определил  фольклор как устное творчество  трудового народа. Действительно,  фольклор возник в процессе труда, всегда выражал взгляды и интересы главным образом людей труда, в нем в самых различных формах проявлялось стремление человека облегчить свой тру$ц, сделать его радостным и свободным.

Первобытный человек  все свое время расходовал на труд или на подготовку к нему. Действия, посредством которых он стремился повлиять на силы природы, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с просьбой, угрозой или благодарностью. Эта нерасчлененность различных видов по существу уже художественной деятельности (хотя сами творцы-исполнители ставили перед собой сугубо практические цели) — единство слова, музыки, танца, декоративного искусства — известна в науке как «первобытный синкретизм»; следы его и сейчас заметны в фольклоре. По мере того как у человека накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль словесной информации: ведь именно слово могло наиболее успешно сообщить не только о происходящем здесь и сейчас, но и о том, что случилось или случится где-то и когда-то или когда-нибудь. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства — важнейший шаг в предыстории фольклора, в его самостоятельном, хотя и в связанном с мифологическим сознанием, состоянии. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, явилось появление сказки. Именно в сказке воображение — этот, по словам К. Маркса, великий дар, так много содействовавший развитию человечества, — впервые было осознано как эстетическая категория.

С формированием наций, а затем и государств складывался  героический эпос: индийская «Махабхарата», ирландские саги, киргизский «Манас», русские былины. Лирика, не связанная  с обрядом, возникла еще позже: в  ней проявился интерес к человеческой личности, к переживаниям простого человека. Народные песни периода феодализма рассказывают о крепостной неволе, о тяжкой женской доле, о народных защитниках, таких, как Кармелюк на Украине, Яношик в Словакии, Степан Разин на Руси.

Изучая народное творчество, следует постоянно иметь в виду, что народ — понятие не однородное и исторически изменчивое. Господствующие классы стремились всеми средствами внедрять в народные массы мысли, настроения, произведения, противоречащие интересам трудящихся, — верноподданнические по отношению к царизму песни, «духовные стихи» и т. п. К тому же и в самом народе века угнетения накопили не только ненависть к эксплуататорам, но и невежество, забитость. История фольклора — это одновременно и процесс постоянного роста самосознания народа, и преодоление того, в чем выражались его предрассудки.

Особый этап в развитии народного творчества нашей Родины составляет советская эпоха.

По характеру связи  с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый. Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации. Для них существенно, что одни произведения поются, другие — сказываются. Ученые-филологи все произведения фольклора относят к одному из трех родов — к эпосу, лирике или драме, как это принято и в литературоведении.

Некоторые фольклорные  жанры связаны между собой  общей сферой бытования. Если дореволюционный  фольклор весьма четко различался по социальной принадлежности его носителей (крестьянский, рабочий), то теперь более  существенны возрастные отличия. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор — игровой (жеребьевки, считалки, различные игровые песенки) и неигровой (скороговорки, страшилки, перевертыши). Основным жанром современного молодежного фольклора стала самодеятельная, так называемая бардовская песня.

Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура. Былины, частушки присущи  только русскому фольклору, думы —  украинскому и т. д. Самобытны  лирические песни каждого народа. Даже самые краткие произведения фольклора — пословицы и поговорки — одну и ту же мысль выражают у каждого народа по-своему, и там, где мы говорим: «Молчанье — олото», японцы с их культом цветов скажут: «Молчанье — цветы».

Однако уже первые ученые-фольклористы были поражены сходством сказок, песен, преданий, принадлежащих различным народам. Сначала это объясняли общим происхождением родственных (например, индоевропейских) народов, затем заимствованием: один народ перенимал у другого сюжеты, мотивы, образы.

Последовательное и  убедительное объяснение всех явлений сходства дает только исторический материализм. Опираясь на богатейший фактический материал, ученые-марксисты объяснили, что сходные сюжеты, мотивы, образы возникали у народов, находившихся на одних и тех же этапах социально-культурного развития, даже если народы эти жили на разных континентах и не встречались между собой. Так, волшебная сказка — это утопия, мечта о справедливости, которая складывалась у различных народов по мере появления у них частной собственности, а вместе с ней и социального неравенства. Первобытное общество не знало волшебной сказки ни на одном из материков.

Сказки, героический эпос, баллады, пословицы, поговорки, загадки, лирические песни разных народов, отличаясь  национальной самобытностью как  по форме, так и по содержанию, в то же время создаются на основе общих для определенного уровня художественного мышления и закрепленных традицией законов. Вот один из «естественных экспериментов», который подтверждает это положение. Французский поэт П. Ж. Беранже написал стихотворение «Старый капрал», использовав в качестве основы (и при этом существенно ее переработав) «жалобу» — особого рода французскую народную балладу. Поэт В. С. Курочкин перевел стихотворение на русский язык, и благодаря музыке А. С. Даргомыжского песня проникла в русский фольклорный репертуар. А когда, много лет спустя, ее записали на Дону, обнаружилось, что народные певцы произвели значительные изменения текста (кстати, и музыки), как бы восстанавливая в главном первоначальную форму французской «жалобы», которую донские казаки конечно же никогда не слыхали. В этом сказались общие законы народно-песенного творчества.

 

 

3. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре.

 

В отличие от литературы – индивидуального творчества писателей  – фольклор представляет собой коллективное творчество. Однако это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало.

В определенных жанрах и  в известные исторические периоды  индивидуальное начало проявляет себя довольно заметно, но оно находится в своеобразных связях с коллективным началом.

Фольклор возник в  глубокой древности как массовое коллективное творчество. Ранние формы  фольклора отличались тем, что в  них господствовала коллективность сложения и исполнения произведений. Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива. Позже все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые во всем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а затем и народа.

Даже в ранних формах фольклора, и естественно, еще более – в поздних индивидуальное творчество органически соединялось с коллективным и развивалось на его основе. Коллективность в фольклоре проявляется и во внешних формах творчества, и во внутренней его сущности, и в процессе создания произведений, и в их исполнении. Она выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения.

В различных жанрах фольклора  коллективное и индивидуальное начала в создании и исполнении произведений проявляются по-разному: если песни  обычно исполняются хором, коллективно, то былины и сказки – индивидуально.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Русское устное народное творчество"