Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

1.Отличие  речи от языка

 

Отличие речи от языка выражается в том, что речь представляет собой индивидуально-психический феномен, в то время язык как система – явление общественное. Речь – динамична, подвижна, ситуативно обусловлена. Язык– уравновешенная система внутренних отношений. Он постоянен и устойчив,инвариантен в основных своих закономерностях. Элементы языка организуются в систему по формально-семантическому принципу, функционируют в речи на коммуникативно-смысловой основе. В речи общие языковые закономерности проявляются всегда конкретно, ситуативно и контекстно обусловленно. Знания о системе языка, которые сформулированы в виде правил, могут усваиваться теоретически, в то время как для овладения речью нужна соответствующая практика, в результате которой создаются речевые навыки и умения.

Исходной единицей языка является слово, а исходной единицей речи –предложение или фраза. Для теоретических целей изучаемого языка важно полное знание его системы. Для практических целей в средней школе необходимо владение таким объемом языкового материала, который достаточен для ограниченных коммуникативных целей и реален для овладения им в данных условиях.

Речь - это использование средств языка в общении. Исходным моментом речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает потребность или необходимость совершить то или иное речевое действие. При этом речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях:в том или ином месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута цель, ради которой совершается коммуникативный акт. Итак, речь можно охарактеризовать следующим образом: это явление конкретное, частное,случайное, индивидуальное, несистемное, переменное.

Язык - это специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого общества. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей.

 

2.Основные  функции языка

 

Разные ученые выделяют разное количество функций языка, поскольку язык имеет  множество назначений в человеческом обществе. Функции языка неравнозначны.Однако главная функция отражается уже  в определении языка. Язык – основное средство общения (или коммуникации). В речевой деятельности человека функции языка сочетаются в разных комбинациях. В каждом конкретном речевом сообщении может преобладать одна функция из нескольких.

Функции языка представлены следующей совокупностью: коммуникативная(обеспечения взаимопонимания людей) - функция быть основанием мысли; экспрессивная(выражать отношение к высказываемому). Доминирующее положение коммуникативной функции определяется частотностью реализации языка именно с целью коммуникации,которая и обусловливает основные его свойства.

Наличие тройственной функции языка: экспрессии, апелляции, репрезентации.В более ранней терминологии: изъявление, побуждение, репрезентация. Представляют собственно различные назначения речевых высказываний: репрезентативная -сообщение, экспрессивная - выражение эмоций, апеллятивная -побуждение к действию. Эти функции уже не только иерархически соотнесены(доминирующая роль у репрезентативной функции), но и допускается наличие языковой реализации с полным преобладанием одной из них.

Шесть функций определяются как ориентации, установки на шесть элементов ситуации. Первые три: референтивная (коммуникативная) - ориентация на контекст (референт), экспрессивная (эмотивная) - ориентация на адресанта(выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит), конативная(апеллятивная) - ориентация на адресата. Есть также добавочные, выводимые из приведенной триады (и сообразно модели речевой ситуации): фатическая(направленность на контакт), метаязыковая (направленность на код, язык),поэтическая (направленность на сообщение). Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции.

Функции языка и речи:

1) по отношению к человечеству  в целом (коммуникативная функция как единство общенияи обобщения);

2) по отношению к исторически  конкретным обществам, коллективам  общающихся (функции как сферы использования языка и речи: функции обслуживания бытового общения; общения в сфере начального, среднего, высшего образования, общения в деловой сфере, в сфере науки, в сфере производства, в сфере общественно-политической и государственной деятельности, в сфере массовой коммуникации, в области религии, в области межнационального, регионального и международного общения);

3) по отношению к компонентам  ситуации текущего общения: репрезентативная, экспрессивная(эмотивная), контактоустанавливающая (фатическая), функция воздействия, металингвистическая и поэтическая, или эстетическая;

4) по отношению к целям и  результатам высказываний в конкретных  речевых действиях,или актах общения  (сообщение, выражение внутреннего  состояния, запрос информации, директивная  функция; конкретизация данных  функций в теории речевых актов).

 

Наиболее фундаментальными являются коммуникативная функция и функция способа выражения мысли (когнитивная и познавательная функции).В коммуникативной функции различают: 1) функцию общения– как основную Ф. я., одну из сторон коммуникативной функции, заключающуюся во взаимном обмене высказываниямичленов языкового коллектива; 2) функцию сообщения – как одну из сторон коммуникативной функции, заключающуюся в передаче некоторого логического содержания; 3) функцию воздействия, реализацией которой являются: а)волюнтативная функция – выражение волеизъявления говорящего; б) экспрессивная функция–сообщение высказыванию выразительности; в) эмотивная функция –выражение чувств, эмоций.

 

3. 7. Понятие  «культура речи». Основные признаки  культурной речи

 

Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, словоупотребления,грамматики и стилистики). Используется в современной науке в двух основных значениях: 1) социально- исторически обусловленная современная речевая культура общества; 2) совокупность требований, предъявляемых к качеству устной и письменной речиносителей литературного языка с точки зрения общественно осознаваемого лингвистического идеала, вкуса определенной эпохи. В овладении культурой речи обычно выделяют два этапа. Первый связывают с освоением учащимися литературно-языковых норм. Владение ими обеспечивает правильность речи, составляющую основу индивидуальной К. р.Второй этап предполагает творческое применение норм в разных ситуациях общения,в том числе и речевое мастерство,умение выбирать наиболее точные, стилистически и ситуативно уместные варианты.

Грамотность - традиционный признак "культурной" речи. Признаки:правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность,богатство.

 

4. Речь в  межличностном общении

 

Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость  постоянно общаться, устанавливать  контакт друг с другом, воздействовать друг на друга.Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Особенности речи в межличностном общении:

1.Персональность адресации. Собеседники обращаются друг к другу индивидуально, учитывая взаимные интересы. Они выслушивают высказывания партнера до конца, понимают его возражения и отвечают именно на них, а не на собственные мысли.

2.Спонтанность и непринужденность. Речь в межличностном общении, как правило, предъявляет немного требований к построению связного и развернутого высказывания, здесь не нужна специальная подготовка.Собеседники вмешиваются в речь друг друга, тема разговора часто меняется.

3.Ситуативность речевого  поведения. Собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Предметы, о которых идет речь между людьми в данный момент, находятся зачастую непосредственно перед ними,известны им. Поэтому собеседники могут использовать мимику и жесты, которые им помогают.

4.Эмоциональность. Спонтанность и непринужденность, неформальность, ситуативность, непосредственность усиливают эмоциональную окраску речи.

Межличностные коммуникации могут  иметь различную форму - это может  быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны.

 

5. Речь в  социальном взаимодействии

 

Речь включена в жизненные ситуации и повседневную социальную практику. Дискурс (это"язык в языке", но представленный в виде особой социальной данности) -важнейшая форма жизненной  активности человека. Известно, что  в человеческом обществе чрезвычайно  много символов. Речь является отличным примером этого:звуки речи - это символы  предметов, действий, мыслей, чувств. С  другой стороны,кроме речи при социальном взаимодействии постоянно используются другие символы,такие как кивание  головой, улыбка, пожатие рук.

Высокое качество речевой подготовки включает в себя умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса взаимодействия с обучаемым в групповой(социально  ориентированное общение) форме.

 

6. Литературный  язык – основа культуры речи

Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности:политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение,межнациональное общение, печать, радио, телевидение. Среди разновидностей национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты,жаргоны) литературный язык играет ведущую роль.

Основные признаки литературного  языка:

- обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями);

- устойчивость (стабильность);

- обязательность для всех носителей языка;

- нормированность;

- наличие функциональных  стилей.

Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта  культуры речи:

- нормативный (соблюдение действующих норм);

- этический (соблюдение определенных  правил общения, этических норм  поведения);

- коммуникативный (культура владения  разными функциональными разновидностями  языка).

 

8. Устная  речь и её особенности

Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками(акустическим кодом). Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую.Монологпредставляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих. Диалог -это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики -реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь -первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литер-рно. Иногда выделяют полилог -это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

 

9. Письменная  речь. Основные признаки

 

Речь -это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. Выделяют следующие формы речи:

 

Внутренняя 

Внешняя

Письменная 

Устная 

Монологическая 

Диалогическая

 

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Эта речь беззвучна,непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой,переработка увиденного и услышанного протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь "работает" всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: "На языке вертится, а сказать не могу".

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различиямежду ними определяются:

1.Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая - выражена звуками (акустическим кодом). Письменная речь - видимая, написанная буквами(графическим кодом).

2.Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, подготовленный,записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию.Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т.е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов,автоматизма синтаксического конструирования.

3.Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу. Письменная осмысливается при многократном чтении.

4.Грамматическими и лексическими  особенностями. В письменной речи четче подбираются слова,преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения.Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5.Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования. Только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6.Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания,кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"