Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

7.Характером адресата. Устная р. зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят др. друга.Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя  видами речи психологи объясняют  наличием общей основы - внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

- мысленная подготовка фразы 

- воображаемое проговаривание  с микродвижениями речевого аппарата 

- графическая фиксация мысли. 

Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Письменный текст при "озвучивании" приобретет некоторые особенности устной речи(интонационную  окраску, ритм), но будет характеризоваться  как письменная речь в устной форме. В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

 

10. Особенности  монологической и диалогической  речи

 

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монологпредставляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих. Диалог -это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный,естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Иногда выделяют полилог - это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

 

11. Функционально-смысловые  типы речи:

описание,повествование, рассуждение. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и  художественном стиле. 1.Яблоня - ранет  пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды  округлой формы, диаметром2,5-3 см. Вес  плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным  сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые  яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка),развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица:рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие:глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования: Я стал гладить  Яшкину лапу и думаю: совсем как у  ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть  не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

Рассуждение - это словесное изложение,разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова:первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства,аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение. Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна  
быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых,наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как.

Пример рассуждения: Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся  в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение,предыдущий. Воспитание буквально означает 'вскармливание', отвращение -'отворачива-ние' (от неприятного  лица или предмета), предыдущий - 'идущий впереди'.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные  математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке  более абстрактный смысл.

 

12. Понятие  о языковой норме. Норма как  социальное явление

 

Языковая норма - это правило, образец употребления слова, словосочетания,предложения. Это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные. Письменные языковые нормы – это, прежде всего, орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове тружеНик, и ННв слове имениННик подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного русского языка. Устные нормы подразделяются на: 1) грамматические, 2) лексические и 3) орфоэпические.

Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель.

Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола *ложитьвместо класть. Несмотря на то что глаголы ложить и кластьимеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т.д. В этих предложениях нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место,Он кладет папку на стол.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orthos –"правильный" и epos – "речь"). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Орфоэпические ошибки *катáлог, *звóнит, *средствáи др. всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается и высказывание во всей своей полноте не воспринимается. Об ударениях в словах следует справляться в "Орфоэпическом словаре".Произнесение слова фиксируется также в орфографических и толковых словарях.Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика,особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Нормы отражают закономерные процессы,происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой. Источники нормы:произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от диалектов, социальных и профессиональных жаргонов,просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию- культурную.

 

15. Научный  стиль. Признаки. 16. Характерные черты 

#"#"title=Монография>монография,научная статья,доклад,учебники т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логическойпоследовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначностипри сохранении насыщенности содержания. Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста. Последовательностьюобладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания,они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. Ясность,как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления. Точностьнаучной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминовтакже способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые  к научному тексту,делают ограничение на использование образных средств языка: метафор,эпитетов,художественных сравнений,пословици т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности,доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность, как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально–оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно–обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными). Не следует, однако,переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе. Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств. Для связи частей текста используются специальные средства (слова,словосочетания и предложения), указывающие на последовательностьразвития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно»и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем,что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь»,«перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов,обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена  законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография,журнальная статья, рецензия,учебник(учебное пособие), лекция,доклад,информационное сообщение (о состоявшейся конференции,симпозиуме,конгрессе),устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация,научный отчёт.Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат,автореферат,конспект,тезисы,аннотация.При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно–научного подстиля относятся: лекция,семинарский доклад,курсовая работа, реферативное сообщение.

 

17. Подстили  научного стиля

 

В научном стиле  различают подстили: собственно научный (имеющий, в свою очередь гуманитарную разновидность, естественнонаучную разновидность  и разновидность точных наук), научно-технический  подстиль, научно-учебный подстиль и научно-популярный подстиль.

 

18. Официально-деловой  стиль

#"#">Организационно-распорядительные  документы,

2.Информационно-справочные документы,

3.Административно-организационные документы,

4.Личные документы,

5.Деловые письма.

 

19. Публицистический  стиль

#"#">#"#">#"1.files/image001.gif">"Необходимо  разрешение региональных конфликтов  на основе компромисса, восстановление  стабильности всюду в мире, где  она нарушена….." Можно предложить  следующий вариант текста, более  приспособленный для устного  восприятия: "Необходимо разрешить  региональные конфликты на основе  компромисса и восстановить стабильностъ  всюду, где она нарушена…." При подготовке ораторского выступления  нельзя злоупотреблять также-  использованием терминов: не перегружайте  текст терминологией и не используйте  узкоспециальные термины. 

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"