Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

1) содержание понятия «функциональный  стиль»;

 

2) принципы классификации  (число выделяемых стилей);

 

3) вопрос о месте литературно-художественного  стиля в системе стилей литературного  языка.

 

Стиль – это понятие  речевое, и определить его можно  выйдя за пределы системы языка, учитывая такие внеязыковые обстоятельства, как задачи речи, сферы общения.

 

Функциональный стиль  речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере  общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый  особенностями функционирования в  этой сфере языковых средств и  специфической речевой организации, несущий определенную стилистическую окраску. Различают следующие функциональные стили: научный, технический, официально-деловой, газетно-публицисти-ческий, разговорно-обиходный. Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

 

Следует иметь в виду, что  функционально-стилистические границы  современного русского литературного  языка очень подвижны. Функциональные стили не представляют собой замкнутой  системы. Основная часть языкового  материала – это общеязыковые, межстилевые средства. Поэтому очень  важно знать и тонко чувствовать  специфические особенности каждого  стиля, умело пользоваться языковыми  средствами разных стилей в зависимости  от ситуации общения и цели высказывания. Владение функциональными стилями  является необходимым элементом  культуры речи каждого человека.

 

Функциональные стили  разбиваются на две группы, связанные  с особыми типами речи. Первую группу (научный, публицистический, официально-деловой) характеризует монологическая речь. Для второй группы (разговорный стиль) типичной формой является диалогическая  речь. От функциональных стилей следует  отграничить формы речи – письменную и устную.

 

Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется  различие между ними.

 

К стилеобразующим факторам относят содержание высказывания, установку  говорящего (пишущего) на качество речи, наличие или отсутствие обратной связи, количество участников общения, отношения между ними и т. д. Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется  тем, что в лексическое значение многих слов входит эмоционально-стилистическая окраска.

 

Слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений  и реальной стилях речи. Эмоционально-экспрессивная  лексика представлена в разговорно-обиходной  речи, которая отмечается живостью и меткостью изложения. Такие  слова характерны для публицистического  стиля. В научном, техническом и  официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова неуместны. Разговорные  слова противопоставляются книжной  лексике. Слова разговорного стиля  отличаются большей смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость  и экспрессивность.

 

14. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  СТИЛЕЙ 

 

Важнейшие общественные функции  языка – общение, сообщение и  воздействие. Для реализации этих функций  исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразео-логических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называют функциональными стилями.

 

Функциональные стили  часто взаимодействуют друг с  другом. В публицистическом стиле  к функции воздействия примешиваются  в большей или меньшей степени  коммуникативная и информационная функции, т. е. функции общения. Сочетание  двух функций – эстетической и  коммуникативной – характерно для  языка художественной литературы.

 

Литературно-художественный стиль принадлежит к числу  книжных стилей, но в связи с  присущим ему своеобразием он не попадает в один ряд с другими книжными стилями.

 

Функциональные стили  могут быть разбиты на две группы: в первую группу входят стили научный, публицистический и официально-деловой; для второй группы, образуемой различными видами разговорного стиля, типичной формой является диалогическая речь. Первая группа – стили книжные, вторая –  стиль разговорный.

 

От функциональных стилей и от типов речи надо отграничить  формы речи – устную и письменную. Они сближаются со стилями в том  смысле, что книжные стили облекаются в письменные формы, а разговорный  – в устную.

 

Материалом для стилистической дифференциации языковых средств и  выделения отдельных стилей может  быть или литературный язык, или  общенародный язык в целом.

 

Научный и публицистический стили могут функционировать  в устной форме (лекция, доклад, выступления  и др.), в форме политического  полилога (дискуссия, диспут), наблюдается  проникновение в них элементов  разговорного стиля.

 

В зависимости от целей  общения и сферы употребления языка наша речь оформляется по-разному. Это разные стили.

 

Стиль – понятие речевое, и определить его можно лишь выйдя  за пределы системы языка, учитывая внеязыковые обстоятельства, например задачи речи, сферы общения.

 

В каждом речевом стиле  используются языковые средства общенационального  языка, но под влиянием факторов (тема, содержание и др.) отбор и организация  их в каждом стиле специфичны и  служат для оптимального обеспечения  коммуникации.

 

Среди факторов, лежащих в  основе выделения функциональных стилей, общим является ведущая функция  каждого стиля: для разговорного – общение, для научного и официального – сообщение, для публицистического  и художественного – воздействие. Ведущие функции стилей выделяются по классификации В. В. Виноградова.

 

Функции речи:

 

1) общение (установление  контакта – функция фактическая,  побудительная), обмен мыслями, чувствами  и т. д.;

 

2) сообщение (объяснение);

 

3) воздействие (убеждения,  влияние на мысли и поступки);

 

4) сообщение (инструктирование);

 

5) воздействие (изображение,  влияние на чувства, воображение  людей).

 

15. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ 

 

Научный стиль принадлежит  к числу книжных стилей литературного  языка, которым присущ ряд общих  языковых особенностей: предварительное  обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной  речи.

 

Вначале научный стиль  был близок к художественному  стилю. Отделение стилей произошло  в александрийский период, когда  в греческом языке стала создаваться  научная терминология.

 

В России научный стиль  начал складываться в первые десятилетия VIII в.

 

Научный стиль имеет ряд  общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий. Научный стиль имеет разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический и учебно-научный.

 

Научный стиль употребляется  в трудах ученых для выражения  результатов исследовательской  деятельности. Цель научного стиля  – сообщение, объяснение научных  результатов. Форма реализации –  диалог. Типичными для научной  речи являются смысловая точность, безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость.

 

В научном стиле используются языковые средства: термины, специальные  слова и фразеология.

 

Слова употребляются в  прямом значении. Ему присущи жанры: монография, статья, диссертация, доклад и т. д. Одной из особенностей научной  речи является оперирование понятиями, отражающими свойства целых групп, предметов и явлений. Каждое понятие  имеет свое название и термин. Например: приставка (термин, называющий определяемое понятие) – это значимая часть  слова (родовое понятие), которая  находится перед корнем и служит для образования новых слов (видовые  признаки).

 

Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные  термины (грудная жаба, солнечное  сплетение, прямой угол, точки замерзания и кипения, причастный обороти др.).

 

Языку науки и техники  свойственен и ряд грамматических особенностей. В области морфологии – это использование более  кратких вариантных форм, что соответствует  принципу «экономии» языковых средств (клавиша – клавиш).

 

В научных работах часто  употребляется форма единственного  числа существительных в значении множественного. Например: волк – хищное животное из рода собак (называется целый  класс предметов с указанием  их характерных признаков); липа начинает цвести в конце июня (конкретное существительное употреблено в  собирательном понятии).

 

При построении предложений  автор реже употребляет глаголы, чаще существительные. Широко используются в научных работах прилагательные, уточняющие понятия указанием на его признаки.

 

Из синтаксических особенностей научного стиля выделяют тенденцию  к сложным построениям. Для этой цели используются предложения с  однородными членами и обобщающим словом. В научной литературе распространены разные типы сложных предложений. В  них часто встречаются подчинительные союзы, характерные для книжной  речи.

 

Для объединения частей текста, абзацев используются слова и  их сочетания, указывающие на их связь  друг с другом.

 

Синтаксические структуры  в научной прозе сложнее и  насыщеннее лексическим материалом, чем в художественной. Предложения  научного текста содержат в полтора  раза больше слов, чем предложения  художественного текста.

 

16. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЭЛЕМЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ  УРОВНЕЙ В НАУЧНОЙ РЕЧИ 

 

Научный стиль принадлежит  к книжным стилям литературного  языка, которым присущ ряд общих  условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий  отбор языковых средств, тяготение  к нормированной речи.

 

Научный стиль имеет ряд  общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, точные, гуманитарные) и различий между жанрами  высказывания (монография, научная  статья, доклад, учебник и т. д.), что  дает возможность говорить о специфике  стиля в целом. И понятно, что  тексты по физике, математике заметно  отличаются по характеру изложения  от текстов по философии или истории.

 

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения – по возможности точно  и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между  явлениями, выяснить закономерности исторического  развития и т. д. Научный стиль  характеризуется логической последовательностью  изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения  при сохранении насыщенности содержания.

 

О языке ученых говорят, что  он «сух», лишен элементов эмоциональности  и образности. Такое мнение носит  обобщенный характер: нередко в научных  работах используются эмоционально-экспрессивные  и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным средством, заметно выделяются на фоне чисто научного изложения, придавая научной прозе большую убедительность.

 

Характерной чертой стиля  научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая  лексика обычно составляет 15–25 % всей лексики, использованной в работе.

 

Большую роль в стиле научных  работ играет абстрактная лексика. Русский язык служит главнейшим орудием  культуры, основным фактором духовного  развития нации, ее творчества, национального  самосознания. Абстрактные существительные  – фактор, развитие, творчество, самосознание.

 

Научный стиль имеет свою фразеологию, куда можно отнести  составные термины (солнечное сплетение, звонкие согласные), различного рода клише (состоит из..., заключается  в...). В научных работах часто  употребляется форма единственного  числа имени существительных  в значении множественного: изучается  форма уха, носа – слово «форма»  употреблено вместо формы, так как  она находится в одинаковом отношении  к последующим существительным. Вещественные и отвлеченные существительные  употребляются в форме множественного числа: шумы в радиоприемнике.

 

При построении предложений  чаше употребляются существительные, чем глаголы, т. е. в основном даются названия понятий, реже – названия действий. Используются имена прилагательные, уточняющие содержание понятия указанием  на различные его признаки и выполняющие  терминологическую функцию.

 

В научных работах заметно  тяготение к сложным построениям. Часто предложения строятся с  однородными членами и обобщающими  словом: более широкое понятие  раскрывается при помощи перечисления более узких. Для объединения  абзацев используются слова, указывающие  на связь между ними: таким образом. Средний размер предложения в  авторском повествовании в романах  – 17,2 слова, в научных исследованиях  – 28,5 слова.

 

17. РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ УЧЕБНОЙ  И НАУЧНОЙ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

На первых курсах вуза в  отношении к учебной литературе преимущественно действует следующий  установочный принцип: прочитай – пойми  – запомни – перескажи или  примени в учебно-практических действиях. Студенты должны сначала освоить  хотя бы пассивно-информативную (базовые  дисциплины) и речевую (научный стиль  в его учебной разновидности) базу своей будущей специальности.

 

Учебно-научная, излагающая основы той или иной науки литература имеет свои особенности, отличающие от других видов научной литературы (проблемной статьи, журнальной или  сборников подборки, частной монографии). Ее основные отличия следующие: сжатая полнота, предметно-логическая последовательность, спокойно развертывающаяся манера изложения. Сжатая полнота выражается в том, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, но, с другой – эта часть является базовой  и равномерно-разносторонне характеризующей  предмет. Этим определяется и предметно-логическая последовательность изложения. Она  чаще всего такова: сначала даются определение и общая характеристика предмета, определяются основные его  стороны, затем последовательно  один за другим следуют изложения, посвященные  отдельному сектору; внутри такого изложения  обычно повторяется отмеченная выше содержательно-структурная схема. В  лексике научной речи значительную роль играют термины – слова с  точно определенным значением. В  каждой отрасли науки применяются  Лособые термины, например: катет, гипотенуза, синус, косинус, тангенс (математические термины); флексия, склонение, спряжение, глагол, подлежащее, сказуемое (грамматические термины) и т. д. В качестве терминов выступают как русские, так и  иноязычные слова. Без знания терминов специальной лексики трудно понимать многие научно-популярные книги, статьи, доклады и т. п. Широкое распространение  специальной лексики можно наблюдать, если взять, например, несколько строк  из научно-популярных статей любых  ученых. В произведениях публицистики (брошюрах, газетных и журнальных статьях) обсуждаются актуальные социальные проблемы, поэтому здесь употребляется  много слов общественно-политической лексики, например: государство, власть, кодекс, партия, классовый, мобилизовать, массы, борьба, активный, социальный и  многие другие. В публицистике широко используются слова и обороты  речи, окрашенные эмоциями сочувствия, торжественности, иронии, негодования, употребляются всякого рода фразеологические сочетания.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"