Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1.
Определите типы словарей.
1) Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. (терминологический)
2) Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов (Энциклопедический)
3) Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. (Лингвистический)
Задание №2.
Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический.
1) Мне неизвестны ихние планы. (Морфологический)
2) Надо пойти узнать, кто звонит. (Орфоэпический)
3) Телевидение играет важное значение в жизни современного человека. (Лексический)
4) Войдя в комнату, мне стало грустно. (Синтаксический)
5) Нужен специалист, разбирающегося в электронной технике. (Синтаксический)
6) На печке сушились несколько пар сапогов и валенков (Морфологический)
7) Этот случай случился со мной в прошлом году (Лексический)
Задание №3.
Выполните тест: «Понятия культуры речи».
1. Орфоэпические нормы определяют правильность:
А) произношения и ударения
Б) словоупотребления и сочетаемости слов
B) употребления определенных словоформ
Г) построения словосочетаний и предложений
2. Культура речи - это:
A) мастерство и искусство грамотной речи
Б) «хорошие манеры», правила поведения в обществе
B) раздел языкознания, исследующий проблемы о нормализации и оптимизации общения

Задание №2.
Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

Задание №1.

Определите типы словарей.

  1. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.  (терминологический)
  2. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов   (Энциклопедический)
  3. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. (Лингвистический)

 

Задание №2.

Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический.

  1. Мне неизвестны ихние планы.  (Морфологический)
  2. Надо пойти узнать, кто звонит. (Орфоэпический)
  3. Телевидение играет важное значение в жизни современного человека.  (Лексический)
  4. Войдя в комнату, мне стало грустно. (Синтаксический)
  5. Нужен специалист, разбирающегося в электронной технике. (Синтаксический)
  6. На печке сушились несколько пар сапогов и валенков (Морфологический)
  7. Этот случай случился со мной в прошлом году (Лексический)

Задание №3.

Выполните тест: «Понятия культуры речи».

  1. Орфоэпические нормы определяют правильность:

 

А) произношения и ударения

Б) словоупотребления и сочетаемости слов

  1. употребления определенных словоформ

Г) построения словосочетаний и предложений

  1. Культура речи - это:

 

  1. мастерство и искусство грамотной речи

Б) «хорошие манеры», правила поведения в обществе

  1. раздел языкознания, исследующий проблемы о нормализации и оптимизации общения

Г) современная теория эффективной коммуникации

  1. Лексические нормы определяют правильность:

       А) употребления определенных словоформ

Б) словоупотребления и сочетаемости слов

В) произношения и ударения

Г) построения словосочетаний и предложений

  1. Морфологические нормы определяют:

 

А) употребления определенных словоформ

Б) употребления морфем

В) употребления речевых средств в различных сферах общения Г) словоупотребления и сочетаемости слов.

  1. Синтаксические нормы определяют правильность:

 

  1. словоупотребления и сочетаемости слов

Б) употребления речевых средств в различных сферах общения

  1. употребления морфем

Г) построения словосочетаний и предложений.

Задание №4.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

ОкАзаться разочарованным; замАнить в лОвушку; мОлОдежное опОлчение; умОлять о пощаде; обвЕвать ветром; развЕвающееся знамя; прожИвать в городе; урОвень; излАгать; рОстовщик; огАрок; отмЕреть; затИрать; прибИрать; выстЕлить; ужОм; птицЕй; гребешкОм; ландышЕм; звоночЕк; девчОнка; кварцЕвый; безЪядерный; интерактивный; медалЬон; вьюнок; предЪявитель; клеишь; коттедж; бородач; прочЬ; прИщурить глаза; прЕвратное понимание; прЕтворить идею в жизнь; прЕрвать договор; прИходящая няня; правопреемник президента; неприступная прЕграда; ветреный; серебряный; глиняный; тыквенНый; асфальтированНая траса; клееная книга; заклеенНый конверт; израсходованНые средства; нечаянНый поступок;

 

Задание №5.

Закончите фразы таким образом, чтобы получились простые предложения. Объясните выбор знаков препинания.

  1. Окончание школы – это, в первую очередь, начало самостоятельной жизни для миллионов выпускников.
  2. Доброта - не значит улыбчивость и приветливость.
  3. Я человек, знающий свое дело.
  4. Твое присутствие - вот лучший подарок.
  5. Неудачи коллег - отличный повод для насмешек.

 

Задание №6.

Составьте предложения, используя следующие устойчивые обороты с союзом «как». Объясните постановку знаков препинания.

Как камень; как смерть; как стрела; как угорелый; как по маслу; как бык; как волк; как подкошенный; как по писанному; как на пожар; как на бал.

 

Он был тверд, как камень, быстр, как стрела,  силен, как бык.

Пашка, как угорелый, влетел в комнату.

Собрание прошло гладко, как по маслу.

На экзамен  Света нарядилась,  как на бал.

Бледный, как смерть, он выбрался из окопа и пошел по направлению к штабу.

Только сейчас Сергей почувствовал, что голоден, как волк.

Мальчишки спешили, как на пожар, и все равно опоздали к отправлению поезда.

Он немного постоял, пытаясь собраться силами, и вдруг рухнул, как подкошенный.

Говорила Мария Павловна образно, без запинки, как по писанному.

 

Запятая перед союзом КАК ставится, если  в предложении употребляется  сравнительный оборот, вводное сочетание, приложение с причинным значением; если в предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь; после как следует и.

 

Задание №7.

Прочитайте предложения. Объясните постановку тире.

1. Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. (неожиданное присоединение второй части).

2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Следствие).

3. Назвался груздем - полезай в кузов. (Условие).

4. Посмотрит ласково - золотом осыплет (содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго).

5. Ничего не изменится - это ясно (вторая часть представляет собой присоединительное предложение).

 

Задание №8.

Распределите слова в три столбца:

1) строго обязательное ударение: гУсеница, баловАться, втрИдорога, бАрмен, бАржа, патологоанАтом, нефтепровОд, красИвее, мусоропровОд, бюрокрАтия, вероисповЕдание, гражданство, христианИн, шассИ.

 

2) вариативное ударение: усугУбИть, деньгам, обнарУжЕние, подрОсткОвый, лАврОвый, клУбЫ, по срЕдАм, кулинАрИя, бОдрЫ, фенОмЕн.

 

3) омографы: багрить, парить, ледник, броня, отзыв, атлас, угольный, хлопок, острота.

 

.

Задание №9.

Образуйте от данных слов слова с суффиксами субъективной оценки. Составьте предложения с этими словами.

Сеструха, дочурка, дружище, вражина, голосище, иголочка, водица, змеюка, слонище, зайчишка, шкафчик, беленький, светленькая, толстенный, глупец, крикун, говорок.

Сеструха  и в этот раз оказалась недалеко от истины.

Дверь открыла светленькая, улыбающаяся младшая дочурка машиниста.

Ну, дружище, ты всех удивил.

«У-у, вражина!» - закричал Петька и погрозил кулаком в сторону прохожего.

Такой голосище, что даже дух захватывает.

Бабушка достала тоненькую иголочку и начала  аккуратно выводить рисунок на вышивке.

А в сосудах у старика хранилась живая и мертвая водица.

Змеюка угрожающе зашипела и приняла боевую стойку.

Витька впервые видел такого толстенного, огромного слонищу.

Зайчишка, зайка беленький под елочкой скакал.

А шкафчик просто открывался.

Новый начальник оказался не только крикуном, а еще и глупцом.

Я на всю жизнь запомнила малороссийский бабушкин говорок.

 

 

Задание №10.

Определите значения слов. Распределите слова в два столбца:

Историзмы

Архаизмы

епанча

цирюльник

кольчуга

перст

бурса

вотще

конка

чело

городовой

буде

сокольничий

отрок

алтын

доселе

пищаль

зерцало

челобитье

ямщик

камергер

яхонт

маёвка

курсистка


 

 

Задание №11.

Пользуясь словарем определите значения следующих слов. Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано их заимствование? Можно ли считать данные слова варваризмами? Почему?

  • Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
  • Шоумен - коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений.
  • Эксклюзивный - исключительный, составляющий исключительную принадлежность кого-либо, чего-либо.
  • Сейл – распродажа по сниженным ценам.
  • Бодигард – телохранитель.
  • Секьюрити – служба охраны порядка и безопасности.
  • Ресепшн - это стойка администратора , например, в гостинице.
  • Бейдж - табличка с реквизитами человека, который ее носит.
  • Райдер - это список требований, предъявляемых артистом (или группой) организаторам гастрольных выступлений.
  • Приватный - личный
  • Супермен – человек, обладающий сверхвозможностями, герой.

 

  • Сиквел - книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д
  • Хоррор – Ужасы , жанр фильма.
  • Хеппи-энд – Счастливый конец.

 

Варвари́зм — иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы.

Заимствование большей  части данных слов, на мой взгляд, связано с модой на английский язык, что в свою очередь, вызвано процессами глобализма.  Большую часть слов можно отнести к варваризмам.  Слова супермен, шоумен, хеппи-энд, бейдж, приватный уже хорошо освоены носителями русского языка и довольно часто употребляются в речи.

 

 

Задание №12.

Составьте микротексты о следующих предметах и понятиях, употребив в них тропы: а)

сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) эпитет.

1.Яблоко. 2. Весна. З.Дождь. 4. Лень. 5. Дружба. 6. Образование. 7. Радость.

  • Премия стала яблоком раздора для двух коллег. Позже при обсуждении конфликта «виновники торжества» получили по устному выговору за нарушение производственного этикета. (Метафора)
  • Она была свежа и радостна, как весна. Так к лицу ей был этот венчальный наряд. (сравнение)
  • Тихими шагами в душу вкрадывалась лень. «Полежу   немножко, еще совсем немножко, потом быстро встану, выпью чашку кофе и сразу за дело» - уговариваля себя Катя. (олицетворение).
  • Подул резкий порывистый ветер. Дерево наклонилось почти до самой земли. Листья посыпались с дерева золотым дождем. (эпитет).
  • Крепкая дружба поможет преодолеть многие трудности в жизни. Об этом часто говорят люди, прожившие долгую жизнь. (эпитет)
  • Образовательные эксперты и бизнес лидеры считают введение Болонской системы долгожданным импульсом для повышения уровня структуры высшего образования. Такое образование как глоток свежего воздуха. (сравнение)
  • Прикорнула радость на моём плече,

              Не сравнить её мне, дивную, ни с чем;

              Бархатные брови, кожи гладкой шёлк,

              Кто такую создал - не возьму я в толк! (олицетворение)

 

 

Задание №13.

Определите значения паронимов. Составьте с каждым из них словосочетания и предложения. Цветной - цветастый - цветистый - разноцветный; водный - водяной - водянистый; земляной - земельный - землистый; сытный - сытый; садить - сажать; искусный - искусственный; оклик - отклик; двойной - двойственный; падший - павший.

  • Предлагаем купить цветной лазерный принтер.
  • Гордый владелец цветастого свитера сидел напротив.
  • За окном поезда проплывал цветистый луг.
  • Разноцветный полоз  — вид змей из семейства ужеобразных.
  • Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок.
  • Водяной радиатор используются в системе охлаждения двигателей  
    внутреннего сгорания.
  • Утром я обнаружил водянистый прыщик на лбу.
  • Подробное описание лечебного растения Арахис, также известного в  
    народе под названиями: земляной орех, земляной желудь, земляной  
    миндаль.
  • Данный земельный участок необходимо задействовать в ближайшее время.
  • Землистый цвет лица очень часто свидетельствует о серьезных неполадках в работе внутренних органов.
  • Этот сытный рулет, на мой взгляд, будет не лишним.
  • Этот анализ не рекомендуется брать на сытый желудок.
  • Как правильно садить ребенка?
  • Не пора ли уже сажать свеклу?
  • Прошу заметить, Андрей – искусный стрелок.
  • Эта столешница выполнена из искусственного камня.
  • Эти песни нашли отклик в душе каждого слушателя.
  • Оклик в ночи испугал  случайного прохожего.
  • Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
  • Его двойственный характер объясняется своеобразным воспитанием.
  • Вечная память павшим в боях за Родину
  • Антон, давно уже падший духом, отчаянно шел домой.

Информация о работе Русский язык и культура речи