Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка

Краткое описание

Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.

Вложенные файлы: 1 файл

Все ответы по культурологии.docx

— 528.78 Кб (Скачать файл)

17 вопрос.

Гуманизм  как смысловое основание эпохи  Возрождения.

 

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — термин,  обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью. 

 

  • Гуманизм возник в XIV в. в Италии, а к концу XV в. утвердился и в Северной Европе.
  • Его предшественниками были Данте и Петрарка; в число его главных создателей входили Джианозо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пко делла Мирндола, Лоренцо Влла, Колуччио Салютти.  
  • Гуманизм как мировоззрение взял своим предметом человеческую природу во всех её проявлениях и различных достижениях. Он встал на позиции гносеологического синкретизма, то есть настаивал, что истина одна, в какой бы философской и теологической школе она ни найдена.
  • Гуманизм акцентировал достоинство человека. Вместо средневекового идеала жизни - епитимии (епитимья (греч. «наказание по законам» Обычно заключается в  исполнении тех или иных дел благочестия (продолжительная  молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.)  как самой высокой и благородной формы человеческой деятельности гуманисты ставили на первое место творчество, доказывали превосходство мастерства над природой.
  • Гуманизм возвещал возрождение утраченного величия человеческого духа и мудрости;
  • Гуманисты разработали свой идеал человека, названный универсальным человеком. 
  • По определению одного из наиболее известных представителей гуманизма, Леона Баттиста Альберти (1404-72), это «человек, который может сделать всё, если он будет».  «Универсальный человек» воплотил основные принципы возрожденческого гуманизма, который считал человека центром вселенной, неограниченным в способностях к развитию. «Универсальный человек» стремился охватить всё знание, развивать свои способностей настолько полно, насколько возможно, совершенствоваться в физическом развитии, в социальных достижениях и в искусствах.
  • Такой идеал блестяще иллюстрировался Альберти — он был признанным архитектором, живописцем, знатоком античности, поэтом, учёным и математиком, а также гордился навыками наездника и спортивными достижениями — и Леонардо да Винчи (1452-1519)

 

Вопрос 18.

Сюжет: Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает  устройство загробного мира, с графической  определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.

Основные  идеи: Толкование смысла поэмы возможно с нескольких ракурсов видения. В буквальном понимании - это действительно путешествие души после смерти в потустороннем мире. Но, кроме буквального, правомерным есть также аллегорическое понимание поэмы, т.е. каждое событие, каждая деталь несет в себе дополнительное значение. За традиционными религиозными представлениями, пекло - место, в котором находятся грешники. Страдание через совершенные грехи в чистилище предназначено для тех, кто имеет возможность очиститься и спастись для новой жизни. Рай - награда для тех, кто жив праведной жизнью. Речь идет о моральной оценке поступков людей: куда именно попадается душа человека после смерти, определяется его земной жизнью.  
Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главная тайна жизни, которая заключается в любви. Не только в любви к единой и прекрасной женщине, а в любви всепоглощающей и всепрощенной, любви в широком смысле этого слова. Любовь как движущая сила, сила, которой двигают небесные светила. Данте наталкивает нас на мысль, что Бог есть любовь. 

«Новый человек»: У Данте мы находим новую для того времени концепцию человека - человека свободного, способного самостоятельно выбирать свою судьбу, но эта свобода выбора ведет к самосовершенствованию, нравственному преображению, искуплению своей греховности и выводит к спасению.

 

21.Культура Нового времени.

Эпоха Нового времени охватывает три  века: XVII, XVIII, XIX.

Несмотря на это  каждый век исторически  и культурно своеобразен: XVII –  эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век  классики,

Период Нового времени охватывает два этапа:

1. Почти весь 17 век –  господство абсолютизма во Франции,  Испании, буржуазная революция  в Англии, научная революция формирование  новой картины мира и метафизической  системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного  развития капитализма, утверждение  свободной конкуренции в экономике,  либерализма – в политической  жизни, стремление к свободомыслию  и просвещению. Все это вместе  взятое получило развитие в  движении и идеологии Просвещения.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Главный  пафос гуманизма Нового и Новейшего  времени заключается в его  универсальности: он адресуется  каждому человеку, провозглашает  право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер  европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию  на изменения привычного образа  жизни и образа мыслей. Данная  черта способствовала формированию  в Новое время так называемой  цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей.  Заслуживает особого внимания  разделение власти на политическую  и духовную, носителями которых  были,  с одной стороны, государство, а с другой,  - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, сферу человеческой нравственности. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель  западной цивилизации, заложенная  Новым временем,  - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности.

6) Своеобразием Нового  времени является то, что  в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.

7) Больше жанров и стилей  в искусстве, чем в другие  эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного  строительства, прокладывание туннелей  и метрополитенов (17-19 вв.)

22.Идеи и ценности эпохи Просвещения.

Просвещение — идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях; Век просвещения или Век разума — XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года («славная революция» в Англии) до Великой французской революции.

Деятели: Кант, Вальтер, Ньютон

Просвещение было глубоким космополитическим и  антинационалистическим движением.

Важную  роль в духовных поисках и размышлениях просветителей играл интерес  к «естественному». Появились трактаты о естественной нравственности, религии, экономике, образовании.

Просвещенческое понимание природы человека декларировало  право на самовыражение и полноту  самореализации, право свободно мыслить  и выражать любую точку зрения публично без цензуры или боязни репрессий.

Все философы и интеллектуалы Просвещения безусловно верили в силу и возможности человеческого разума.

Философы  писали, что наука может раскрыть природу такой, какова она есть сама по себе, указать способы управления и манипуляции природой. Вера в  могущество разума побуждала распространять методы познания естественных наук на общество, что заложило основу для  развития современных общественных наук.

23. Художественные  стили Нового времени.

1)В  области искусства во второй  половине XVII в. наблюдался расцвет  стиля барокко, который был тесно связан с церковной и аристократической культурой того времени.

В нем  проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального  бытия.

Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко  воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство.

Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры, и прежде всего в Италии (творчество скульптора и архитектора Бернини, архитектора Борромини и др.).

2)Иного  рода эстетика, противоположная  художественным средствам барокко,  была канонизирована в европейском  искусстве и литературе классицизмом. Тесно связанный с культурой Возрождения классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и строгость.

Классицизм  узаконил принципы «облагороженной  природы», искусственного деления на жанры – «высокие» (трагедия, ода, эпопея, историческая, мифологическая и религиозная живопись) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая живопись), введение в драматургию закона трех единств – места, времени, действия.

Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой.

Классицизму свойственны стройная упорядоченность  формы, идея подчинения личности общественному  долгу.

3)В  русле просветительского искусства  XVIII в. во Франции развивался  и сентиментализм, связанный в литературе прежде всего с художественными творениями Руссо.

он  прославлял свободу естественного  человеческого чувства, показывал  его несовместимость с сословным  неравенством (роман «Юлия, или Новая  Элоиза»).

4) Первая  половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений особо заметное распространение получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью.

В сфере  художественного творчества он ярко запечатлелся в виде направления  в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.

Острым  средством романтической критики  действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском использовали Гофман и Гейне, едко высмеивавшие убожество  и ограниченность мещан-бюргеров.

Постоянное  обращение к историческому прошлому – одна из характерных черт романтизма

Возник  новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер Скотт), появился широкий интерес к народному творчеству как воплощению неиспорченных нравственных начал

В целом  романтизм способствовал более  углубленному и многостороннему  – художественному и философскому – познанию мира и человека со свойственными  им противоречиями. Романтизм обогатил культуру Нового времени значительнейшими духовными ценностями и проложил новые пути ее развития.

5) В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики

Вывод: историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических  принципах, идеи и ценности Просвещения  и позитивизма, эстетика великих  стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) –  оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.

Билет№26

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"