Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка

Краткое описание

Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.

Вложенные файлы: 1 файл

Все ответы по культурологии.docx

— 528.78 Кб (Скачать файл)

Каковы же общие черты средневековой  философии?

Это теоцентризм, означающий, что в центре мироздания, всей жизни людей и конкретного человека находится Бог как верховное существо, абсолютное начало. Это положение дополняется и уточняется креационизмом (от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в елином акте. Из этих двух положений вытекает и третье - провиденциализм (от лат. providentia - провидение), учение, согласно которому развитие человеческого общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Существенными для средневековой философии являются также персонализм и ревеляционизм.

Средневековье условно делится  на три основных периода:

  • Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).
  • Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков).
  • Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).

В культуре средневековой Европы отметим  следующие достижения:  
• появление новых форм живописи – монументальная храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные миниатюры;  
• активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Эти легенды исполняли певцы-музыканты (Англия, Скандинавия);  
• значительное явление во французской литературе XII-XIII вв. - поэзия вагантов – странствующих поэтов;  
• в английской литературе XIII в. получили распространение баллады, например «Баллада о Робине Гуде»;  
• новшества в архитектуре – строительство соборов, замков, крепостей;  
• появление нового стиля в архитектуре – готики. Готический стиль особенно был развит во Франции. Для него характерны высокие колонны, собранные в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, тонкие стены, огромные окна, украшенные витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь.

 

Билет №12

Христианская концепция мира и  человека.

Христианство(греч. Христос- помазанник). Зарождается в 1 веке н.э. как одна из сект иудаизма в Палестине, который был Восточной провинцией мира. Христианство провозгласило, нет Эллина, ни Иудея, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Христиане перестали быть гонимыми.

Христианство провозгласило обще-человеческие ценности. Все люди равны перед Богом. С появлением христианства меняется представление человека о мире и самом себе.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Бог как творец        тварный мир несет на себе печать его творений, поэтому христианский мир несет на себе печать его творений, поэтому христианский мир широко раскрылся вверх в сторону неба. Бог рассматривался как существующий в мире, так и вне мира. Бог Библии не вмещаем никаким пространством даже духовным. Любая созданная Богом вещь несет на себе отпечаток Божеств, т.к. бог пребывает во всем.

Идеалом становятся простецы, дети. В  церкви каждый человек это ребенок. Чтобы стать большим, необходимо сделаться маленьким.

Избранники Христа- это низшие слои, бедные или угнетенные. Индивид был опутан сетью обязательств и солидарностей, среди которых наиболее важными были феодальные. За человеком не признавалось право существования его как единичной индивидуальности. Важнейшей была идея группы. Обособление считалось большим грехом. Гордыня объявлялась матерью всех пороков.

Билет№13

Романский стиль

К XI—XII вв. в искусстве  формируется так называемый романский  стиль. В это время складываются феодальные княжества. Строятся замки  и монастыри. Последним принадлежат  огромные богатства и средства, поэтому  главным заказчиком художественных произведений являются монастыри, и  все основные художественные ценности находятся в них. По этой причине  романское искусство называют «монастырским» искусством. Для архитектуры романского стиля характерны следующие черты. Здания напоминают крепости. Они имеют толстые стены и узкие окна-бойницы с полукруглыми очертаниями вверху, горизонтальные и вертикальные членения в виде поясков, карнизов, выступов, зарубок и т.д. Крупная блочность хорошо читается в облике такого здания, будь то церковь или замок.

Основные  элементы Романского стиля:

  • рельефная плоскость, лаконичность и простота;
  • цветовая гамма: красный, зеленый, коричневый, белый, серый, черный;
  • линии используются прямые, горизонтальные и вертикальные, бочарные и полуциркульные;
  • прямоугольные и цилиндрические формы;
  • полуциркульный фриз, с геометрическим или растительным рисунком, который повторяется;
  • помещения с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
  • каменные, толстостенные, массивные конструкции;
  • использование замковой и рыцарской тематики: факелы, гербы, доспехи, оружие.

Готический стиль 

На смену романскому стилю  по мере расцвета городов и совершенствования

общественных  отношений приходил новый стиль  — готический. В этом стиле стали

исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное

стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного

искусства в течение второй половины средних  веков.

Готическое  искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по

всей  Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в

Западной  Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы

и в XVI веке.

 

Характерными чертами  стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная  каркасная система опор и ребристый  свод. Преимущество использования ребер  заключается в том, что свод может  быть больше, вследствие чего уменьшаются  возникающие от него нагрузки. С  развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях  романская архитектура отдельных  областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического  стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью  монашеских орденов цистерцианцев  и доминиканцев и работающих на них  строительных артелей распространяются во все доступные области. Уже  в поздний романский период, в  первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают  в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.

Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

14 вопрос.

Художественный  язык древнерусской иконы.

Основные школы  и иконописцы.

Иконописный канон – это отдельная и  требующая специального изучения тема. Перечислим некоторые основные правила: 
Пропорции. Ширина древних икон соотносится с высотой 3:4 или 4:5, независимо от размеров доски иконы. 
Размеры фигур. Высота лица равна 0,1 высоты его тела (по византийским правилам рост человека равняется 9 мерам головы). Расстояние между зрачками равнялось размеру носа. 
Линии. На иконе не должно быть рваных линий, они либо замкнуты, либо исходят из одной точки, либо соединяются с другой линией. Линии лика тонкие в начале и в конце, а в середине имеют утолщения. Линии архитектуры везде равной толщины. 
Использование обратной перспективы – состоящей лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым фоном – золотым, красным, зеленым или синим. По мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются

 Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.

 

Язык  иконы лаконичен. Ненужных деталей  в иконе не должно существовать. Пейзаж если и присутствует, то лишь условно и схематично.

 

Здесь каждая деталь лица, жест или положение  тела имеют символический характер:

  • высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие;
  • большие глаза - проникновение в божественные тайны;
  • тонкие губы - аскетизм;
  • удлиненные пальцы - духовное благородство и чистоту деяний;
  • наклон головы - внимание к Божественному внушению, голосу Божьему, который святые слышат в глубине своего сердца;
  • чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д.  
    Цвет в иконе условен:
  • Белый цвет изображает святыню, Божественные энергии, возводящие создание к своему Создателю;
  • золотой - вечность;
  • зеленый - жизнь; синий - тайну;
  • красный - жертвенность;
  • голубой - чистоту.

В иконе главное - лик святого, озаренный сиянием  вечности, остальные детали второстепенны.

Основные школы древнерусской  иконописи:

1) Новгородская школа.

2)Московская школа.

3) Псковская  школа. 

4) «Строгановская»

5) Киевская.

Иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный.

Вопрос 15.

Начало развития древнерусской  архитектуры, скорее всего, стоит отнести  к Х веку. Именно тогда на территории Руси начинаются большие постройки, строительства общественных зданий, в первую очередь, храмов. Не стоит  отрицать, что в древнерусской  архитектуре очень много от византийского  искусства. Затем последовало много  интерпретаций и точное, полное формирование древнерусской архитектуры произошло  в XIV веке.  
 
Основными чертами этого направления можно назвать следующее: четкая и ясная форма конструкций, просторные сооружения, масштабные пропорции зданий, ощутимая соизмеримость пространства помещения и его массы. Особенностью именно древнерусской архитектуры стали крестово-купольные храмы, а к концу XVI столетия начались еще стройки шатровых храмов-башен.  
 
Неоспоримой особенностью этого искусства стоит также назвать символику, которая прослеживалась во всех элементах строения. Например, в храмах делалось 3 двери, что означало места для веры, надежды и милосердия. Стены служили оградой человека от греха, контрфорсы опоры обеспечивали силу духа и воли, крыша означала милосердие. Колонам отводилось значение догмат верования и сводам – пути спасения. А шпиль означал Божий перст, который показывал на цель для человечества – на небеса.  
 
Еще древнерусскую архитектуру отличало то, что зодчие (архитекторы того времени) стремились вписывать здание, какое бы то ни было, в окружающую местность. Они не природу подстраивали под строительство, а наоборот. Для строительства храмов, место выбиралось особо тщательно, во внимание брались и расположение от воды, восхода солнца. Особое место в развитии древнерусской архитектуры занимает строительство из дерева. Используя один топор и лес, рубались (как принято было говорить в то время) всевозможные дома.

Типы храмов:

  1. Крестово-купольные храмы (Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля )
  2. Шатровые храмы (Церковь Вознесения в Коломенском)
  3. Ярусные храмы (Церковь Покрова Богородицы в Филях)
  4. Церкви-ротонды (Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры, Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря )
  5. Храмы - «корабли» (Церковь Дмитрия на Крови в Угличе)

 

Билет №16.

Основными чертами культуры Возрождения  являются:

  • Антропоцентризм-человек, а не Бог в центре исследования.
  • Гуманизм-возвышение человека.
  • Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии.
  • Новое отношение к миру
  • Секуляризация - освобождение от церковного влияния
  • Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
  • Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"