Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культурологии"

Вложенные файлы: 1 файл

0380264_78108_shpory_po_kulturologii.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Билет 3

3 Закономерности развития к-ры:

1общесоциологические (-зависимость типов к-ры от способа производства; -зависимость к-ры от коренных интересов и соц. страт и групп; -преемственность; -расширение масштабов деятельности ч-ка), 2специфические( -стремление от родоплеменной к нац. к общечеловеч.; -усиление ее влияния на другие сферы деят. ч-ка; -возрастание взаимопроникновения и вз.завис. разл. сторон к-ры)

 

 

27.Античная  культура.

 

Характеризует: гармония, соразмерность, пропорционал, гуманность, демократич. Полис- город. Периоды: гомеровский (9-8 в) (сельс. община, мифы(бог - Зевс)), архаический (600-480г) (Олим. Игры. Соединение коллективизма и состязательности (агон)), классицизм (480-323) (полисы, народ. собрание), эллинизм (323 до н.э. – 2 н.э.) (гос-во Эллада расцет всего). Пифогор( число в основе всего), Аристотель (логика), Сократ (красота в гармонии). Мирон «Дискобол» 450 г до н.э. Живопись: Вазопись, фрески, Музыка: хоры, литафоры, арфы., театры, Поэты: Эсхил, Софокл, Аристофан, Литература: Гомер «Иллиада», «Одисея». Памятники: храм Посейдона, Зевса в Олимпии, храм Парфенон, статуя Венеры Скопаса.


 

Билет 7

7 Стиль и  жанр

стиль-структурное единство обр.системы и приемов худ. выражения, порождаемые живой практикой разв. арх\ театра\ муз\ жанр -подразделение каждого вида иск-ва на более мелкие сост части, обусл. многообразием конкретных возможностей худ. освоения действительности(лит-роман\ повесть\ поэма; изобр\исск-портрет\ натюр\ пейзаж\)(жанр:поджанры)(скульптура Фальконе Мед\всад-ист+портрет жанры)

12: Культура  эпохи Возрождения?

Культура Возрождения явилась большим шагом от символического, условного, теологического понимания мира средневековья к гуманному взгляду на мир. Ученые, творцы 14-16 веков, открыли красоту человека и окружающего мира. Живой интерес к личности, природе, переживаниям, мыслям и поступкам человека породил в культуре эпохи Возрождения яркий и сложный образ человека, человека – деятеля, мыслителя, героя.

Петрарк, Боккачо –  становители культуры Возрождения.

Микельанджело, Беато  Анжелико, Пауло Учелло, Веррокио- величайшие художники эпохи.+Леонардо Да Винчи, Тициан, Рафаэль

  Картины: «Примавера», «Рождение Венеры», «Мона Лиза», фреска «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна», «Диана и Актиан», собор Святого Петра- памятники эпохи.


 

 

Билет 10

10  Роль античности  в формир знаний о К

 

Античность-  наивысшее  достижение в мировой цивилизации. Гармония, соразмерность, классические пропорции-  поражает нас в античном искусстве.

Поэмы Гомера, театр, мимы – вот проявления античной культуры.

Античная культура сыграла  важную роль в развитии мировой культуры. Замечательные и прекраснейшие памятники культуры оказывали влияние на культуру всех народов.

33 Рококо.

Богатсво-внутрь,прячется(архитектура).гл.тема- любовь. Дворец САН-СУСИв Постдаме. Живопись-пастушшевские сюжеты (арстократия переодетая в пастухов). Хогард  «модный брак»(пороки обычного общества). Лит-ра Мольер «тартюф или обманщик», направления – реализм, классицизм, лит-ра барокко(настроение писсисмизма и отчаяния). Движение просвещения решение соц.проблем (прогресс возможен через просвещение людей, освобождение от религиозных предрассудков. Вера в разум). Вальтер, Руссо, Гете. Музыка- церковный и светский характер (чел.чувства, прогрессивн.идеи нового разума.). Появилась опера. Бах – мир чел.мыслей, страданий, чувств. Оркестры при дворах. Из музыки светской – в симфонию. Моцарт – «Дон Жуан», Бетховен- « лунная соната», Верди- «Риголетто». 


 

Билет 14

14 Просв   ороли К в общ прогр Гердера  Руссо

.

 Руссо(несоответствие  между социокультурной реальностью  и ее идеальными регуляторами) и Гердер(рассматривал культуру в теспой связи ее с эпохой, жизнью народа, мифологией и религией) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. По их мнению, цель культуры и высшее назначение разума совпадают – сделать людей счастливыми.

Другие деятели, занимавшиеся данной проблемой: Монтескье, Вико, Гегель, Шлегель, Лессинг, Винкельман, Спенсер.

37.Филос абстрак  , кубизма, сюрреализма

.

Абстракционизм. Возник в 1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич. Лозунг:”Искусство ради искусства. ”Делится на два течения:1.Ташизм (Кандинский, Хане Хартунг, Пьер Сулаж) спонтанное, иррациональная игра цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических выверенных, рационально-геометрических построений.

Задачи живописи сводились  к исследованию возможных комбинаций первичных элементов - линии, цвета  и формы.

Кубизм. Возникло в 1907 г. с картиной Пикассо “Авиньонские девицы ” .Представители: Пикассо”Герника”, ”Фермерша”,“Портрет Воллара”.

Брак, Дюшан, Лежье, Кончаловский ”Агва”

Считали, что весь мир  состоит из геометрических фигур

Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного смысла, все подчинено случайности.Фантастически уродливое переплетение человеческих тел, предметов.Все в необычной форме. За пределами реализма.

Представители: Сальвадор  Дали ”Пылающие жирафы”,”Предчувствие  гражданской войны” , Миро, Танги, Арп, Эрнст, Массон, Шагал.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 15

15. Понятие  и сущ-сть в нем. класс. теории

Кант(дуалист т.е. за материалистов  и идеалистов): к-ра область духовной свободы ч-ка, как гений человека ( озарение), всё сводится к божеств  началу. Прекрасное – субъективно. Цель к-ры: моральное господство человека над самим собой.

Гегель: к-ра –абсолютная  идея, имеет божественное начало.

Законы диалектика Гегеля: - з-н единства и борьбы противоположностей; - переход кол-ва в качество; - з-н  отрицания отрицания. Существ. 3 формы  искусства: символическая, классическая, романтическая.

38.  Поп- арт.  Оп- арт. Кин исск

Поп- арт.(от сокращенного англ. Popular art-общедоступное искусство).Возникло в 50-е-60-е г в США. Цель: сделать искусство доступным и понятным широким слоям населения, т.е. популярным, изображая повседневны предметы обихода.

Представители: Роберт Раушенберг”Унитаз”,Энди Уорхол, Джордж Сигл.

Оп – арт. (Оптическое искусство) Возник в 1956 г. Исследование различных оптических эффектов, приборы из   линз, вращающиеся механизмы, зеркала и направленный на них свет.

Представители: Виктор Вазерелли.

Кинетическое искусство. Создание произведений искусства возможностями движения реальных конструкций, машин, иллюзорных изображений, оптических эффектов, создаваемых с помощью кинематографа, телевидения и т.д.

Представители: Гюнтер Юнкер, Жан Тенгели”Палуба №3”, “В знак уважению Нью- Йорку.” 


 

Билет 28

60.Культура  подчиненых . формы методы

 

Формирование высоко ваенно-техгническкой культ у  личного состава войск и подразделений  ФАПСИ обусловлено рядоим причин: все более возрастающеи уровнем сложности оружия и боевой технике и телекомуникативных систем связи усложнившимися способаими боевого примпенения оружия военно техники связи . превращением армии войск ФАПСИ в сложную ссистему  яеловек- военная техника .

Эстическая культ оказывает положительгное воздействие на выполнение воинамим своего гражданского долга. Осваивая  и преобразуя ми р по законам ккрасоты человек через гнеодуухотворённые предметы- каимень дерево глину бронзу выражал свое творчческое отношениие к  воплощал свою фантазию представление окрасоте . определяется эстетичевская культ как совокупность эстетичяески значитых ценностей способов имх создания распространения и передачи из поколения в поколение.

50.Мн теч.  и напр. отеч. К нач XX в. Декаденс.

 

Реалистическое  направление (предложил Горький “Жизнь Клима Самгина”, Толстой Л.Н, Чехов А.П.).Художники-передвижники – Репин, Маковский, Суриков. Традиции переняли  худ-ки – Архипов, Коровин, Касаткин.

 Модерн. теч-я:  декадентское ( Минский, З. Гиппиус), символическое (Блок, худ. Врубель), футуристическое молодой Маяковский). Декаденты и символисты - лозунг “Искусство ради искусства”. Футуризм - “освобождение” культуры и искусства от идейности, от связи с общественными запросами. В музыке, театре и изобразит. искусстве: деят-ть МХТ (основатель - Станиславский ), Немерович-Данченко. Римский-Корсаков – “Садко”. Шаляпин – артист и певец. Скрябин – поэма “Прометей”.

В конце 90-х  гг. - новое худ-ное общество “Мир искусства” с Бенуа и Дягилевым. Ядро – Сомов, Бакет. Проповедовали т.н. “чистое искусство”. Формируется новый стиль – МОДЕРН (свободная, причудливая планировка, усложненный фасад, сочетание прямых и округлых линий). неоклассицизм Ульрамодернизм: “Ослиный хвост”, ”Бубновый валет” (Кон, Машков), “Голубая роза”(Кузнецов, Сарьян)-упрощение форм, сочность красок, оптимизм.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 31

53. Современ. отеч. к-ра, памятники

 Характер -  универсальность,  многонациональность. Принципы –  новые профессиональные поиски, идейно образная наполненность, динамичность худ. языка. 60-70-е года – “оттепель”. 70-е годы – “диссиденство” (Солженицин, Ахматова, Сахаров). Кино – “Война и Мир”, ”Они сражались за родину ”, ”Вечный зов” (Бондарчук, Шукшин, Смактуновский). Музыка – Шотакович (11-я, 12-я симфонии), Хачатурян, Растропович, Высотский, “Машина времени”, ”Кино”. Худ-ки-“семидесятники” – Назаренко, Ситников. Худ-ки-эмигранты – Шемякин, Кудряшов – принципы русского конструктивизма.

63.  Бат ис. Образ воин-защитн Родины

Отеч-ная к-ра раскрывала типичные черты рус. бойца, величие его духа, несокрушимость.Он показывал независ-ть,силу рус. народа.

Литература: Твардовский “Василий Теркин”, Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”, А. Фадеев “Молодая гвардия”.

Художники: Неменский – “ Мать”, Дейнека, Герасимов, Корин - “Александр Невский”

Музыка: Прокофьев – опера ”Война и мир”,Шостакович – 7-я симфония



Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"