Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

 

7) Игровая  концепция культуры Хейзинга

Голландский культуролог  Хейзинга создал оригинальную концепцию  культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой  культуры.  Культуроформирующая  функция игры вытекает из характера  самой деятельности человека. Человек, по мнению Хейзинга, с начала своего рождения есть "существо играющее". В ходе преобразования материального  мира человек в сознании "проигрывает" собственную деятельность. Огромна  роль игры в зарождении поэзии, музыки, " поэзия родилась в игре и стала  жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой" *. Общественно- политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с  игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат утопические  идеи. Таким образом, во всех многообразных  культурных явлениях Хейзинга усматривает  игровой элемент.     Итак, культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме  игры, но по мере развития человеческой истории игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь в  поэзии, праве, формах политической жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в 18 в, когда возобладали прагматизм и рационализм.

 

8) Понятие  культуры в языке и общественной  мысли. Многозначность определений  культуры

Слово культура вошло в  русский  язык лишь с середины 30-х  годов XIX века и имело два значения: во-первых, "хлебопашество, земледелие", во-вторых, "образованность". С  середины 60-х годов культура рассматривалась  как совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных человеком. С 20 в. начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности — в  том, что сама культура неравномерна, многогранна.

Под культурой  может пониматься:

-возделывание, обработка,  улучшение, совершенствование;

-развитие духовной сферы  жинзни, искусство, творчество;

-творческие достижения  в некоторой частной сфере,  ограниченной временем, местом, или  некоторым другим общим свойством  (культура Древней Руси, современная  культура, поп-культура, славянская  культура, массовая культура, Культура  древнего Египта);

-разводимое растение, а  также клетки микроорганизмов,  выращенные в питательной среде  в лабораторных или промышленных  условиях (технические культуры, культура  органической ткани)

Культура употребляется  для характеристики материального  и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических  формаций, конкретных обществ, народностей  и наций (например, античная Культура, социалистическая Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта).

 

9) Культура  как текст. Языки, символы и  коды культуры.

Язык культуры- средство культурного диалога, который идет как по вертикали (культуры разных эпох), так и по горизонтали.  Знак- матем. Предмет, явление, событие, выступающее в качестве объективного заместителя другого предмета и используемого для хранения, приобретения, передачи сообщений.  Знаки: 1) естественные - части природы -камень-  2) функциональные – часть предметного мира человека  - здание- 3) конвенциональные  сигналы(светофор), индексы (знаки в схемах), образы, символы (герб)4) вербальные  - обновление языка- 5) системы записи –их создание связанно с появлением государства, правовых норм. Культурные коды послание, которое пытается передать автор текста в завуалированной форме.

  Всякое явление культуры  есть сочиненный людьми с помощью  знаковых систем текст, которые  подлежит прочтению и пониманию.  То есть сталкиваясь с культурным  явлением человеку приходится  решать две задачи: как его  понять и как проверить правильность  его понимания. Проблема заключается  в том, что читательская интерпретация  текста может не совпадать  с авторской в принципе. Во-первых, читатель и автор разные и  неповторимые личности. Во-вторых, когда  читатель знакомится с текстом,  у него возникает «избыточное  видение», ведь он знает то, чего  создатель произведения знать  не мог. 

10)Культура  и природа. Культура как «вторая  природа»

Проблема противостояния природы и культуры заключается  в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно – природе и культуре, телу и  духу. Человек так или иначе  решает эту проблему, которую можно  назвать проблемой существования. Для начала необходимо сравнить эти  два понятия. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и  цивилизации. В самом широком  смысле слова культура – это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное) в отличие  от природных вещей и явлений. В истории человеческой мысли  этот термин понимался как «воспитанность», соответствие идеалам гуманизма  и просвещения, следования разуму. Культура – это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях  удовлетворения тех или иных потребностей. Слова "природа" и "культура" далеко не однозначны. Культура нередко  определяется как совокупность элементов  природы, переработанных людьми в своих  интересах (понимая при этом в  числе элементов природы и  самого человека, в частности его  мозг и способность к сознанию). Иначе говоря, природа — это  все, что еще не культура, а культура — это все, что уже не природа. Еще Демокрит считал культуру «второй  натурой». Культурологи обычно относят  к культуре все рукотворное. Природа  создала человека, он же, неустанно  трудясь, сотворил «вторую природу», т.е. пространство культуры. Вторая природа  – выражение, подчеркивающее неразрывную  связь культурной деятельности с  природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа» (хотя и вторая). Во взаимодействии с  миром человек две использует основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление  человеком природных ресурсов биохимическим, естественным образом. Вторая – главная  форма – преобразование (первой) природы, создание того, что в ней  отсутствует в главном виде. Результатом  этого является «очеловечивание» природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности.

 

11. Цивилизация  и культура

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют  с культурой. В каких-то случаях  так оно и есть, но не всегда они  выступают синонимами. Цивилизация  понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация  обозначает историческую эпоху, пришедшую  на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию  связывают с географическим место, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим  укладом и культурой (совокупностью  норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание  смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная  и западная цивилизация различаются  именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и  образе мира. А в рамках таких  глобальных понятий формируются  конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Оба слова - культура и цивилизация - относительно недавнего происхождения. В широкий научный оборот они  вошли в 19 в. усилиями антропологов, историков и деятелей литературы. С тех пор они употребляются  практически как синонимы, обозначающие одни и те же вещи, но отражающие их с разных сторон.

Оба термина имеют латинские  корни. Слово "цивилизация" происходит от латинского "civis", обозначающего "жителей города", или "горожан". В средневековье оно носило юридический  смысл и относилось к судебной практике. Затем его значение расширилось. "Цивильным" стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а "цивилизовать" ? означало делать благовоспитанным и  вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к  примеру крестьян. В светском обществе "цивильность" означала учтивость.

Первым употребил слово "цивилизация", по мнению Л.Февра, барон Гольбах в 1766 г. Руссо еще  не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы здорово  выручить. Ведь критиковал он на самом  деле не культуру, а именно цивилизацию. Но за неимением подходящего слова, досталось культуре. Однако слово "цивилизация" появилось при жизни Руссо  и в самое нужное время - когда  завершилось издание "Энциклопедии" Просветители связывали цивилизацию  с разумом, а культуру с духом. Немецкое слово "Geist" с самого рождения вошло в новое понятие и  долго сопутствовало ему. "Понятие "культура" вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для  всех цивилизации, чтобы сделать  возможным употребления слова во множественном числе, уравнивая  их с точки зрения духовности - Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и  культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится  во Франции" 1)

Слово "культура" происходит от латинского "colere" и переводится  как возделывать почву, обрабатывать, пахать землю. Не случайно в древности cultus ассоциировался с культивированием (cultivate). Но помимо того "colere" имеет  и множество других значений. Как  и слово "civis", этот термин может  обозначать жителей города или деревни. Тем не менее большинство смыслов  данного слово связано с вполне определенными процессами, а именно развитием, началом какого-либо мероприятия  и его продолжением. Так, можно  заниматься культивацией (обихоживанием, приведением в порядок и обработкой) сада. Можно также культивировать какие-либо занятия, виды деятельности, хобби, интересы, в том числе культивировать прекрасное и разумное (отсюда связь  этого термина с воспитанием  человека). В современном языке  слово "культура" подразумевает  исключительно или преимущественно  позитивные процессы и достижения человечества, связанные с гуманизмом. Именно благодаря  этому оно отличается от животного  мира. В итоге культура выражает проявление творческого начала в  человеке и человечестве, связанное  с рождением каких-либо уникальных вещей.

В определенном смысле Францию  можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему содержанию "цивилизация" в одной стране обозначало то же самое, что "культура" в другой. Во Франции новому термину  пришлось конкурировать с близкими по смыслу словами, в частности, police - учреждение по поддержанию правопорядка и нравов, и civilite, означавшим способность  открыто, мягко и вежливо держать  себя, вести беседу. Свободной ниши для нового слова не было подготовлено. Однако оно успешно выдержало  соперничество и утвердилось  в языке во многом благодаря тому, что несло в себе несколько  иной оттенок, новое, более широкое  значение. В слове civilisation, которое  поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как  ученость, искусственность, насильственность. В новом слове слышался принудительный и единый для всех идеал, так радовавший просветителей, как универсальная, общечеловеческая цель победы грамотности  над невежеством французское  слово "цивилизация" на протяжении нескольких десятилетий не знало  множественного числа. "Как считает  французский лингвист Э.Бенвенист, слово "цивилизация" берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в  противоположность варварству)" 2)

По мнению крупнейшего  специалиста в области социальной истории европейской культуры Л.Февра, слово "цивилизация" родилось во французском языке и, пожалуй, нигде  больше оно и не могло родиться. В глазах соседних народов это  понятие соединилось как раз  с тем культурным типом, который  сложился именно во Франции. Л.Февр приводит мнение Ф.Ницше, высказанное в письме к А.Стриндбергу: "Нет никакой  цивилизации, кроме французской" 3)

Цивилизация ассоциировалось  в Европе ХУ111-Х1Х веков с социальными  установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и  вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала  духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия  немецкий философ Иммануил Кант, а  в начале XX века другой немецкий философ  Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде "Закат Европы" и вовсе  противопоставил их. Цивилизация  предстала у него высшей стадией  культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. "Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального  оптимума и не обеспечила своего роста", - писал известный французский  историк культуры Ф.Бродель, как  бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера 4)

Постепенно в европейском  сознании утвердилось представление  о цивилизации как вершине  технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и  невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой ? духовный мир человека. Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскому корню: civis ? не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую  культуру. В этом смысле все примитивные  народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие "культура" распространяется и на них.

В культурологии так и  не сложилось единого понимания  цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей  цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние  городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие  письменности: хотя во всех культурах  используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых  авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р.Уильямса "Ключевые слова: словарь по культуре и обществу" , сказано, что культура явилась некоей альтернативой "цивилизации", которая  тесно ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии "культура" воплотилась идея национальных и  традиционных культур, всего комплекса  явлений, обычно связываемых у нас  с народной культурой 5)

Российские этнографы, в  частности Ю.И.Семенов, считают, что  признаками перехода к цивилизации  являются: в области материальной культуры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области  духовной культуры - возникновение  письменности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой  яркое проявление культуры "верхов", или элитарной культуры6) .

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"