Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Динамика развития культуры, предполагающая участие субкультур в эволюционных трансформациях, может  входить в стадии резких, революционных  преобразований. Субкультура не претендует на то, чтобы стать доминантной  эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную  доктрину. Этим она принципиально  отличается от контркультуры, которая, напротив, открыто противопоставляет  себя господствующей культуре и притязает  на лидирующее положение. Складываются такие ситуации, когда локальные  субкультурные образования начинают притязать на универсальность

 

 

 

29. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия как базовые формы культуры.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как неком безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов

Тайлор, введший понятие  А. в науку, понимал его и как  первоначальную стадию развития религии  вообще. С другой стороны, он же пытался  проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении  высококультурных народов.

Тайлор полагал, что анимизм  есть «минимум религии», то есть, по его  мнению, любые религии от примитивных  до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

Однако это теория не выдержала  критики, поскольку ни одна религия  не ограничивается только верой в  души и духов. Во-вторых, фактический  материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс  спиритуализации (от лат. spiritus, дух), то есть разделения мира на материю и  душу протекал гораздо сложнее, чем  это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд  новых, так называемых, преанимистических  или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрейзер), эпоха аниматизма, оживотворения  всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг) и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль) но, эта систематика  религии носит абстрактный и  искусственный характер.

Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства

Название происходит от португальского слова feitiço — «волшебство». Термин «фетиш» был введён в начале XVIII века голландским путешественником В. Босманом

Некоторые исследователи, например, Г. Спенсер и Тэйлор считали фетишизм формой анимизма. Фетишем мог стать  любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной  формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились  изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем  оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала  удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его  заменяли другим. У некоторых народов  существовал обычай благодарить, а  иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло  множество фетишей в форме  амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья  и приносить удачу. Амулет-оберег должен был обретать своего владельца.

Фетишем иногда становилась  часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого  животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой  на теле.Особая группа фетишей связана  с распространённым у многих народов  мира культом предков. Их изображения  становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а  иногда предка изображает специальный  знак, как это было принято, например, в Китае

Тотеми́зм — некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.

Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγικός; также волшба[1], волшебство) — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.

Существует ряд академических  определений термина, например, определение  профессора Г. Е. Маркова: «Магия — символическое  действие или бездействие, направленные на достижение определенной цели сверхъестественным путём»[2] — под это определение  попадают и первобытные верования, и современная западная магическая традиция.

 

 

 

30. Миф как универсальная культурно-историческая форма. Классификация мифов.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Специфика мифов выступает  наиболее чётко в первобытной  культуре, где мифы представляют собой  эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются  такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они  удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при  включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация  в литературном творчестве.

Целая эпоха духовной жизни  человечества, формирование и расцвет  древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и  «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше»  и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские  вопросы, пытались разгадать загадки  Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно  же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф - не сказка. Сказка - вымысел  и осознается как вымысел, увлекая  человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с  реальностью. Сказка - дитя уже более  поздней эпохи. Миф - древнее. Он не мирится  с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников  Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился  бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное -- поскольку  современный человек пытается достичь  ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в  том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие  мифологического проявляется как  раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

В современной культуре и  в современной культурологии  слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным  глубоко таинственным. Для историка культуры миф -- это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и  так называемых «примитивных» народов.

Миф -- это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и  в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального  хода событий, возможность существования  иерархии бытия.

Миф -- собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения  явлений и процессов природы  и миро, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и  герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение  богов, космогонические, где описывается  возникновение мира благодаря действиям  богов, космологические, описывающие  построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе, сатериологические, имеющие  своей темой спасение человека, и  эсхатологические, где говорится  о конце света, человека и богов. В более широком смысле под  мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы кок  символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, о не в понятиях; таковы созданные  Платоном мифы, при помощи которых  он мог легче, ярче и в более  доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того миф -- это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется  тем, что все вещи и явления  воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

Миф -- явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

В изучении мифологического  материала можно выделить несколько  подходов . Во времена античности преобладало  аллегорическое толкование мифов, позже  развитое в трактатах Боккаччо и  сочинениях Ф. Бекона. Романтическую  концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли  две основные концепции -- лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

Большое внимание в мифах  уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание  животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе  и коллективной жизни. В мифах  объединились зачатки знаний, религиозных  верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению  кто кого породил. Мифы построены  на установлении гармонии между миром  и человеком.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания  и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Сказанного достаточно, чтобы  подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной  потребности людей объяснить  происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический  характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и  анализа мира.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной  стихии: природа, общество и человек  слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных  понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее  за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном  времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет  эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Классификация мифов

Мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.

 

1. Как начались вещи (космогонические  мифы). Обычно это самый важный  миф в культуре, миф, который  становится моделью для всех  остальных мифов. Он повествует  о том, как начал существовать  весь мир. В некоторых повествованиях (в первой главе Книги Бытия)  сотворение мира происходит из  ничего. Мифы египтян, австралийцев, греков и майя также говорят  155 о сотворении из ничего. Во  многих случаях божество в  этих мифах всемогуще. Полинезийский  миф сообщает о творении, происшедшем  из скорлупы кокосового ореха.  В Африке, Китае, Индии, южном  Тихом Океане, Греции и Японии  сотворение мира символизировано  как прорыв из плодородного  яйца мира. Яйцо - это потенциал  всей жизни, и иногда, как, например, в мифе южноафриканского народа  догон, нем говорится как о  "плаценте мира". Еще один  вид космогонического мифа - миф  о родителях мира. В вавилонской  истории о творении "Энума элиш" родители мира Апсу и Тиамат  рождают потомство, которое позже  оказывается противостоящим собственным  родителям. Потомство побеждает  родителей в битве, и из жертвенного  тела создается мир. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"