Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

17. Социальные институты культуры.

Понятие социального  института

Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт. Понятие социального института  в его современном значении, так  же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.

Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Институты создают  устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной  или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты  выполняют в обществе две основные функции:

1) повышение эффективности  удовлетворения данной потребности  или группы потребностей;

2) поддержание общественного  порядка, предотвращение хаоса  и неконтролируемой конкуренции  между группами и индивидами  в процессе удовлетворения потребностей.

Институт включает:

- социальную группу (или  группы), осуществляющую удовлетворение  данной потребности. Разновидностью  таких групп являются социальные  организации, призванные удовлетворять  данные потребности; 

- устойчивую совокупность  норм, ценностей, образцов поведения,  технологических приемов, обеспечивающих  удовлетворение потребности, а  также систему символов, регулирующих  отношения в этой сфере деятельности (фирменная марка, флаг, обручальные  кольца и т.д.);

- зафиксированное в общественном  сознании идеологическое обоснование  деятельности института, которое  сам Малиновский называл хартией.  Хартия может оформляться как  специальный документ (например, программа  политической партии, устав и  учредительные документ фирмы), а  может существовать в устной  традиции (например, система мифов,  обосновывающих вражду, или наоборот - дружбу между соседними племенами);

- социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые  в деятельности института. На  каждом этапе развития общества  выделяется свой набор институтов.

Основными институтами современных  обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и  т.д. На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись  другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с  появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам  процесс социальной и профессиональной подго-товки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот момент принято  относить к появлению и развитию системы общедоступных школ и  профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществлялась в рамках других социальных институтов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи  считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального  обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее  значение (например, институт клана, институт кровной мести, и т.д.).

 Институты и  общество 

Социальные институты  возникают вместе с возникновением общества. Количество социальных институтов не ограничивается каким-либо жестким  списком; однако в каждом обществе есть основные институты, определяющие функционирование данного общества и его культуры. Существуют социальные институты разного  уровня - большинство из них являются частью более крупных институтов. Например, биржа - социальный институт, являющийся частью экономики.

Многие современные институты  не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности  удовлетворялись (например, экономика, государство, парная семья, и т.д.).

Одни и те же институты  в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически  копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ  в других условиях. Каждую конкретную потребность в одном обществе одновременно могут удовлетворять  несколько социальных институтов. Каждый институт может удовлетворять несколько  социальных потребностей, однако среди  них всегда есть одна-две центральные  для него. Один и тот же институт в конкретном обществе может со временем заметно менять свои функции.

Одни и те же потребности  в обществах разного типа или  даже в разных однотипных обществах  могут удовлетворяться разными  институтами.

Семья как социальный институт

Согласно определению, принятому  в социальной статистике, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя социальная группа, обладающая тремя основными  свойствами:

1) все ее члены связаны  отношениями родства и/или свойства;

2) все они проживают  в одном помещении, или, точнее  говоря, в сооружении, которое в  данном обществе принято считать  единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное  хозяйство, то есть занимаются  деятельностью, обеспечивающей им  основные средства существования. 

В современном обществе члены  семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому  важнейшими приз-наками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление  пищи; совместное решение относительно наиболее крупных приобретений (недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).

Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным признаком семьи в  том случае, если доходы (или натуральные  продукты), полученные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей  не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.

Функции и дисфункции социальных институтов.

Социальный институт –  это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция – это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как  задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение  между провозглашенными целями и  объективными последствиями соответствующих  действий.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции  эти функции переплетены столь  тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные  институты при строгой необходимости  выполнять прежде всего свои специфические  функции в разной степени задействованы  в решении следующих задач:

1.                  Экономическо-социальные институты  – собственность, обмен, деньги, банки,  хозяйственные объединения.

2.                  Политические институты – государство,  партии, профсоюзы и другого рода  общественные организации, преследующие  политические цели, направленные  на установление и поддержание  определенной формы политической  власти.

3.                  Семья, образование, религия –  освоение,  последующее воспроизводство  и защита социальных и культурных  ценностей и норм.

4.                  Семья, религия – механизмы  морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Они придают поведению и мотивации  нравственную аргументацию и  этическую основу.

5.                  Политические, экономические – общественно-социальная  регуляция поведения на основе  норм, правил и предписаний, закрепленных  в юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной санкцией.

6.                  Политические институты, экономические,  образование, семья – основаны  на более или менее длительном  принятии договорных норм, их  официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения (методы передачи информации, приветствия, регламент собраний,  деятельности объединений и т.д.

Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов  определенных социальных систем. Подобным примером могут служить функции  семьи:

·       Репродуктивная, или воспроизводство человеческого  рода.

·                      Социализация, или передача новым  членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм.

·                      Рекреационная, или защита членов семьи  от воздействия окружающего мира.

·       Контроль и регулирование сексуальной  жизни.

·       Хозяйственно-бытовая.

Каждая из перечисленных  функций служит фундаментальной  – поддержанию жизнедеятельности  общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием

·         цели своей деятельности

·         конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели

·         набором социальных позиций и  ролей, типичных для данного института

18. Понятие культурной  самоидентичности

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.

Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации  не отделим от процесса самоидентификации  человека.

Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.

Самоидентификация – это  осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или  иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка  общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той  или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном  пространстве. От личности требуются  социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами  и принятыми в обществе языками  коммуникации).

Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:

1) усвоенных элементов  сознания, поведения;

2) вкусов и привычек;

3) языков и других средств  коммуникации.

Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих  принятых ею параметрах:

1) культурных норм;

2) образцов поведения и  сознания;

3) системы ценностей и  языка.

Культурная самоидентичность проявляется в:

1) осознании своего «я»  с позиций культурных традиций  в данном обществе и в проявлении  лояльности к ним;

2) самоотождествлении себя  с этим культурными образцами.

 

 

19. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека.

Наиболее специфическим  выражением бытия человеческой личности в деятельностном аспекте ее существования  является творческое начало. Творить  означает действовать свободно. В  отличие от других живых существ  человек не слепо подчиняется  природным или общественным силам, а действует в рамках своего понимания  их сущности.В идее творческих возможностей человека заложена креативная (творческая, порождающая) функция культуры. Обращаясь  к творчеству выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к переходу от одной  культурной традиции к другой. Творчество расширяет предметное поле культуры. Адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов.Творческими возможностями  обладают только люди. Природа такого свойства не имеет, она ничего сознательно  не творит, а самопроизвольно развивается.Творчество – прерогатива человека. Оно имеет  целью прежде всего совершенствование  самого человека посредством развития способностей к продуктивной деятельности. В своем стремлении «во всем дойти  до самой сути» человек увеличивает  общий объем творений, культуры. Творчество – это всегда выход  человека за пределы своих возможностей. Но здесь крайне важно иметь чувство  меры, чтобы стать образцом культурности своего времени.С точки зрения творческой роли деятельности в общественном развитии ее разграничивают на репродуктивную, направленную на получение уже известного результата, и продуктивную (творческую), связанную с выработкой новых  целей и соответствующих им средств.Культура как творческая деятельность людей  определяется их способностями к  познанию и всегда направлена на достижение конкретных целей и идеалов. Культуру поэтому принято рассматривать  как осуществление ценностей  в качестве ориентиров, критериев  творчества.Роль культуры как способа  реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.Эти ограничения  распространяются и на социум, и  на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных  действий.

Культурные ограничения  необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких  ограничений привело современную  цивилизацию к экологическому кризису. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, основы культурного развития общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"