Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Содержание

Введение
3
Глава 1.





Глава 2.





Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10

10

15

30

30

42

49
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0000Молодежная политика РФ.docx

— 111.31 Кб (Скачать файл)

4. Проблема дифференциации  государственной молодежной политики по территории и группам молодежи должна решаться при одновременной интеграции муниципальных органов образования, молодежной политики, труда и социальной защиты, культуры, спорта на основе преодоления ведомственной разобщенности. В сферу такой интеграции входят и негосударственные источники инвестиций и участники работы с молодежью (фонды, попечительские советы, коммерческие структуры и т.д.).

Взаимодействие на разных уровнях позволит государственным  и муниципальным органам вести целенаправленную работу с юношами и девушками, координировать усилия других ведомств в решении проблем молодежи, внедрять элементы комплексности, находить болевые точки в социальном становлении юношества.

5. Не без внимания должны  оставаться проблемы маргинальной  части молодежи, сознание которой переживает состояние когнитивного диссонанса, чье материальное положение является критическим.

Необходимо расширить  сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы  их обеспечения. Возникает необходимость в разработке системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках государственной молодежной политики, включающей социальные нормы и нормативы, в том числе объемные и сетевые (нормы и нормативы обеспечения учреждениями и другими институтами), примерные стандарты деятельности и рамочные нормативы финансовых затрат.

6. В настоящее время  сектор воздействия государственной  молодежной политики недостаточен по охвату проблем и глубине проводимых мероприятий. За пределами влияния государственной молодежной политики оказались многие юноши и девушки, особенно сельских территорий. Неполноценна помощь государства в профориентационной деятельности, в подготовке и трудоустройстве молодежи. Обостряется проблема жилья для молодых семей.

Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости  должно стать создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людей -особенно в депрессивных регионах - и располагающих всеобъемлющей и постоянно обновляемой информацией о возможностях в сфере труда и занятости, а также создание временных рабочих мест для учащейся молодежи.

7. Тенденции современного  общественного развития предъявляют  новые требования к определению  социально-обусловленных приоритетов,  к повышению оперативности и  адресности государственной молодежной  политики: ее эффективность прямо  пропорциональна "точности наведения", быстроте и оперативности доставки "продукта" потребителю (клиенту) на конкретной территории для определения молодежной группы. Это предъявляет повышенные требования к квалификации кадров государственной молодежной политики.

Требуется более эффективная  и комплексная кадровая политика, подключение подготовленных работников, знающих особенности молодежной субкультуры, к выполнению вновь разрабатываемых проектов.

8. Дальнейшее совершенствование  государственной молодежной политики связано с использованием методов социологии управления (маркетинг, стратегическое планирование, социальное прогнозирование, социальное проектирование и др.). Преимущества менеджмента проявляются в согласованности, скоординированности действий субъектов государственной молодежной политики и их служб на местах, в рациональном использовании ресурсов, в реализации таких функций, как планирование, координация, мотивация и контроль. Разделение управленческого труда закрепляется в организационной структуре, а набор стандартных действий - в управленческих процедурах.

На организационно-управленческом уровне необходимо налаживание координации в сфере молодежной политики, повышение роли органов по молодежной политике в межотраслевом регулировании. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по молодежной политике.

9. Ключевой характеристикой  успешного менеджмента в сфере  государственной молодежной политики является ее инновационная направленность, в связи с чем представляется оправданным и перспективным использование технологии создания команд, как гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку новых социальных технологий (услуг). Такие группы создаются для организации летнего отдыха, игровых клубов, интернет-кафе, трудовых отрядов, для тренерской работы и т.д. Наличие инновационного потенциала в системе государственной молодежной политики становится залогом ее успешной деятельности, если на каждом уровне управления регулярно обновляются знания, повышается квалификация, поощряются продуманные эксперименты, творческое развитие продуктивных идей.

10. Наиболее яркими примерами  успешного использования в государственной молодежной политике приемов менеджмента являются маркетинг и стратегическое планирование. Маркетинг позволяет всю деятельность субъекта управления ориентировать на производство высококачественного, конкурентоспособного продукта (услуги). Частично эту задачу решают социологи, производя большой объем аналитической работы по выявлению нужд, потребностей, ориентаций молодежи, составлению стратегических планов. Как отмечают эксперты, этого явно недостаточно. В системе рыночных отношений государственную молодежную политику следует рассматривать как специфическую организацию, выпускающую на рынок свой продукт (услугу) в качестве конкретного потребителя (клиента). Он может воспользоваться такой услугой, а может выбрать другую, предоставленную, к примеру, неформальной или даже преступной группировкой.

11. Система органов государственной  молодежной политики представляет собой особое единство с внешним окружением. Ее функционирование происходит в рамках установленных границ, которые изменяются во времени и пространстве. Определение границ осуществляется через формализацию горизонтальных и вертикальных связей между внесистемными субъектами (неформальными молодежными сообществами, фондами, попечительскими организациями, спонсорами и пр.).

Предстоит сосредоточить  усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне.

12. Главным условием эффективного  влияния на процессы самореализации, социализации молодежи (молодежного менеджмента), признанного обеспечить ее вхождение в трудовую сферу в любой рыночной ситуации, является его стратегическая ориентация, реализуемая через разработку и внедрение стратегического планирования. Такое планирование предусматривает разработку стратегических и тактических целей работы с молодежью, формирование условий и системы мер по обеспечению прибыльности длительных и краткосрочных молодежных проектов, развитие инновационного процесса, своевременного изменения в управлении, устранение возникающих трудностей и использование новых возможностей. Стратегический менеджмент предполагает своевременное предвидение изменений на рынке, учет и контроль таких изменений.

Одной из основных проблем  регулирования процессов самореализации, социализации молодежи является прогнозирование изменения внешней среды ее социального развития, изменений ее поведения и адекватной реакции государственной молодежной политики на эти изменения, реализуемые через корректировку стратегических и тактических планов. Речь идет о влиянии на процессы самореализации, социализации молодежи, что является непременным условием повышения эффективности государственной молодежной политики. Эта проблема в настоящее время разработана недостаточно.

Таков перечень первоочередных мер, направлений совершенствования и развития государственной молодежной политики на перспективу.

Для повышения общественно-политической активности молодежи следует преодолеть стереотипное тоталитарное представление  о молодежи как об объекте политики и определить отношения власти и  молодого поколения как субъект - субъектные. На сегодняшний день субъектизация молодежи в принятых документах в основном декларируется. Наши исследования показали, что реальным фактом является политическая и общественная пассивность молодежи. С нашей точки зрения, нормативно-правовая база должна не столько регламентировать деятельность структур, реализующих государственную молодежную политику, сколько должна быть ориентирована на создание условий для вовлечения и самововлечения молодежи в общественно-политические процессы.

Содействие развитию широкого общественно-политического молодежного движения со стороны государства необходимо в форме компетентного сопровождения с целью направления активности молодежи в созидательное русло. При этом условии ощущение причастности каждого к процессу становления и развития общества будет способствовать самореализации молодого человека и его политической субъектизации. Только так, по нашему глубокому убеждению, задача формирования активности действий молодого человека и развития активности духа будет успешно решаться, прежде всего, в общественно-политической сфере. ф

Итак, с нашей точки  зрения, для повышения эффективности  государственной молодежной политики и ее значимости как фактора, общественно-политической активизации молодежи необходимо расширение научных представлений о молодежи, усиление регламентирующей (упорядочивающей) правовой базы ГМП на всех уровнях власти, разработка системы регулирования профессиональной компетентности специалистов, работающих с молодежью, активизация молодежи в общественно-политической сфере на основе ее субъектизации и развития активности автономного (личностного) типа.

Анализ зарубежного и  отечественного опыта применения мобилизационных и автономных технологий развития общественно-политической активности молодежи позволил выявить, что преимущественное использование тех или других в первую очередь определяется социально-политической и институциональной спецификой конкретного исторического периода.

Сравнительный анализ политических технологий повышения активности молодежи показал, что долгосрочные технологии мобилизационного типа используются в основном государством, и в формах таких технологий, избранных тоталитарным или демократическим государством, наблюдаются существенные отличия. Работа с молодежью-в тоталитарном государстве жестко регламентирована и контролируема, охватывает молодежь в целом, исключая самостоятельных субъектов молодежной политики. В демократическом государстве молодой человек является субъектом молодежной, политики и вступает с ним в долгосрочные диалогические отношения. В« тоталитарном государстве краткосрочные технологии автономного типа используются крайне редко и имеют мобилизационный характер. В демократическом государстве используются в основном технологии личностного типа, прежде всего — молодежный парламентаризм и самоуправление. Краткосрочные технологии в современном гражданском обществе являются наиболее эффективными для в общественно-политической активизации молодежи и ее политич'еской I субъектизации, так как носят автономный, личностный характер. Эти технологии способствуют формированию активности духа каждого молодого человека.

В период с 1992 по 1998 годы большинство  субъектов РФ приняло законодательные  акты, в которых формулируются  принципы государственной молодежной политики. Их отличительной особенностью является то, что молодежная политика строится на общероссийских принципах, хотя они и не исключают самостоятельного определения целей и задач в конкретном регионе. К настоящему времени большинство республик Российской Федерации имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в региональных законодательных актах присутствуют два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные возможности конкретной территории. Общефедеральные нормативы фиксируют своего рода минимум, а региональные законодательства, как правило, расширяют их. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных организаций и на уровне местного самоуправления. То есть государственная молодежная политика в Российской Федерации: предмет совместного ведения всех уровней - РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления.

Действующая Конституция  России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика". Однако, исходя из общих принципов, целей и задач молодежной политики и социальной политики государства в целом, можно утверждать, что государственная молодежная политика в РФ - предмет совместного ведения всех ее уровней: Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления.

К компетенции субъектов  Федерации в области государственной молодежной политики относится:

-определение общих социально-экономических  организационных; -правовых начал  и направлений государственной  молодежной политики в регионе; -правовое регулирование отношений  в области государственной молодежной  политики в рамках имеющейся  компетенции; 

-разработка и реализация  региональных государственных молодежных программ с учетом социально-экономических, демографических, культурных, этнических и других условий и особенностей региона;

-формирование республиканских  (областных) органов управления  государственной молодежной политикой,  определение структуры органов  исполнительной власти, осуществляющих  управление молодежной политикой;

-ведение реестра молодежных  и детских объединений, действующих  на территории региона; 

-формирование республиканского (областного) бюджета в части расходов на реализацию государственной молодежной политики, установление нормативов ее финансирования;

Информация о работе Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ