Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Содержание

Введение
3
Глава 1.





Глава 2.





Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10

10

15

30

30

42

49
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0000Молодежная политика РФ.docx

— 111.31 Кб (Скачать файл)

И именно молодежь в сложившейся  социально-экономической обстановке, является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистким идеям. Поэтому, есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение, с целью формирования физически и морально развитого индивида.

На сегодняшний день, в  России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в стране, через анализ деятельности государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Границы этой группы размыты  и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Нижняя возрастная граница  определяется, в частности тем, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности.

Верхней границей, является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший  этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

Социализация — процесс  включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы  поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализации собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).[2]

Современная молодежь как  социальная группа, характеризуется  некоторыми особенностями и общими чертами.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей  численности населения страны составляет около 22-25%. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних. Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.

По данным ежегодного Доклада  Государственного комитета РФ по делам  молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах, в мирное время.[3]

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства  молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

Молодому поколению россиян  начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен  в России в 1987 году и с каждым годом  число больных растет с огромной скоростью. По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).

Более быстрое половое  созревание и раннее начало половой  жизни, привели к появлению феномена «подростковое материнство», что  негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.[4]

К факторам, неблагоприятным  для развития молодежи, относятся  распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир, способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания, сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем, отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально - квалифицированному и должностному росту. Численность молодежи на селе сократилось, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время, многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим, существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.[5]

Традиционно к группам  риска относят лиц без определенного  места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

Внедрение рыночных отношений  в нынешних формах, обострило проблему социальной защищенности молодежи в  сфере труда. Молодые рабочие  первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных  тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится отставание уровня образования, от уровня достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны. Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи.

В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни, все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

Сильные стороны

Созданы центры трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и др.

Развитие спортивно-досуговой инфраструктуры.

Появление физкультурно-оздоровительных  комплексов принципиально меняет социальную ситуацию.

Государственная поддержка  семей.

Развитая сеть детских  и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов.

 

Слабые стороны

Несовершенство законодательно-нормативной базы.

Отсутствие сформированной системы органов по делам молодежи, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении и т.д.

Ответственность за работу с молодежью на уровне районов, как правило, несут люди, имеющие практический опыт в системе образования, культуры, спорта, но не обладающие специальным образованием, зачастую не знающие правовых, педагогических и психологических аспектов молодежной работы.

Не создана эффективная управленческая вертикаль по реализации государственной молодежной политике, не определены функциональные обязанности молодежных работников, районных органов по делам молодежи, отсутствуют кадры специалистов

Отсутствует система мониторинга состояния молодежной сферы на федеральном уровне.

Отсутствие системы органов по делам молодежи.

Отсутствие общей координации  и единого центра.

Внедрение рыночных отношений в  нынешних формах, обострило проблему социальной защищенности молодежи в  сфере труда. Молодые рабочие  первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.


 

 

Глава 3. Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой

Результаты проведенного исследования показали специфику современной экономической, социально-культурной и политической ситуации в России и состояние молодежи, уровень ее социального развития, который молодежь оценивает достаточно высоко.

Социолого-управленческий анализ практики государственной молодежной политики показал ее необходимость, обоснованность ее концепции, размах, важность ее координирующих и интегрирующих технологий, особенно в плане привлечения внебюджетных инвестиций, взаимодействия (по горизонтали и вертикали) объектов и субъектов управления.

Важнейшим достижением практики следует считать формирование правовой базы и структуры государственной  службы по делам молодежи. Она начала современное оформление в 90-е годы 20 столетия. Ряд принципиальных положений того периода остаются вполне приемлемыми в современных условиях.

Исследование позволило  выявить и обосновать основные проблемы и направления совершенствования  государственной молодежной политики:

1. В молодежной среде  утверждается осознание того, что  человечество имеет специфику развития, связанную с усилением глобальных, материальных, информационных, социокультурных и других цивилизационных процессов. Идет переход от имперского, силового гегемонизма к транснациональной и прежде всего экономической интеграции. Мир, оставаясь еще фрагментарным, становится мультикультурной системой с ядром общих ценностей: права человека, демократия, свободная конкуренция, гражданская ответственность, мирное сосуществование, взаимоуважение культур.

2. Новые поколения усваивают  новое видение мира, права и  ответственность демократического сообщества, в целом сохраняют уважение к великим образцам и событиям отечественного и общемирового наследия в экономике, искусстве, науке, культуре. Это базовые компоненты самореализации, социализации молодежи и ее публичного дискурса с обществом.

Концентрация внимания государства  на взаимодействие с молодыми гражданами, создание целостной системы воспитания, профилактики правонарушений, консолидация деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединение усилий структур, осуществляющих молодежную политику, при усилении координирующей роли органов по молодежной политике, будут способствовать продвижению России по пути создания гражданского общества.

3. Государственная молодежная  политика нуждается в дальнейшей  институализации социальных механизмов, обеспечивающих доведение ее  продукта до конкретного потребителя.  Молодежь не гомогенна, ее потребности и нужды различаются в соответствии с доходами, образованием, социальным статусом, возрастом, что должно найти отражение в социальной дифференциации этих механизмов.

Важным элементом управления в сфере государственной молодежной политики являются ежегодные доклады о положении молодежи. Следует расширить эту практику на федеральном уровне и распространить в регионы с целью использования выводов и заключений, предложений и рекомендаций в качестве основы для принятия управленческих решений.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ