Органы государственной власти в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

К настоящему времени практически во всех субъектах Федерации действуют принятые ими в установленном порядке конституции (в республиках) и уставы (во всех других субъектах), в соответствии с которыми функционируют их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти. Таким образом, в принципе можно считать завершенным процесс формирования системы государственных органов на уровне субъектов Российской Федерации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………...7
1.1.Положение Президента в системе органов государственной власти………...7
1.2.Органы представительной (законодательной) власти……………………….12
1.3.Органы исполнительной власти……………………………………………….17
1.4.Органы судебной власти……………………………………………………….20
2.ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН……………………………………………………………………….24
2.1.Административно-территориальное деление РТ…………………………….24
2.2.Президент Республики Татарстан……………………………………………..25
2.3.Государственный Совет Республики Татарстан……………………………...26
2.4.Кабинет Министров Республики Татарстан………………………………….27
2.5.Местные органы государственной власти и управления……………………29
2.6.Местное самоуправление……………………………………………………....29
2.7.Избирательная система………………………………………………………...29
2.8.Судебная власть………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Кирсанова А.А..doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Татарстан

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Альметьевский  государственный институт муниципальной  службы» 

Факультет экономики и управления 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине: «Система государственного и муниципального управления» 
 

Органы  государственной  власти в субъектах  РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил: студент 5 курса группы 2725а

                                                             Кирсанов А.А.

                                                    

                                                             Проверил: старший преподаватель ГМУ

Гафарова  В.А.

                                                                
 
 
 

Альметьевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………...7

1.1.Положение Президента в системе органов государственной власти………...7

1.2.Органы представительной (законодательной) власти……………………….12

1.3.Органы исполнительной  власти……………………………………………….17

1.4.Органы  судебной власти……………………………………………………….20

2.ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН……………………………………………………………………….24

2.1.Административно-территориальное  деление РТ…………………………….24

2.2.Президент  Республики Татарстан……………………………………………..25

2.3.Государственный  Совет Республики Татарстан……………………………...26

2.4.Кабинет Министров Республики Татарстан………………………………….27

2.5.Местные органы  государственной власти и управления……………………29

2.6.Местное самоуправление……………………………………………………....29

2.7.Избирательная  система………………………………………………………...29

2.8.Судебная власть………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  

   К настоящему времени практически  во всех субъектах Федерации  действуют принятые ими в установленном  порядке конституции (в республиках) и уставы (во всех других субъектах), в соответствии с которыми функционируют их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти. Таким образом, в принципе можно считать завершенным процесс формирования системы государственных органов на уровне субъектов Российской Федерации.

Однако, поскольку, особенно сразу же после  принятия новой российской Конституции, еще не было ясного представления  о том, какова должна быть в нашей  стране система государственных органов в целом, в отдельных из указанных документов допускались отклонения от норм, установленных в ч. 1 ст. 77 Конституции, где указано, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительной и исполнительной государственной власти, установленными федеральным законом.

В актах  субъектов Федерации встречаются  отдельные несоответствия их положений Конституции Российской Федерации. В частности, иногда нарушается норма Конституции, устанавливающая равноправие граждан независимо от их расы и национальности. Особого внимания заслуживают имеющиеся в конституциях республик случаи дискриминации населения, не отнесенного ими к «коренному» или, как иногда говорят, к «титульному» народу (народам). Так, например, в соответствии с ч. 4 ст. 61 Конституции Республики Бурятия в редакции от 22 февраля 1994 г., «изменение государственно-правового статуса республики, а также ее территории осуществляется путем референдума, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании». Таким образом, граждане бурятской национальности противопоставляются «небурятскому» населению. В результате 12% избирателей, являющихся бурятами (буряты составляют всего 24% населения Бурятии по данным переписи 1989 г.), вправе решать судьбу референдума, даже если за изменение статуса республики или ее территории высказалось подавляющее большинство избирателей, то есть более 50%.

   Что же касается других субъектов  Российской Федерации – краев  и областей, то в ряде их  уставов существует неопределенность  в вопросе о соответствии установленных в них систем государственной власти основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, а также разделению государственной власти, установленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Такого рода вопросы в некоторой степени разрешены постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации в связи с запросами глав администраций Алтайского края и Читинской области. Конституционный Суд в деле о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края 10 января 1996 г. признал несоответствующими Конституции Российской Федерации положения Устава Алтайского края, предусматривающие полномочия председателя Законодательного Собрания края подписывать законы края, требование согласия Законодательного Собрания на освобождение от должности главы администрации края и руководителей ряда краевых исполнительных органов – внутренних дел, юстиции, финансов, социальной защиты населения, по управлению имуществом края, а также дающие представительному органу право утверждать структуру Совета администрации.

Суд признал  не соответствующей Конституции  Российской Федерации норму Устава, в соответствии с которой главу  администрации края избирает Законодательное Собрание, так как «избранный» в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах.

   1 февраля 1996 г. по делу о  проверке конституционности ряда  положений Устава Читинской области  Конституционный Суд признал  несоответствующей Конституции  Российской Федерации, содержащимся  в ней принципам единства государственной власти (ч. 3 ст. 5) и разделения властей (ст. 10), норму Устава, в которой законы области подписываются только Председателем областной Думы. Признано также противоречащим конституционному принципу разделения властей положение Устава, в соответствии с которым Глава Администрации лишен возможности освобождать от должности заместителей Главы Администрации и руководителей органов Администрации без согласия Думы, поскольку тем самым Администрация оказывается лишенной «возможности действовать в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти в условиях разделения властей».

   Обращаясь к этим и некоторым  другим (здесь не рассматриваемым)  положениям постановлений Конституционного  Суда, можно обратить внимание  на два обстоятельства. Во-первых, в отдельных случаях Конституционный Суд взял на себя уяснение положений не только текста Конституции, но и теоретических принципов, к которым, представляется, надо отнести и принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вопросы же теории не могут быть отнесены к ведению судебных органов.

   Второе обстоятельство заключается  в том, что Конституционный  Суд в ряде своих выводов  практически обязывает субъекты  Федерации определять систему своих органов государственной власти, как сказано в ст. 77 Конституции, самостоятельно, с ограничениями, определяемыми основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, «установленными федеральным законом». Поскольку понятие организации включает не только структуру, но и отношения в системе, представляется, что Конституционный Суд в ряде случаев принял на себя функции федерального законодателя, которого Конституция обязывает издать федеральный закон, указанный в ч. 1 ст. 77 Конституции.

   Сказанное подчеркивает настоятельную  необходимость принятия Федерального  закона, устанавливающего общие  принципы организации представительных  и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации. Этот Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации даст субъектам Федерации действительную возможность реализовать свою самостоятельность в установлении системы своих органов государственной власти, учитывающей исторический опыт и понимание гражданами стоящих перед органами государственной власти данного субъекта задач. Конституция нашей страны, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, далеко не случайно отказалась от единой модели системы государственных органов, закрепленной в действовавших ранее конституциях СССР и РСФСР.

   Процесс становления правового  статуса субъектов Федерации,  таким образом, нельзя считать  завершенным. Он и не может  быть завершенным, поскольку жизнь  постоянно ставит перед Федерацией в целом и входящими в ее состав субъектами новые задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

     Органы  государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

     В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     1.1. Положение Президента в системе органов государственной власти

 

     Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государствах это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

     Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.

     Пост  Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а  конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент  России является главой федеративного  государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие основные функции:

Информация о работе Органы государственной власти в субъектах РФ