Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Содержание

Введение
3
Глава 1.





Глава 2.





Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10

10

15

30

30

42

49
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0000Молодежная политика РФ.docx

— 111.31 Кб (Скачать файл)

-установление дополнительных  к федеральным льгот для молодежи, детских молодежных объединений  и их предприятий; 

-организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;

-координация деятельности  всех учреждений и организаций,  осуществляющих государственную молодежную политику в регионе.

К компетенции местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики относится:

-планирование, организация,  регулирование осуществления государственной молодежной политики на территории местного сообщества; -издание нормативных документов по реализации молодежной политики в рамках своей компетенции.

-разработка и реализация  программ в области государственной  молодежной политики на территории местного сообщества;

-формирование местных  бюджетов и фондов в части  расходов на реализацию государственной  молодежной политики;

-создание, реорганизация  и ликвидация муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и  молодежью, регистрация этих учреждений  на подведомственной территории;

-строительство зданий  и сооружений муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и  молодежью, предоставление в аренду  помещений и иных объектов муниципальной собственности детским и молодежным объединениям, учреждениям, ведущим работу с детьми и молодежью; -ведение реестра молодежных и детских объединений на территории местного сообщества;

-установление дополнительных  к федеральным и республиканским  (областным) льгот и гарантий  для молодежи, муниципальных детских  и молодежных объединений и  предприятий;

-координация деятельности  всех учреждений и организаций,  осуществляющих государственную молодежную политику на территории местного сообщества.

Существенно расширилось  законодательство о молодежи и её политическом участии в 1996-2001 годах. Были приняты следующие правовые акты:

- "О Федеральной целевой  программе "Молодежь России" (1998-2000 гг.)". Постановление Правительства  РФ (18 июня 1997г. №746);

- Федеральная целевая  программа "Молодежь России (1998-2000 гг.)";

- Вопросы государственного  комитета РФ по делам молодежи. Постановление Правительства РФ (12 июля 1999 г.);

- Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральный закон (19 сентября 1997г. № 124);

- Программа социальных  реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Постановление Правительства  РФ (26 февраля 1997г. №222);

- Вопросы прохождения  военной службы. Указ Президента  РФ (16 сентября 1999 г. №1237);

- Федеральная целевая  программа по усилению борьбы  с преступностью и другие.

В качестве необходимых мер по повышению эффективности государственной молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях. Образовательным учреждениям как важнейшим агентам социализации по возможности оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников. Общероссийским молодежным организациям искать и создавать механизмы сотрудничества с органами государственной власти и СМИ. Региональным молодежным организациям осуществлять и расширять контакты с международными и общероссийскими молодежными объединениями, с региональными комитетами по делам молодежи, региональными отделениями политических партий и региональными СМИ. Политическим партиям и общественно-политическим объединениям - осуществлять деятельность по трансформации избирательного законодательства с целью более активного включения политических партий и общественно-политических объединений в избирательный процесс. Представителям молодого поколения, проявляющим интерес к политике и желающим сделать политическую карьеру - накапливать опыт организационной работы, участвуя в деятельности политических партий, общественно-политических объединений, профсоюзов и других гражданских ассоциаций, а также в работе избирательных штабов накануне выборов. Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, инициативой, творческим потенциалом. Главным является создание условий для реализации молодежного потенциала в обществе.

Необходимо четко определить цели, задачи, формы и методы работы с молодежью, создание условий для  политического образования и  воспитания подрастающего поколения. Современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России. От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране. Проблемы молодежи относятся к числу важнейших проблем общества. Тезис о том, что "молодежь - завтрашний день общества ", может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать усилия для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики государства - создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями. Сегодня молодежь является политическим резервом для тех политических сил, которые заинтересованы в продолжении курса реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Перемены, произошедшие в  последние десятилетия в экономических, социальных и политических отношениях страны, породили в обществе состояние неопределенности. Огромное социальное и имущественное расслоение, неустроенность и дискомфорт, отчуждение от высококвалифицированного труда и высококачественного обучения сегодня, несмотря на предпринимаемые меры, испытывает как старшее, так и молодое поколение.

Наиболее надежным из известных  средством преодоления уязвимости молодежи, разрастания групп риска являются активная государственная социальная политика, направленная на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, и культурная развитость, нравственное богатство духовного мира человека.

Нормативно-правовая база Государственной  молодежной политики Российской Федерации  формировалась уже в 90-е годы ХХ века.

Условно нормативно правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, регламентирующие различные сферы  деятельности общественной жизни и  ориентированные, прежде всего, на молодежь и акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики.

К отрицательным сторонам нормативно-правовой базы РФ в отношении молодежной политики можно отнести то, что до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального Закона о государственной молодежной политике; действующая Конституция России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика". Отсутствует федеральный закон, определяющий государственную систему поддержки молодежи. Слабо разработаны юридические механизмы представления интересов молодежи.

К положительным сторонам – обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству; регулирование рассматриваемых вопросов на законодательном уровне чрезвычайно ограниченно; существует значительное число подзаконных нормативных актов, затрагивающих отдельные вопросы реализации государственной молодежной политики, однако такие акты не образуют цельной системы.

В настоящее время на федеральном  уровне проблемы реализации государственной молодежной политики решаются такими органами, как Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Развитие ГМП тормозится невыстроенностью, неразработанностью, в силу ряда причин идеологии. В первую очередь - неопределенностью  самой национальной идеологии в нашей стране.

Принятые и реализуемые программы  молодежной политики в РФ на федеральном  уровне, уровне субъектов действуют  уже несколько лет. Так, «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (2006-2016 годы)», «Областная целевая программа «Молодежь Дона» на 2006-2010 годы» приняты и осуществляются с 2006 года.

 На наш взгляд, следует продолжить  работу над законодательством  о молодежи, понимая под ним  не «документ», закрепляющий особые  права молодого человека, его  исключительность, а четко и конкретно  определяющий обязанности государства, бизнеса и общества по поддержке молодого человека путем законодательного закрепления специальных мер экономического, правового, организационного характера. Законодательство должно развиваться в направлении совершенствования правового обеспечения конституционных прав и свобод молодых граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики поможет решению социальных проблем современной молодежи и реализации интеграционного пути социализации молодого поколения России.

Недостаточная эффективность  современной государственной молодежной политики обусловлена не только слабым финансированием, но и несовершенством законодательно-нормативной базы, отсутствием сформированной системы органов по делам молодежи, сложностями в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что самостоятельной политической силой молодое поколение сегодня  не является. Современные российские политики относятся к молодежи как  к средству, которое содействует  завоеванию власти.

При всей неоднозначности  и противоречивости модернизационного  процесса очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь. В связи с этим органам государственной власти может быть рекомендовано осуществлять деятельность по помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям (в особенности с профессионально-корпоративной направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству.

На сегодняшний  день, в России существует большое  количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией.

Оценивая  деятельность государственных органов  в отношении молодежной политики, к слабым сторонам можно отнести несовершенство законодательно-нормативной базы, отсутствие сформированной системы органов по делам молодежи, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении. Ответственность за работу с молодежью на уровне районов, как правило, несут люди, имеющие практический опыт в системе образования, культуры, спорта, но не обладающие специальным образованием, зачастую не знающие правовых, педагогических и психологических аспектов молодежной работы. Отсутствие эффективная управленческая вертикаль по реализации государственной молодежной политике, не определены функциональные обязанности молодежных работников, районных органов по делам молодежи, отсутствуют кадры специалистов. Отсутствует система мониторинга состояния молодежной сферы на федеральном уровне, отсутствует системы органов по делам молодежи, отсутствие общей координации и единого центра.

К сильным сторонам то, что созданы центры трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье; развитие спортивно-досуговой инфраструктуры, появление физкультурно-оздоровительных комплексов принципиально меняет социальную ситуацию. Также необходимо отметить государственную поддержку семей, развитую сеть детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Молодежный парламентаризм, в России: Сборник материалов. Молодежной Думы России. М., 2004.
  2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. – С. 579.
  3. Проект «Стратегии государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации» // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 05.10.2005.
  4. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. - М.: Мысль. 2007. – С. 262.
  5. Бурцев В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления // «Человек и труд», №1. 2007. – С. 22.
  6. Бурцев В. Молодежная политика – идеология и принципы осуществления // «Человек и труд», №1. 2007. – С. 24.
  7. Принят 30 декабря 2005. №456 ЗС.
  8. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. - М.: Мысль. 2007. – С. 211-212.
  9. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.
  10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. - М.: Гардарика, 2006.
  11. «Отчет об итогах реализации государственной молодежной политики в Ростовской области за 2007 год и перспективах на 2008 годы». Коллегия Комитета по молодежной политики Администрации Ростовской области 28 марта 2008 года.
  12. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – С. 124.
  13. Положение «О Государственном комитете РФ по делам молодежи». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. №706.
  14. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 "О федеральном агентстве по делам молодежи".
  15. Виноградов, А.В Проблемы работы с молодежью и молодежная политика в современных условиях / А.В, Виноградов., В.Ю, Захаров-Кемерово: ИНТ, 2004.
  16. Гришина, Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности/Е.А. Гришина.-М., 2003.
  17. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная, политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский — М.: Голос, 2001.
  18. Карпенко, О.М Молодежь в современном политическом* процессе в России / О.М. Карпенко, И.А. Ломанов — М.: Современный гуманитарный университет, 2006.
  19. Кочетков, A.B. Правовое регулирование государственной молодежной политики: федеральный уровень / A.B. Кочетков. М. – Рязань, 2005.
  20. Шаронов, A.B. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи / A.B. Шаронов. М., 2004.
  21. Динес, В. Государственная молодежная политика: современное состояние и перспективы / В. Динес, В. Третьяк //Власть — 2005 № 8.
  22. Петрова, И.Э. Проблемы формирования региональной сети поддержки социальных инициатив молодежи // Молодежь и будущая Россия: материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.
  23. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУ., 2006. - 560 с.
  24. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 351 с.
  25. Левикова, С. Молодежная субкультура : учебное пособие / С. Левикова. — М.: ГРАНД-ФАИР, 2004.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ