Полномочия органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотреть полномочия и структуру высших органов государственной власти РФ.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, учебная и периодическая литературы по проблеме исследования таких авторов как Бельский К.С., Вишняков В.Г., Чепунов О.И., Тихомиров Ю.А, Конин Н.М... и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Общая структура государственной власти в РФ ………………………...3
Высшие органы законодательной власти. Структура и полномочия…..5
Высшие органы исполнительной власти. Структура и полномочия……9
Высшие органы судебной власти. Структура и полномочии………….20
Заключение……………………………………………………………….……..26
Список используемой литературы……………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_gor_delo.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

 

Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых

подземным способом

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Горное дело и окружающая среда»

 

 

Полномочия органов государственной власти.

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ГП-103

Симбирцев А.В.

 

Проверил:

Ремезов А.В.

 

 

 

 

Кемерово 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Общая структура государственной власти в РФ ………………………...3
  2. Высшие органы законодательной власти. Структура и полномочия…..5
  3. Высшие органы исполнительной власти. Структура и полномочия……9
  4. Высшие органы судебной власти. Структура и полномочии………….20

Заключение……………………………………………………………….……..26

Список используемой литературы……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объективный анализ различных сфер общественной жизни России и процесса реформирования российской государственности говорит о постоянном возрастании роли органов исполнительной власти субъектов Федерации в единой системе органов государственной власти России.

Федеративная природа российского государства предопределяет особую роль органов исполнительной власти субъектов Федерации в процессе реформирования федеративных отношений в России, так как именно на них ложится основное бремя практической реализации принятых на федеральном уровне общегосударственных решений.

Этими факторами и объясняется во многом повышенное внимание исследователей и специалистов к проблемам построения системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и, в первую очередь, к определению правового статуса органов исполнительной власти субъектов Федерации, объема их полномочий во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления в условиях реформирования системы государственного управления в России.

Цель исследования: Рассмотреть полномочия и структуру высших органов государственной власти РФ.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Российской Федерации, учебная и периодическая литературы по проблеме исследования таких авторов как Бельский К.С., Вишняков В.Г., Чепунов О.И., Тихомиров Ю.А, Конин Н.М... и др.

государственный власть президент правовой

 

1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

Государственная власть осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную власти. Государственную власть в осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. В субъектах РФ образуемые ими органы государственной власти. В РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные субъекты свой устав и законодательство. Предусмотрена возможность принятия в РФ и образование в её составе нового субъекта, а также изменения статуса субъекта РФ.1

В Конституции полномочия органов государственной власти распределены по трём уровням. К ведению федеральных органов относятся: принятие и изменение Конституции; установление и формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное законодательство; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учёт; государственные награды, почётные звания; прочее.

В совместном ведении находятся вопросы, в решении которых субъекты РФ участвуют на равных с федеральными органами государственной власти. К совместному ведению относится: обеспечение соответствия конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ; обеспечение законности, правопорядка; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями; административное, трудовое, семейное, земельное и некоторое иное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; прочее. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.2

Осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивают Президент и Правительство РФ.

Государственный аппарат РФ состоит из:

1) Законодательных (представительных) органов – Федеральное Собрание, парламенты республик и проч.

2) Органов исполнительной власти  – Правительства РФ, правительств  республик, администраций.

3) Правоохранительных органов –  судебных, органов внутренних дел, органов внешней разведки, прокуратуры.

4) Органы внешних сношений –  Министерства иностранных дел  и внешних экономических связей.

5) Органы военного управления  – Министерство обороны РФ.

Особое место занимает Президент РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод. Обеспечивает независимость и государственную целостность РФ, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на срок шесть лет не более двух раз подряд. Им может стать гражданин РФ старше 35 лет, постоянно проживающий в РФ более 10 лет.3

 

2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. СТРУКТУРА  И ПОЛНОМОЧИЯ

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ и состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом может быть избран гражданин РФ достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Члены Совета Федерации и депутаты Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, они образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов президента и его отрешение от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ по представлению Президента; иное.

К ведению государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Принятие законов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, членам и Совету Федерации, депутатам Думы, Правительству, законодательным органам субъектов РФ; Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые федеральные законы в течении 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более половины членов палаты либо он не был рассмотрен Советом Федерации в течении 14 дней. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей депутатов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Думой законы по вопросам: федерального бюджета, налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент в течении 14 дней отклонит его, то Федеральное Собрание в установленном порядке вновь рассматривают данный закон, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов, то он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случаях предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска назначается дата выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции, в течение года после её избрания.4

 

 

 

 

3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. СТРУКТУРА  И ПОЛНОМОЧИЯ

Органы исполнительной власти — это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Информация о работе Полномочия органов государственной власти