Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Содержание

Введение
3
Глава 1.





Глава 2.





Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10

10

15

30

30

42

49
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0000Молодежная политика РФ.docx

— 111.31 Кб (Скачать файл)

предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

приоритет общественных инициатив  по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий, касающихся молодежи».

Цели государственной  молодежной политики:

«содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации  молодых граждан по мотивам возраста;

создание условий для  более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах  общественного развития и развития самой молодежи».

Политика государства  направленная на достижение вышеперечисленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

- обеспечение соблюдения  прав молодежи;

- обеспечение гарантий  в сфере труда и занятости  молодежи;

- содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

- государственная поддержка  молодой семьи;

- гарантированное предоставление  социальных услуг;

- поддержка талантливой  молодежи;

- формирование условий,  направленных на физическое и  духовное развитие молодежи;

- поддержка деятельности  молодежных и детских объединений;

- содействие международным  молодежным обменам.

Основные направления  государственной молодежной политики предусматривают также следующие меры по ее реализации:

- «принятие специальных  законодательных и иных правовых  актов, решений местных органов  власти и управления; внесение  изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты;

- разработку и осуществление  государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

- создание Российского  фонда молодежных программ для  организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов, выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий);

- создание государственных  органов по делам молодежи  в структуре исполнительной власти  всех уровней, а также социальных  служб для молодежи различного профиля и направленности».

Следующим шагом в развитии (нормативной базы) государственной  молодежной политики стал принятый Государственной  Думой 26 мая 1995 года Федеральный Закон  от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений», который  «определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели». Данный Закон оговаривает конкретные условия, направления и формы поддержки молодежных и детских общественных объединений (информационное обеспечение и подготовка кадров, предоставление льгот, выполнение государственного заказа, государственная поддержка проектов, выделение субсидий и т.п.).Что же касается вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации и на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, они «регулируются законодательством субъектов Российской Федерации».

В настоящее время на федеральном  уровне проблемы реализации государственной молодежной политики решаются такими органами, как Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию. Департамент призван определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать нормативные правовые и организационные основы ее практической реализации. Вопросами организационно-финансового обеспечения практической работы в сфере молодежной политики занимается Управление по делам молодежи.

Нормативное закрепление  действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики реализовано путем принятия специальных программ:

- федеральная целевая  программа «Молодежь России (2001-2005гг.)»,  утвержденная Постановлением Правительства  РФ от27.12.00 г. № 1015;

- программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 г. № 122

- подпрограмма «Обеспечение  жильем молодых семей», входящая  в состав федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы»,  утвержденная постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.08.02г., № 638.

Несмотря на наличие вышеперечисленных  документов, до сих пор в Российской Федерации не существует основного  нормативно-правового акта - Федерального Закона о государственной молодежной политике. Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году, был отклонен Президентом.

Однако при отсутствии федерального закона во многих субъектах  Российской Федерации приняты и  действуют законы регионального  уровня о государственной молодежной политике (закон Республики Башкортостан, Московской области, Оренбургской области, Иркутской области и др.). Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют программы «Молодежь», созданы исполнительные органы по делам молодежи, различающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности.

Мнение заинтересованной общественности сводится к тому, что  современный этап осуществления государственной молодежной политики характеризуется смещением центра тяжести в работе органов государственной власти от центра к регионам. Это положение теоретически предусмотрено в «основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» как принципиально важное для ее эффективности. Но на самом деле такое смещение происходит спонтанно. Фактически регионы взяли на себя инициативу в развитии этого направления государственной деятельности. В Волгоградской, Костромской, Московской, Оренбургской, Тюменской, Тамбовской, Новосибирской и других областях ведется финансирование из собственных бюджетных средств мероприятий в области молодежной политики. При этом объемы такого финансирования в ряде мест существенно превосходят федеральные ассигнования. Меры в области молодежной политики остаются мозаичными, а ресурсы недостаточными для решения крупных задач.

Осуществление государственной  молодежной политики в субъектах  Российской Федерации значительно  отличается и опережает этот процесс  на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения проблем молодежи. Кроме того, нерешенные проблемы на федеральном уровне, серьезно тормозят деятельность субъектов федерации и местного самоуправления в области молодежной политики.

Болевые точки переходного периода и капитализации страны с особой силой сказываются на молодом поколении. В то же время, молодежи присущ меньший груз пережитков и у нее выше способность адаптироваться к новым условиям, что естественно учитывается в процессе создания, формирования системы государственной поддержки и субсидирования молодежной политики.

Развитие ГМП тормозится невыстроенностью, неразработанностью, в силу ряда причин идеологии. В первую очередь - неопределенностью самой национальной идеологии в нашей стране. Вполне можно согласиться с мнением о том, что «прежде чем приступать к формированию государственной молодежной политики, необходимо определиться с ее идеологией, затем выстроить концепцию, а только после этого воплощать ее в конкретных программах и мероприятиях»[5]. Сложнее согласиться с мнением о том, что «прежде чем приступать к осуществлению МП, необходимо выработать исходную идеологию, на ее основе определиться концептуально и лишь после этого начинать конструировать механизм реализации МП.»[6]. А если идеология не будет разработана, концепция не будет сформулирована еще многие годы? К тому же опыт декларативных концепций и массового законотворчества, имитация деятельности властных структур либеральных 90-х годов, не подтвержденных реальными усилиями к воплощению (организационного, финансового, правового), свидетельствуют о необходимости активного поиска реальных форм решения молодежных проблем, в том числе, и в направлении разработки идеологии, концепции, выработки принципов, форм и методов проведения ГМП и в направлении развития конкретных технологий, решения организационных и финансовых проблем, правового обеспечения ГМП. Процесс этот не может быть простым, не может быть остановлен на период выработки концепций.

 Стихийность этого  процесса, естественно, необходимо  вводить в русло организованной  политики. Следует отметить –  в регионах и федеральном центре растет понимание необходимости реальных действий в целях решения насущных проблем молодежи. Споры о роли государства в организации работы реализации по молодежной политики можно вести бесконечно. В 90-е годы побеждала идея о максимальном самоустранении государства от решения социальных проблем различных групп общества, а уж тем более молодежи. Либеральный вариант молодежной политики предполагает рассматривать молодое поколение как «сильную» и «активную» часть социума, которая должна и способна выживать самостоятельно. Конкурентность, предприимчивость, право граждан на равное отношение всех категорий населения со стороны государства - этот вариант социальной политики государства по отношению к молодежи, по сути, означает отказ от ГМП, признание ненужности специальных органов по делам молодежи, специальных молодежных программ и проектов и их финансирования, разработки отдельного законодательства, защищающего права молодежи.

 Противоречивость этой  политики российской ментальности  и положениям Конституции РФ, рассматривающей Россию как социальное государство, маскировалась активной имитацией заботы о молодежи. Принимались Программы («Молодежь России», «Дети России» и т. д.), писались проекты законов (на которые накладывал вето Президент), ежегодно создавались и расформировывались органы, занимающиеся проблемами молодежи, принимались нормативные акты, но единой нормативно-правовой базы так и не было создано.

 Политико-организационная  практика последних лет свидетельствует  о том, что государственные  власти в центре и на местах  не уходят от решения конкретных проблем молодого поколения современной России. На смену либеральных обещаний, заявлений, деклараций и полного игнорирования на деле интересов молодежи (как, впрочем, и всех остальных категорий населения, кроме успевших чего-нибудь приватизировать) приходит понимание необходимости проведения политики в защиту интересов молодых россиян. Естественно, молодежная политика не должна сводиться к решению проблем молодежи, установлению благ и привилегий за счет старших поколений или других ущемленных и обиженных приватизацией слоев населения.

 Иными словами медленно  пробивается тенденция к возвращению  ответственного отношения государства  к своему молодому поколению  и контролю над процессами  социализации и включения молодежи  в социально-экономическую и политическую жизнь общества.

Политика государства  по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить высококачественное образование, успешную социализацию, включение молодежи в созидательную трудовую, политическую, досуговую деятельность.

Определяемые таким образом  цели ГМП требуют не просто улучшения и совершенствования всех систем работы с молодым поколением, но серьезного и качественного ее изменения, формирования новой идеологии, теории и практики социальной работы с молодежью и серьезных подходов к совершенствованию законодательства, обеспечивающих на деле, а не декларативно, конституционные права и свободы молодых россиян.

 Принятые и реализуемые  программы молодежной политики  в РФ на федеральном уровне, уровне субъектов действуют уже  несколько лет. Так, «Стратегия  государственной молодежной политики  в Российской Федерации (2006-2016 годы)», «Областная целевая программа «Молодежь Дона» на 2006-2010 годы» приняты и осуществляются с 2006 года. Практика реализации вышеназванных программ, активная работа органов государственной власти, Комитетов по делам молодежи, органов социальной поддержки молодежи показывают, с одной стороны их большую действенность по сравнению с предыдущим периодом. С другой стороны, среди причин и факторов, ослабляющих эффективность проводимой молодежной политики, имеют место отсутствие в Российской Федерации единой нормативно-правовой базы для формирования и реализации государственной молодежной политики.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ