Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Содержание

Введение
3
Глава 1.





Глава 2.





Глава 3.
Теоретико-методологические основы управления
государственной молодёжной политикой РФ
1.1. Теоретические аспекты управления молодёжной
политикой в РФ
1.2. Нормативно-правовая база в области управления
молодёжной политикой РФ
Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ
2.1. Развитие деятельности органов государственной власти на современном этапе
2.2. Перспективы развития деятельности органов
государственной власти
Общая оценка деятельности государственных органов РФ в области управления молодежной политикой
10

10

15

30

30

42

49
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0000Молодежная политика РФ.docx

— 111.31 Кб (Скачать файл)

 Нет сомнения, разработка  государственной молодежной политики (ГМП) предполагает четкое правовое  определение понятия «молодежь» (очерчивание соответствующих ее  возрасту психологических и социальных границ). Требуется четко зафиксировать место и роль молодежи в жизни современного российского общества, одновременно обозначив ответственность, права и обязанности перед обществом, государством, другими слоями населения.

 На наш взгляд, в  условиях социальной нестабильности, слабости институтов гражданского общества, общественных организаций, устраненности бизнеса от социальных проблем общества, остротой молодежных проблем и неразвитости социального государства перспективой в решении социальных проблем молодежи может быть только сильная ГМП. Ей должен быть придан весомый статус, легитимированный законодательно. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей ГМП, защищает ее от изменений в государственном курсе, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики.

 Однако до сих пор  сомнения и споры в России  вызывает сама необходимость проведения государственной молодежной политики. Трансформирующееся российское общество в условиях социального риска и неопределенности выбирает идеологию развития, в том числе и в отношении молодого поколения. Споры о необходимости или ненужности закона «О государственной молодежной политике» - это продолжение споров о выборе идеологии молодежной политики: либеральной, отвергающей саму заботу государства о молодежи, или социальной (социал-демократической идеологии), признающей государственную ответственность за молодое поколение.

Можно согласиться с мнением  проф. Ильинского И.М. о том, что «…при  общей сущности типы молодежной политики просто имеют разные цели и разное содержание, которые определяются идеологией этих обществ, опрос целей, задач и содержания молодежной политики – это вопрос сугубо идеологический. Исходя из идеологии, которая доминирует в обществе, можно определить тип молодежной политики»[2]. Идеология молодежной политики определяет выбор средств и методов, а также правовых инструментов ее осуществления, что актуализирует проблему разработки и принятия закона о ГМП.

 Молодое поколение  во многом предопределяет направленность  идущих в современном обществе  процессов, возможность социальной  стабилизации и экономического роста. В России, несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, согласно последней переписи населения проживает 39,5 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 27% населения. Естественно, и в перспективе, да и в настоящее время, от социального самочувствия молодого поколения россиян зависит и экономическое, и социальное развитие страны, ее безопасность и стабильность. Комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

Стремительное старение населения  и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 – 25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения пенсионеров, инвалидов и детей. Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

 Жизнь молодого человека  в предполагаемых условиях, считают  специалисты [3], не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, который выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время, перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

 Перемены, произошедшие  в последние десятилетия в  экономических, социальных и политических отношениях страны, породили в обществе состояние неопределенности. Огромное социальное и имущественное расслоение, неустроенность и дискомфорт, отчуждение от высококвалифицированного труда и высококачественного обучения сегодня, несмотря на предпринимаемые меры, испытывает как старшее, так и молодое поколение.

 При условии преобладания  разрушительных тенденций, возможном  при невнимании общества и государства к насущным проблемам молодого поколения, противоречия между молодежью и обществом углубляются. Возможно дальнейшее дробление молодежи на группы, с последующим вытеснением отдельных категорий (уязвимых, групп риска) из процесса нормальных отношений, позитивной социализации. Реализуется модель «социального исключения»[4].

 Социальное исключение  наиболее полно охватывает отрицательные  аспекты социального развития. Оно  предс­тавляет собой отторжение  различных групп молодежи, во-пер­вых, от средств жизнеобеспечения, к которым относятся рынок труда (высококвалифицированный, высокооплачиваемый труд), собственность на землю, некоторые потребительские товары, нормальные жилищные условия, система социального обеспечения; во-вторых, от политических и социальных прав (участие в деятельности и управлении важнейших социальных инсти­тутов, социальная защита, гарантии прав и возможностей представительства своих интересов, правозащитные системы). Не повышается статус, престижность, уважение и самоуважение, закрепляется положение уязвимой, отторгнутой, исключенной из материально обеспеченной и политически активной жизни социальной группы.

 Наиболее надежным  из известных средством преодоления  уязвимости молодежи, разрастания групп риска являются активная государственная социальная политика, направленная на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, и культурная развитость, нравственное богатство духовного мира человека.

 Интеграционная модель  социализации молодежи и решения  проблем её уязвимых групп предполагает институциональную регуляцию социальных противоречий и конфликтов, постоянное конструктивное внимание общества и государства на всех уровнях к проблемам молодого поколения россиян, выявление в них инновационных составляющих. Такая модель дает позитивную направленность процессу социализации, нормальной интеграции молодежи в общество. Молодежь не только входит в сообщество, социум или группу, но и ощущает внутреннюю связь с социальным окружением, принимает соответствующие нормы и ценности и активно участвует в совместной деятельности.

 

 

1.2. Нормативно-правовая база Государственной молодежной политики Российской Федерации

Нормативно-правовая база Государственной  молодежной политики Российской Федерации  формировалась уже в 90-е годы ХХ века.

Условно нормативно правовую базу в сфере молодежной политики можно разделить на две части: акты, регламентирующие различные сферы  деятельности общественной жизни и  ориентированные, прежде всего, на молодежь и акты, непосредственно касающиеся реализации молодежной политики.

К первой группе относятся:

Федеральный Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;

Закон Российской Федерации  «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1;

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 16.02.01 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы» и другие.

Вторую группу нормативных  актов рассмотрим подробнее.

16 сентября 1992 года вышел  Указ Президента Российской Федерации № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», которым Президент Российской Федерации постановил: «Признать осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, имея в виду:

обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для  них гарантий в сфере труда  и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам  гарантированного минимума социальных услуг;

осуществление поддержки  молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

содействие международным  молодежным обменам».

Указом Президента также  были предусмотрено следующее:

- образование при Правительстве  Российской Федерации Комитета  по делам молодежи;

- принятие мер по организационному  и финансовому укреплению органов  по делам молодежи в структуре  исполнительной власти правительствами республик в составе Российской Федерации, главами администраций краев, областей, автономной области и автономных округов, мэрами Москвы и Санкт-Петербурга;

- создание Российского  Фонда Федеральных молодежных  программ;

- создание при Российском  общественно-политическом центре  Дом детских и молодежных объединений  России;

- предусмотреть выделение  Правительством Российской Федерации  средств для финансирования части  затрат по осуществлению программ  и проектов общероссийских молодежных  и детских объединений в области  государственной молодежной политики;

- рекомендации главам  исполнительной власти Субъектов  Федерации по предусмотрению при формировании бюджетов выделения средств для финансирования части затрат по осуществлению программ и проектов молодежных и детских объединений; предоставлению льгот детским и молодежным общественным объединениям;

- рассмотрение вопроса  о предоставлении льгот молодым  семьям;

- внесение предложений  по развитию международного молодежного  сотрудничества.

3 июня 1993 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 1050-1 одобрены «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», в которых сформулированы основные понятия, принципы, цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Государственная молодежная политика – «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

- граждан Российской Федерации,  включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет,

- иностранных граждан,  лиц без гражданства в возрасте  от 14 до 30 лет – в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов,

- молодых семей – семей  в первые три года после  заключения брака (в случае  рождения детей – без ограничения  продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста,

- молодежных объединений.

Осуществление государственной  молодежной политики возложено на государственные  органы и их должностных лиц, а  также на молодежные объединения, их ассоциации и молодых граждан.

«Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на следующих принципах:

сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

привлечение молодых граждан  к непосредственному участию  в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;

Информация о работе Деятельность органов государственной власти в области управления молодёжной политики РФ