Виды органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является:
• Определить понятие и признаки государственного органа.
• Определить виды органов государства и выявить принципы их функционирования, рассмотреть законодательные, исполнительные и судебные органы государства, а также определить конституционный статус Президента РФ.
Задачами данной работы являются:
• Дать определение понятию органов государственной власти;
• Определить, виды органов государственной власти;

Содержание

Введение
Глава 1. Система государственной власти РФ
1.1 Общая характеристика системы государственной власти РФ
1.2 Понятие органов государственной власти
1.3 Признаки органов государственной власти
Глава 2 Виды органов государственной власти
2.1 Органы законодательной власти
2.2 Органы исполнительной власти
2.3Органы исполнительной власти субъектов РФ
2.4 Органы судебной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1 органы государственной власти курсовая.rtf

— 3.99 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Система государственной власти РФ

1.1 Общая характеристика системы государственной власти РФ

1.2 Понятие органов государственной власти

1.3 Признаки органов государственной власти

Глава 2 Виды органов государственной власти

2.1 Органы законодательной власти

2.2 Органы исполнительной власти

2.3Органы исполнительной власти субъектов РФ

2.4 Органы судебной власти

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Курсовая работа посвящена органам государственной власти в России. Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику государственной власти (понятие, признаки), систему, а также ее виды - законодательную, исполнительную и судебную власти, их функции и процедуру принятия.

Выбранная мной тема не только интересна, но и актуальна, поскольку органы государственной власти Российской Федерации осуществляют руководство деятельности всех нижестоящих органов, от которых напрямую зависит жизнедеятельность каждого гражданина нашей страны. А также, посредством государственных органов, Российская Федерация осуществляет свою деятельность. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ, осуществляет свою власть.

Государственными органами вырабатываются и реализуются управленческие решения. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплен (ст.10 Конституции РФ), государственные органы являются носителями законодательной ветви власти, исполнительной ветви власти и судебной ветви власти.

Целью работы является:

  • Определить понятие и признаки государственного органа.
  • Определить виды органов государства и выявить принципы их функционирования, рассмотреть законодательные, исполнительные и судебные органы государства, а также определить конституционный статус Президента РФ.

Задачами данной работы являются:

  • Дать определение понятию органов государственной власти;
  • Определить, виды органов государственной власти;
  • Изучить законодательную власть как Одину из ветвей государственной власти России;
  • Исследовать исполнительную власть;
  • Определить функции судебной власти;

Методы необходимые для изучения данного вопроса:

1) сравнительно-правовой

2) метод анализа

3) формально-логический метод.

 

Глава 1. Система государственной власти РФ

 

1.1 Общая характеристика системы государственной власти РФ

 

Для того чтобы охарактеризовать, что же все-таки представляет собой система государственной власти, дадим определение самой власти: "Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы)"1.

С точки зрения современного понимания государственной власти можно выделить:

первичные субъекты государственной власти: народ, общество, его составляющие и граждане, обладающие естественными, публичными правами, являющимися основой легитимности учреждаемой или изменяемой ими государственной власти.

вторичные субъекты государственной власти: органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, создаваемые первичными субъектами государственной власти, и производные от них органы - министерства, ведомства, комитеты и т.п.), через которые осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства.

В научной литературе, в большинстве случаев система государственной власти рассматривается как структурированное единство властеотношений, складывающихся в результате деятельности государства, государственных органов, а также лиц и объединений, реализующих или представляющих интересы государства в различных сферах общественной жизни.

Важным условием, обеспечивающим системность государственной власти, является то, что каждый ее субъект осуществляет особую разновидность государственной власти. Это обстоятельство выступает основой для определенной субординации осуществляемых ими властей.

Первичные субъекты государственной власти осуществляют учредительную государственную власть (высшая, постоянно действующая, власть народа), вторичные субъекты - соответственно законодательную, исполнительную, судебную и контрольную власть.

 

1.2 Понятие органов государственной власти

 

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ осуществляет свою власть." Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления"2 Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Для того, чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти отличается от любого другого, но все вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Катков Д.Б. в своем учебном пособии дает следующее определение органа государственной власти - "Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимым материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством"3

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков:

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти.

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами" 4

Характеристика органа государственной власти включает следующие составляющие:

1) статус - это юридически закрепленное место конкретного органа в единой системе органов государственной власти России;

2) компетенция - нормативно зафиксированный перечень вопросов, решать которые орган государственной власти имеет право (уполномочен);

3) полномочия - совокупность возможных действий конкретного органа, то, что он имеет право и (или) обязан делать;

4) функции - это объективно обусловленные виды управленческой деятельности государственного органа, его роль в системе государственного управления;

5) задачи - набор конкретных действий, выполнение которых сопряжено с выполнением функции государственного органа.

 

1.3 Признаки органов государственной власти

 

 

Подробно о каждом признаке:

  1. Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства. Орган государства всегда является частью (элементом) механизма государства, т.е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе).
  2. Образован и действует на основе правовых актов. Речь идет о процедуре создания органа государства. Этот признак очень важен, т.к. при его нарушении созданное формирование не может считаться органом государства.
  3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует, спектр его полномочий.
  4. Наделен в этой связи властными полномочиями, это означает, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т.е. управлять.
  5. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции.
  6. Имеет материальную базу и финансовые средства, т.е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий.

Таким образом, подводя итог по первой главе можно сказать, что государственная власть - это способ управления обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Система государственной власти представляет собой структурированное единство властеотношений, складывающихся в результате деятельности государства, государственных органов, а также лиц и объединений, реализующих или представляющих интересы государства в различных сферах общественной жизни. Государственным органом является юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством. Его основными признаками можно считать то, что он представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, образован и действует на основе правовых актов, выполняет свойственные только ему задачи и функции, наделен в этой связи властными полномочиями, состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, имеет материальную базу и финансовые средства.

 

Глава 2 Виды органов государственной власти

 

 

В своей работе я буду рассматривать виды государственных органов по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные, судебные.

 

2.1 Органы законодательной власти

 

"Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным законодательным органом Российской Федерации"5

Федеральное собрание состоит из двух палат: верхняя - совет федераций и нижняя - государственная дума. Палаты формируются различными путями. Каждая из них, являясь частью целого парламента, имеет свой круг задач и полномочий. Палаты заседают раздельно и только в особых случаях совместно. Т.е. произошло своеобразное разделение полномочий между палатами, но взаимодействие все же существует.

Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является гл.5 Конституции РФ, Регламенты палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. 6, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. 7

Совет федерации.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации.

Формирование:

Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Совет Федерации также избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Совет Федерации образует следующие комитеты:

  • по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
  • по вопросам безопасности и обороны;
  • по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
  • по социальной политике;
  • по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;
  • по международным делам;
  • по делам СНГ;
  • по аграрной политике;
  • по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
  • по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
  • по делам Севера и малочисленных народов.

Полномочия:

"К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации"8

Государственная Дума.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, а так же первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы.

Формирование:

"Порядок формирования Государственной Думы устанавливается Федеральными законами"9

Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума так же избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.

Информация о работе Виды органов государственной власти