Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы органов государственной власти субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
Изучить понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти;
Охарактеризовать принципы деятельности, систему и ответственность органов государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть органы исполнительной власти субъекта РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………4
1.1.Понятие конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти………………………………………………………...4
1.2. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….9
2. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….13
2.1.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………..13
2.2.Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…22
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…. ……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_organy_gosudarstvennoy_vlasti_subekto.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие и общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………4

1.1.Понятие конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти………………………………………………………...4

1.2. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….9

2. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….13

2.1.Законодательные  (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………..13

2.2.Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…22

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы…. ……………………………………35

 

 

 

 

Введение.

В теории права при рассмотрении вопроса о системе конституционного права выделяется один из основополагающих институтов данной правовой отрасли, который  составляют нормы, закрепляющие систему  государственной власти, виды ее органов, принципы их образования и деятельности.

В последнее десятилетие  в Российской Федерации исследование и развитие данного института  особенно актуально, так как с  исчезновением СССР встал вопрос о коренном реформировании старой советской  системы органов государственной  власти, обнаружившей свою неспособность  эффективно управлять государством. Органами государственной власти в  СССР признавались только Советы народных депутатов, а другие государственные  органы – органы государственного управления, правосудия, прокуратуры  исключались из категории органов  государственной власти и были полностью  подконтрольны и подотчетны Советам. Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформирования системы государственной власти.

Конституция РФ 1993 года  ознаменовала принципиально новый подход и  трактовку характера государственной  власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей  и создания в связи с этим самостоятельных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

 С 1992 года, после заключения  Федеративного договора, Российская  Федерация развивается как по-настоящему  федеративное государство. В связи  с этим Конституция РФ 1993 года  четко разграничивает федеральные  органы государственной власти  и органы государственной власти  субъектов РФ, формируемые ими  самостоятельно на принципах,  закрепленных в федеральном законодательстве.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблемы организации и взаимодействия органов  власти субъектов РФ занимает одно из центральных мест. Органы исполнительной и законодательной власти субъектов  РФ являются важной частью российской системы государственной власти, поэтому изучение основ их функционирования и путей модернизации является важной задачей.

Целью данной курсовой работы является изучение системы органов  государственной власти субъектов  РФ.

Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:

  1. Изучить понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти;
  2. Охарактеризовать принципы деятельности, систему и ответственность органов государственной власти субъектов РФ;
  3. Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
  4. Рассмотреть органы исполнительной власти субъекта РФ.

В своей работе я использовал  научную и учебную литературу по данной теме.

 

 

 

 

1.Понятие и общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.1.Понятие конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти.

Органы государственной  власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и  функциями государства. Государство  осуществляет свою деятельность через  органы государственной власти. Эти  органы каждый в своей области  и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства  в обществе. Никакой орган государственной  власти не может иметь задач и  полномочий, идущих вразрез с функциями  государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий  порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными  полномочиями. Каждый орган государственной  власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме  своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной  власти складывается из совокупности трех основных признаков1.

1. Каждый орган государственной  власти создается в соответствии  с установленным конституцией, законами  или другими правовыми актами  порядком, что исключает возможность  произвольного нагромождения органов  власти. Так, Конституция РФ указывает,  что в Российской Федерации  на федеральном уровне государственную  власть осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ и суды  РФ. Эти органы государственной  власти не могут быть ликвидированы  или преобразованы без изменения  самой Конституции РФ. Однако  одного конституционного упоминания  о том или другом таком органе  государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов РФ.

Порядок создания органа может  предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов  государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются  поровну Государственной Думой  и Советом Федерации). Органы государственной  власти могут создаваться, преобразовываться  и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это  касается органов исполнительной власти (аналогичное положение в субъектах  РФ).

2. Орган государственной  власти наделен властными полномочиями, т. е. его решения носят обязательный  для всех характер и при  необходимости подкрепляются принудительной  силой государства. Органы власти  издают правовые акты, которые  устанавливают порядок использования  гражданами тех или иных своих  прав, регулируют отношения между  гражданином и государством в  определенной мере, на определенном  уровне и в определенной области.  Полномочия органа государственной  власти образуют его компетенцию  (круг предметов ведения), границы, которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна  органу государственной власти как  самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют  компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов  государственной власти осуществляется  в формах и методами, установленными  правовыми актами. Речь, конечно,  идет только об основных формах  и методах, поскольку в повседневных  действиях органа власти много  делового обыкновения и согласительных  методов решений. Однако ни  при каких условиях орган государственной  власти не вправе прибегать  к действиям, выходящим за рамки  допустимых организационных форм  и методов, особенно в отношении  применения принудительных мер.

Из названных признаков  органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом  государственной власти. Не является таковым, например, государственное  предприятие, государственное учебное  заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином  тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию  и т. д., которые сами выступают  как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной  власти состоят из выборных депутатов  или назначенных государственных  служащих, облеченных определенными  властными полномочиями. Но орган  власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент  РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов  РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные  лица действуют в силу конституций  или законов и несут ответственность  только перед теми, кто их избрал или назначил.

Следует отметить, что в  Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином "орган  государственной власти" встречается  термин "государственный орган"2.

Орган государственной власти как разновидность органа государства. Орган государства - это структурная  часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления  определенных задач и функций  государства.3

Орган государства - это часть  аппарата (механизма) государства, образуемая в установленном законом порядке  для выполнения функций и задач  государства. В организационно-управленческом значении орган государства есть такая структурная часть государственного аппарата, которая представлена коллективом  государственных служащих, наделенных властными полномочиями, и располагает  материально-техническими возможностями  для осуществления определенных задач и функций государства. Разновидностью государственного органа является орган государственной власти - орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти - это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ осуществляет принадлежащую ему власть4, а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции. Конституционные характеристики органа государственной власти представляют собой совокупность закрепленных в Конституции РФ признаков, черт органа государственной власти, его правовое положение.

Орган государственной власти характеризуют следующие конституционные  признаки5: он является составной и в то же время организационно обособленной частью аппарата государства; образуется в особом, установленном Конституцией порядке; учреждается для осуществления определенных Конституцией задач и функций государственной власти; осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке (так, организационно-правовой формой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти являются сессии, парламентские слушания, пленарные заседания палат, заседания комитетов и комиссий и др. Суды в РФ осуществляют свою деятельность - правосудие в форме уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства). Орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, образующими в своей совокупности его компетенцию. Компетенция федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального собрания, Правительства, судов) определена в Конституции РФ. Наличие государственно-властных полномочий означает: во-первых, то, что орган государственной власти вправе принимать решения, обязательные для всех; во-вторых, обязательность принимаемых им решений обеспечивается возможностью использования мер государственного принуждения. Специфическим признаком органа государственной власти является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах и иных законодательных актах.

 

1.2.Принципы деятельности, система и ответственность органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации"

К числу конституционных  принципов организации и деятельности органов государственной власти в РФ относятся:

1) легитимный, демократический  характер формирования и деятельности  органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан  в формировании и деятельности  органов государственной власти, открытостью деятельности органов  государственной власти, подконтрольностью  исполнительных структур власти  представительным органам и др.;

Информация о работе Органы государственной власти