Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 2

Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти …………………………………………...… 3
Принципы системы органов государственной власти ……………. 7
Виды органов государственной власти ……………………………. 10
Система органов государственной власти ………………………… 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 2

 

Понятие и признаки  государственного  органа. Понятие системы органов государственной власти …………………………………………...… 3

Принципы системы органов государственной  власти ……………. 7

Виды органов государственной  власти ……………………………. 10

Система органов государственной  власти ………………………… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

 

 

 

 Понятие и признаки  государственного  органа. Понятие системы органов государственной власти 

 

Деятельность любого государства  реализуется через систему его  государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки :

1) порядок создания и  деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством  в правовых нормах;

2) государственный орган  обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие  характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом  принятия решений, обязательных  для исполнения всеми гражданами  и юридическими лицами, на которых  распространяется компетенция данного  государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает  организацию исполнения принятых  решений, опираясь при этом  на материальную базу (средства  государственного бюджета); в-третьих,  орган государства принимает  меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган  осуществляет задачи и функции,  возложенные на него государством;

4) государственный орган  является организационно обособленной  частью системы органов государственной  власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов  российского государства, взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации.В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных  органов субъектов Федерации входят законодательные органы  государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в  России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе  органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент  РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы  законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной  власти одновременно являются представительными  органами. Они избираются непосредственно  народом и призваны выражать его  волю. В соответствии с принципом  разделения властей, на органы законодательной  власти возложена законодательная  деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической  силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной  власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов  не образуют единой системы законодательной  власти в Российской Федерации.

Органы  исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов  законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании  и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов  Федерации, указов Президента РФ, нормативных  актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих  органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной  власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства  субъектов Федерации) и органы специальной  компетенции, ведающие отдельными отраслями  управления (например, федеральные  министерства).

Органы  судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые  не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и  судебную. К числу таких органов  на федеральном уровне следует отнести  Прокуратуру РФ, Центральную избирательную  комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

 

 

 

Принципы системы органов государственной  власти

Система органов государственной  власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной  организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции  РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя  свое социальное предназначение, создает  для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется  и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому  органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение  власти. При соблюдении названных  условий система органов государственной  власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать  как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной  власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные  лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством  свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной  власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных  органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность  органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность  отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды органов государственной  власти


 

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены  на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

Информация о работе Система органов государственной власти