Шпаргалка по дисциплине "Историография"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

Вложенные файлы: 1 файл

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

— 312.46 Кб (Скачать файл)

Наиболее последовательным воплощением облика возникшей исторической науки стала историческая школа, ассоциировавшаяся с именем Л. фон Ранке (1795–1886) и множества его учеников (самые известные из них — Г. Вайц, В. Гизебрехт, Г. фон Зибель). Школа Ранке возникла в Германии в 1830–1840-х годах и впоследствии заняла ведущее положение в европейской историографии, надолго став эталоном культуры исторического исследования. Противопоставляя свой подход романтизму, представители школы Ранке сделали историзм, а затем и позитивизм основополагающими принципами исследований, минимизировав «издержки» романтизма (мистицизм, сентиментализм, художественную риторику).

Труды самого Ранке, как и творчество любого выдающегося ученого, не встраиваются полностью в ряд позитивистских исторических работ. Сочинения Ранке не были ни механистическими, ни сугубо фактологическими. Скорее идеи, подходы, мысли и в целом наследие Ранке можно рассматривать как высшее достижение времени, проникнутого «позитивным» духом.

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием философии Гегеля.

«Как Гегель принимает в свою новую, сверхрационалистическую логику известную долю рационализма XVIII в., так и Ранке получил от того же столетия метод ясного исследования мотивов и остроту проницательности»11.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изучению реальности во всем ее многообразии.

В созданной Ранке системе исторической интерпретации структурообразующим было понятие «нация», которую он считал единственно возможным принципом организации человечества для обеспечения «мирного прогресса».

При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история.

 

Три основные принципа историописания, составлявшие историческую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыблемыми в творчестве Ранке:

•  корреспондентская теория истины, предполагающая, что историк описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

•  убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

•  диахроническая концепция исторического времени.

Именно под влиянием идеи универсальности истории и диалектического подхода к пониманию общественных процессов в произведениях Ранке утвердились представления о непрерывной преемственности развития общества во времени, от эпохи к эпохе. Возникнув в тесной связи с романтизмом, школа Ранке придавала огромное значение традиции как квинтэссенции прошлого, сохраняющейся в настоящем и переходящей в будущее, но отличалась от нарративно-романтического направления сознательным стремлением к строго научному, «объективному» воспроизведению действительности. Именно поэтому Ранке столько усилий отдал разработке принципов отбора и исследования источников.

Относясь к прошлому уважительно и бережно, Ранке тем не менее признавал, что у исторического исследования есть и внешние цели. Возможно, он был последним крупным историком, который верил, что результатом его собственных и других подобных сочинений станет обнаружение руки Бога в человеческой истории. В общем смысле философской основой творчества Ранке был провиденциализм. Исторический процесс, по Ранке, — это осуществление «божественного плана управления миром», придающего единство всему происходящему. Причинные связи между событиями также предуказаны Богом, а задача историка разглядеть их. Ранке полагал, что «каждая эпоха стоит в непосредственном отношении к Богу», в то же время, по его мнению, каждый исторический период имеет свою «руководящую идею», и наряду с религиозной идеей важное место занимает идея политическая14.

«История взяла на себя обязанность судить прошлое, поучать настоящее на благо грядущих веков» - Леопольд фон Ранке.

Представления Ранке о будущем тем более отличались от историософских концепций его времени: в грядущем он видел множество альтернатив. Он достаточно критически относился не только к способности историков предсказывать ступени будущего развития, но даже и к самой идее о безоговорочной прогрессивной направленности хода истории. Ранке обращал внимание на то, что теория прогресса базируется на локальном (европейском) опыте, и напоминал ее сторонникам о том, что случилось с цивилизациями Азии18.

Вкладом Ранке в развитие исторической науки является его методика, которая находится в некотором внешнем противоречии с характерным для него масштабом исследований и связана с общим тяготением научной мысли XIX века к позитивизму. Исследовательская методика Ранке, вполне в духе позитивистского понимания задач исторического анализа, основывалась на следующих положениях: объективные факты содержатся главным образом в архивных материалах политического характера — в донесениях послов, переписке государственных деятелей и т. д.; то, чего нет в документе (мнения, слухи), не существует для истории; правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внешней и внутренней критики текста.

То есть о прошлом можно судить по документам и установленным фактам, но многое можно узнать о прошлом такого, что лежит за рамками известных событий, путем умозаключений. Но он же подчеркивал, что историку, в отличие от философа, необходима любовь к детали, человеку и событию в их уникальности19.

Но хотя Ранке считался главой «немецкой исторической школы» второй половины XIX века, всю немецкую историографию этого периода можно связывать с его именем лишь с очень большими оговорками. Как писал Э. Трёльч, немецкая «историческая школа в действительности [была] чрезвычайно далека от универсализма Ранке, его всемирно-исторического конструктивного духа и динамической тонкости». По его мнению, сочинения Ранке выгодно отличались от трудов других немецких историков того периода «критической ясностью и политически-дипломатической концепцией истории»21.

 

3. Консервативное направление в английской историографии начала 20 в.

Прагматичный подход к изучению истории способствовал политизации английской исторической науки, которая, в свою очередь, была связана с политической борьбой внутри правящего класса Англии. На рубеже XVIII – XIX веков в английской историографии начинается формирование двух основных направления, которые вплоть до середины XX столетия будут определять её облик и развитие: консервативного – торийского и либерального – вигского. Между ними происходила острая идейная борьба вокруг главных проблем английской истории.

Консерватизм. Торийская традиция в английской общественной и гуманитарной мысли имела под собой давнюю историческую почву. К числу её основоположников относят в частности видного философа и историка XVIII столетия Д. Юма. Самым значительным представителем торийского направления в английской историографии первой половины XIX считается Арчибальд Алисон (1792 – 1867.) Его перу принадлежат следующие работы: десятитомная «История Европы в период Французской революции» (1832 – 1842) и девятитомная «История от Реставрации до воцарения Наполеона III». Алисон выступал против любых попыток реформ и уж тем более против революционного изменения общества. Исходная позиция автора предельно проста: любые перемены нежелательны, они чреваты революцией и опасны для существующего порядка. Алисон нападал на «губительную страсть к новшествам» и восхвалял английскую политическую систему.Исходная позиция автора предельно проста: любые перемены нежелательны, они чреваты революцией и опасны для существующего порядка. Алисон нападал на «губительную страсть к новшествам» и восхвалял английскую политическую систему. История Французской революции изложена им крайне тенденциозно. Он безоговорочно осуждал все действия якобинцев. Наполеон в его изображении - кровожадный тиран. Напротив, английские политики того периода - Питт, Каслри, Веллингтон -- воплощение миролюбия и благородства.

 

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

 

1. Зарождение школы  Леопольда фон Ранке. Её влияние  на историографию Германии второй  половины ХIХ в.

Ранке и историческая школа

Леопольд Ранке (1795—1886) прожил 91 год и до конца своей жизни продолжал работать,«История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.»1 — первое крупное произведение Ранке. Уже в этой книге сказались характерные для него в дальнейшем общеисторические взгляды. Прежде всего Ранке интересует историческая личность в ее индивидуальности. Главной творческой силой истории он признает личность. Поэтому характеристика исторических личностей, обрисовка их индивидуальности, по мнению Ранке,— одна из основных задач историка 2. Но вообще основной задачей историка Ранке считает объективное изложение событий. Историк не должен судить историю и поучать. Цель его — показать, «wie es eigentlich gewe-sen» («как было на самом деле»).

Наиболее последовательным воплощением облика возникшей исторической науки стала историческая школа, ассоциировавшаяся с именем Л. фон Ранке (1795–1886) и множества его учеников (самые известные из них — Г. Вайц, В. Гизебрехт, Г. фон Зибель). Школа Ранке возникла в Германии в 1830–1840-х годах и впоследствии заняла ведущее положение в европейской историографии, надолго став эталоном культуры исторического исследования. Противопоставляя свой подход романтизму, представители школы Ранке сделали историзм, а затем и позитивизм основополагающими принципами исследований, минимизировав «издержки» романтизма (мистицизм, сентиментализм, художественную риторику).

Труды самого Ранке, как и творчество любого выдающегося ученого, не встраиваются полностью в ряд позитивистских исторических работ. Сочинения Ранке не были ни механистическими, ни сугубо фактологическими. Скорее идеи, подходы, мысли и в целом наследие Ранке можно рассматривать как высшее достижение времени, проникнутого «позитивным» духом.

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием философии Гегеля.

«Как Гегель принимает в свою новую, сверхрационалистическую логику известную долю рационализма XVIII в., так и Ранке получил от того же столетия метод ясного исследования мотивов и остроту проницательности»11.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изучению реальности во всем ее многообразии.

В созданной Ранке системе исторической интерпретации структурообразующим было понятие «нация», которую он считал единственно возможным принципом организации человечества для обеспечения «мирного прогресса».

При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история.

 

Три основные принципа историописания, составлявшие историческую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыблемыми в творчестве Ранке:

•  корреспондентская теория истины, предполагающая, что историк описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

•  убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

•  диахроническая концепция исторического времени.

Именно под влиянием идеи универсальности истории и диалектического подхода к пониманию общественных процессов в произведениях Ранке утвердились представления о непрерывной преемственности развития общества во времени, от эпохи к эпохе. Возникнув в тесной связи с романтизмом, школа Ранке придавала огромное значение традиции как квинтэссенции прошлого, сохраняющейся в настоящем и переходящей в будущее, но отличалась от нарративно-романтического направления сознательным стремлением к строго научному, «объективному» воспроизведению действительности. Именно поэтому Ранке столько усилий отдал разработке принципов отбора и исследования источников.

Относясь к прошлому уважительно и бережно, Ранке тем не менее признавал, что у исторического исследования есть и внешние цели. Возможно, он был последним крупным историком, который верил, что результатом его собственных и других подобных сочинений станет обнаружение руки Бога в человеческой истории. В общем смысле философской основой творчества Ранке был провиденциализм. Исторический процесс, по Ранке, — это осуществление «божественного плана управления миром», придающего единство всему происходящему. Причинные связи между событиями также предуказаны Богом, а задача историка разглядеть их. Ранке полагал, что «каждая эпоха стоит в непосредственном отношении к Богу», в то же время, по его мнению, каждый исторический период имеет свою «руководящую идею», и наряду с религиозной идеей важное место занимает идея политическая14.

«История взяла на себя обязанность судить прошлое, поучать настоящее на благо грядущих веков» - Леопольд фон Ранке.

Представления Ранке о будущем тем более отличались от историософских концепций его времени: в грядущем он видел множество альтернатив. Он достаточно критически относился не только к способности историков предсказывать ступени будущего развития, но даже и к самой идее о безоговорочной прогрессивной направленности хода истории. Ранке обращал внимание на то, что теория прогресса базируется на локальном (европейском) опыте, и напоминал ее сторонникам о том, что случилось с цивилизациями Азии18.

Вкладом Ранке в развитие исторической науки является его методика, которая находится в некотором внешнем противоречии с характерным для него масштабом исследований и связана с общим тяготением научной мысли XIX века к позитивизму. Исследовательская методика Ранке, вполне в духе позитивистского понимания задач исторического анализа, основывалась на следующих положениях: объективные факты содержатся главным образом в архивных материалах политического характера — в донесениях послов, переписке государственных деятелей и т. д.; то, чего нет в документе (мнения, слухи), не существует для истории; правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внешней и внутренней критики текста.

То есть о прошлом можно судить по документам и установленным фактам, но многое можно узнать о прошлом такого, что лежит за рамками известных событий, путем умозаключений. Но он же подчеркивал, что историку, в отличие от философа, необходима любовь к детали, человеку и событию в их уникальности19.

Но хотя Ранке считался главой «немецкой исторической школы» второй половины XIX века, всю немецкую историографию этого периода можно связывать с его именем лишь с очень большими оговорками. Как писал Э. Трёльч, немецкая «историческая школа в действительности [была] чрезвычайно далека от универсализма Ранке, его всемирно-исторического конструктивного духа и динамической тонкости». По его мнению, сочинения Ранке выгодно отличались от трудов других немецких историков того периода «критической ясностью и политически-дипломатической концепцией истории»21.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Историография"