Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Все звуки речи делятся  на гласные и согласные — это  деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд  де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных  стирается (хотя у Соссюра имеются  соответствующие оговорки); Лев Щерба  и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и  шумные согласные (по отсутствию и наличию  преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов  речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта  теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются  на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый сонорный звук: [а], самый шумный: [п].

В пределах шумных выделяют:

 

Звонкие шумные длительные (пр.: [в], [з], [ж])

Звонкие шумные мгновенные (пр.: [б], [д], [г])

Глухие шумные длительные (пр.: [ф], [с], [ш], [х])

Глухие шумные мгновенные (пр.: [п], [т], [к])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам  звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так  называемые полугласные звуки ([j] и [w]), находящиеся между гласными и  согласными, на поверку всегда оказываются  либо теми, либо другими; граница гласных  и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соответствующих согласных [j] и [w].

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes — сильные), слабее у звонких  согласных (lenes — слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных  и большинства сонорных согласных  легко убедиться, если произносить  их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может  быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода — это гласные;

суженным, когда те или  иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха  производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода —  это фрикативные согласные (иначе  спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным  относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а  также и гортанные придыхательные [h];

сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду — смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха  и струя воздуха проходит прямо  из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];

аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для  прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных  не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];

носовые (или назальные), когда  смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для  чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется  различием ротового резонанса в  зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);

боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между  ним и щекой образуется боковой  обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при  смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней  части языка с твердым небом; это разного типа [л];

дрожащие (или вибранты), когда  смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода  и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит  наружу прерывисто только в моменты  размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру!).

Шумные

Согласные, характерным признаком  которых является шум от сближения  органов произношения, который или  составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает  над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласный или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й' (р', л', м', н')

Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса —  музыкального тона и отсутствием  шума.

Существующая классификация  гласных учитывает следующие  условия образования гласных: 1) степень  подъема языка, 2) место подъема  языка и 3) участие или неучастие  губ. Самым существенным из этих условий  является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит  качество гласного.

По степени вертикального  подъема языка различаются гласные  трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего  подъема [а].

Движение языка по горизонтали  приводит к образованию гласных  трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие  губ в образовании гласных  является основой для деления  гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

12.Фонетические процессы 

Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы

Ассимиляция — главным  образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками  одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в  этом случае ассимилируемый звук полностью  совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого  звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Диссимиляция— в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. В целом, диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Как феномен встречается несколько реже ассимиляции, хотя статистически её частотность варьирует в зависимости от конкретного языка(февраль (ранее «февраръ» от лат. februarius); другие примеры: «верблюд», из др.-рус. «вельблудъ»; «мягкий, мягок», из др.-рус. «мякъкъ», сравни «мякоть»; «слобода», из «свобода» (диссимиляция губных в, б); «конфорка», из «комфорка»; «кочегар», из «кочергар», от «кочерга». В просторечии ранее также отмечались ненормативные примеры диссимиляции типа: «секлетарь» (вместо секретарь), «колидор» (вместо «коридор»), «транвай» (вместо трамвай))

Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной. В первом случае экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, во втором случае — наоборот. Для одних языков характерна аккомодация гласных согласным, как, например, в русском языке, где гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк), для других — согласных гласным, например, в персидском языке, где перед передними гласными согласные палатализуются.

Проте́за— присоединение неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения в начале слова. Протетические гласные и согласные представлены в диалектах русского языка. В некоторых позициях наличие протезы характеризует определённые диалекты. Так, в характеристику юго-западной диалектной зоны (включающей группы говоров, примыкающие к области распространения белорусского языка) включаются: Наличие гласного в позиции первого предударного слога перед начальным сочетанием сонорного с последующим согласным: иржи́ «ржи», ил’ну́ «льну»; аржи́, ал’ну́ и т. п. Реже протетический [и] может отмечаться перед начальным сочетанием носового с последующим согласным: [и]мне́, [и]нра́вится и т.п. Употребление протетического [в] перед начальными гласными о и у: [во́]сен’, [во́]кна, [ву́]тка, [ву́]чит и т. п.[3][5]В ряде позиций протеза широко представлена в русских диалектах, не ограничиваясь определённым диалектным регионом. Например, наличие гласных [ъ], [а], реже [и], [у], [о] в начале слова в позиции второго предударного слога перед сочетаниями согласных, включающими сонорные р или л: [ъ]ржано́й, [а]ржано́й, [о]ржано́й, [у]ржано́й и т. п.[6] распространено в большинстве говоров русского языка, отсутствуя только в части говоров севернорусского наречия[7].

Метатеза (др.-греч. μετάθεσις, перестановка) — взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции. Чаще всего встречается, когда слово из одного языка переходит в другой, то есть при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из городского литературного языка в диалекты и при освоении детьми речи взрослых, например: В заимствованых словах: футляр (из нем. Futteral), тарелка (раньше: талерка, ср. польск. talerz, шведское tallrik, немецкое Teller с тем же значением), мольберт (из немецкого Malbrett — «доска для рисования»), Фрол (из латинского floris — «цветок»), Селиверст (из латинского silvester — «лесной»); русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия;При переходе слов в диалект: ведмедь от медведь, водополье от половодье[1], перелинка от пелеринка;В детском языке при усвоении речи взрослых: салатка (из ласатка, то есть лошадка), макейка (из камейка, то есть скамейка) и т. п.

Эпенте́за— фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово; согласного или гласного.

13.Фонология. Трактовка основных фонологических понятий. Основные фонологические школы

Фонология— раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Одним из первых термин фонема использовал Ф. де Соссюр. Разработка понятия фонемы принадлежит И.А. Бодуэну де Куртенэ, который определял фонему как психический образ звука. Его ученик, Л. В. Щерба, в работе Русские гласные в качественном и количественном отношении добавил к этому еще и функциональный признак: «Фонемой называется кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловым представлением и дифференцировать слова». И, наконец, наиболее полная и общая теория фонемы была создана Н.С. Трубецким(1939г)

В отечественной лингвистике  традиционно сложились две фонологические школы: Московская (МФШ) и Ленинградская (ЛФШ), которые, используя общее определение  фонемы, дают ему несколько различную  интерпретацию.

Трактовка фонемы в ЛФШ  строго фонетическая. В соответствии с концепцией Л.В. Щербы фонема определяется как звукотип, способный дифференцировать слова и формы, т.е. произнесение, не зависящее от индивидуальных особенностей говорящих.

В МФШ трактовка фонемы несколько иная, а именно - морфологическая: фонема рассматривается в связи  с ее ролью в составе морфемы. Таким образом, в МФШ различаются, во-первых, сильные и слабые позиции, в которых могут оказаться  фонемы, а, во-вторых, позиционные варианты фонем, которые образуют фонемные ряды. «Фонемный ряд... есть единица, связывающая  фонологические единицы и морфологические».

14.Грамматика. Трактовка основных грамматических категорий

Грамматика как наука  является разделом языкознания, который  изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Грамматическая категория - система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными  значениями. Члены одной грамматической категории объединяются общим грамматическим значением и различаются по частным  значениям. Грамматические категории  подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным. В языках с развитым словоизменением различаются грамматические категории

-словоизменительные, т.е.  такие, члены которых могут  быть представлены формами одного  и того же слова в рамках  его парадигмы (например, в русском  языке - время, наклонение, лицо  глагола, число, падеж, род прилагательных, степени сравнения)

-несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), т.е. такие, члены  которых не могут быть представлены  формами одного и того же  слова (например, в русском языке  - род и одушевленность/неодушевленность  существительных).

Различаются также грамматические категории:

1)синтаксически выявляемые (реляционные), т.е. указывающие прежде всего на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке - род, падеж)

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"