Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

1.Языкознание как гуманитарная  дисциплина и его место в  системе научного знания о  человеке

Общее языкознание — один из эмпирически сложившихся к настоящему времени раздел науки о языке; занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от частных языковедческих дисциплин, выделяемых либо по своему предмету, либо по отдельному языку (русский язык — русистика, японский язык — японистика), либо по группе родственных языков (романистика, изучающая романские языки), либо по географической области, внутри которой группируются ареально или типологически близкие языки (балканистика, кавказоведение); устанавливает общие или статистически преобладающие черты всех языков как эмпирически — индуктивно, так и дедуктивно, исследуя общие, значимые для всех людей закономерности функционирования языка, особенности любого речевого акта, текста…

В мире существует множество  языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки  и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты  более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано  с тем, что границы между разными  языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый  язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка. Кроме  того, одни языки вымирают а ученые открывают другие, ранее неизвестные. Люди на разных континентах произносят самые разные слова с помощью самых разнообразных звуков. Различной может быть и длина слов. Еще большими отличиями могут характеризоваться языки мира с морфологической и синтаксической точек зрения. Своеобразны интонационный рисунок каждого языка, ударение, система оценок окружающего мира и т.д. Несмотря на это, все языки имеют нечто общее, существенное в своем применении, устройстве, истории. В связи с этим предметом исследования общего языкознания является общее и существенное в различных языках, то есть язык вообще. Поэтому, общее языкознание – это общая теория языка, философия языка. Языкознание не существует отдельно от других наук. Изучение любого языка связано с изучением истории, культуры народа, который говорит на этом языке. Кроме того, языкознание связано с литературоведением, психологией, социологией, философией.

2.Язык как предмет языкознания.  Разделы языкознания

Основные положения Соссюра  сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом  язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида... другая – второстепенная, имеет предметом  индивидуальную сторону речевой  деятельности, т. е. речь, включая говорение»; и далее: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue) и речь (parole).

Наиболее полно и определенно  Соссюр определяет «язык»: «Язык –  это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», «язык... это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны».

Подчеркивая социальную сущность языка, Соссюр говорит: «Он есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять».

Выводы:

1) Соссюр прав в том,  что надо отличать язык как  явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от  иных явлений, связанных с языковой  деятельностью.

2) Прав он и в том,  что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.

3) Не прав Соссюр в  том, что считает это социальное  явление – язык – психичным;  хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.

4) Не прав он также  в том, что объединяет понятие  речевого акта – всегда индивидуального  (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков  общения посредством языка, где  главное тоже социально и речевые  навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).

5) Не прав Соссюр и  в том, что понятия речи и  речевого акта у него не  расчленены, потому что понятие  языковой деятельности он недостаточно  разъяснил.

6) Несмотря на отмеченные  выше ошибки Соссюра, то, что  сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения  самых важных вопросов в этой  области на 50 лет вперед.

В результате:

Основным понятием надо считать  язык. Это действительно важнейшее  средство человеческого общения. Тем  самым язык – это достояние  коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени  все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной  и профессиональной речи, разновидности  устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и  разные группировки индивидов, которые  могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания  слов, грамматических конструкций и  даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и  истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном  русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.

 

Разделы: 

1Фонетика: Фонология (наука о фонеме (звук в функциональном и системном аспектах)

2Грамматика ( Морфология, синтаксис): Лексикология ( наука изучающая лексику), Морфология ( изучает части речи, их категории и формы), Семасиология\Семантика (отдел науки о языке рассматривающий значение слов и формальных частей слова), Фразеология (наука о фразеологизмах {уст.выр}, Лексикография( изучает словари),Терминоведение (наука о терминах(лексика используемая в научной жизни, делится на профессиональную и специальную), Ономастика (изучает имена собственные), Диалектология (изучает диалектизмы)

Имена собственные 1Топонимы (географические)

                                      2Антропонимы (имена)

3.Происхождение языка 

1.Религиозные теории

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов

2. Античные гипотезы

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие  философы. По взглядам на происхождение  языка они разделились на две  научные школы – сторонников "фюсей" и приверженцев "тесей".

Фюсей

Сторонники природного происхождения  названий предметов , в частности, Гераклит Эфесский считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена – это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Тесей

Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы  установления названий по соглашению, договоренности между людьми. К ним  относились Демокрит и Аристотель. Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова  имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими  словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем  Платон ("широкоплечий") вошел  в историю.

Сторонники тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл  своих рабов союзами и частицами (напр., "Но ведь"), чтобы подтвердить  свою правоту.

На это сторонники фюсей  ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.

Платон в своем диалоге "Кратил", названном по имени  сторонника фюсей, который спорил с  Гермогеном, приверженцем тесей, предложил  компромиссный вариант: имена создаются  установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.

3. Стоики

Представители философской  школы стоиков, в частности Хрисипп, тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали  сторонники фюсеи). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они  воздействуют на чувства. Напр., слово  мед (mel) звучит приятно, так как мед  вкусен, а крест (crux) – жестко, потому что на нем распинали людей

4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.

Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория "гав-гав". Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр., звук "р") и мягкие, тихие (напр., звук "л"). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова ("рык", "ласка"). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Напр., "лев" (Lоеwе) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

5. Междометная гипотеза

Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т.д. привели  к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы: теория "тьфу-тьфу".

Шарль де Бросс (1709-1777), французский  писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально  лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова  человека – это междометия.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как  ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Поэтому  первоначально языков было больше, чем индивидуумов. Кондильяк выделял  три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения  радости, страха и т.д.), в) избранные  самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

Французский писатель и философ  Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что "первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса – исторгнуты страстями…

Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная  и междометная теории – это  два основных источника происхождения  языка. Он обратил внимание на большие  способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали "музыкальные кадансы", выражающие различные эмоции – любовь, ревность, вызов сопернику.

6. Биологическая гипотеза

Язык – естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет  определенный срок жизни и умирает  как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного  отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его  мнению, как результат звукоподражания.

7. Гипотеза общественного  (социального) договора.

В этой гипотезе видно влияние  античной теории тесей, согласно которой  люди договорились об обозначении предметов  словами.

Эту гипотезу поддерживал  английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей –  их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими  семьями, и добывали пищу в тяжелой  борьбе, в которой люди "вели войну  всех против всех". Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для  этого потребовалось изобрести  язык, который возник по установлению.

Жан Жак Руссо полагал, что если эмоциональные выкрики  – от природы человека, звукоподражания  – от природы вещей, то голосовые  артикуляции – чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем  более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный  запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие  имена (т.е. не дуб А, дуб Б и т.д., а дуб как общее имя).

8. Жестовая теория

Связана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти "мимические движения" были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: "светит", "звучит" и т.д.

Руссо подчеркивал, что с  появлением членораздельного языка  жесты отпали как основное средство общения – у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время  работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен. Жесты  как вспомогательное средство общения  продолжают использоваться современным  человеком.

9. Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре, немецкий ученый второй половины XIX века.

10. Гипотеза спонтанного  скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"