Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят  скачки в возникновении биологических  видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных  – трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они  появились в 10 раз быстрее в  результате какого-то качественного  скачка.

11. Язык животных

Язык животных врожденный. Учиться ему животным не приходится. Если цыпленок вылупился в изоляции, то он владеет "словарным запасом", какой полагается иметь курице или  петуху.

Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние и  не предназначены для своих сотоварищей. Язык у них – не орудие познания, а результат работы органов чувств. Гусак не сообщает об опасности, а  криком заражает стаю своим испугом. Мышление животных образное и не связано  с понятиями.

Коммуникация животных однонаправленная. Диалоги возможны, но редки. Обычно это два самостоятельных монолога, произносимых одновременно.

Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит  от ситуации, в которой они воспроизведены. Поэтому трудно подсчитать количество слов и их значений, понять многие "слова". Они не складывают слова во фразы  и предложения. В среднем у животных примерно 60 сигналов.

В коммуникации животных невозможна информация не о себе. Они не могут  рассказать о прошлом или будущем. Это информация оперативная и экспрессивная.

Однако животные способны усваивать сигналы животных других видов ("эсперанто" воронов и  сорок, который понимают все обитатели  леса), то есть пассивно владеть их языком. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи.

Но лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова  и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это – попугаи и  птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки  и т.д.). Многие попугаи "знают" до 500 слов, но не понимают их значения

4.Основные функции языка

Основными функциями языка  являются:

Коммуникативная (функция  общения);

Мыслеформирующая (функция  воплощения и выражения мысли);

Экспрессивная (функция выражения  внутреннего состояния говорящего);

Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция  заключается в способности языка  служить средством общения между  людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации. С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

 

Мыслеформирующая функция  заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения  мысли. Структура языка органически  связана с категориями мышления. "Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318). Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной" (там же, С. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же). Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

Экспрессивная функция позволяет  языку служить средством выражения  внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в  рамках принятого в обществе этикета. Искусственные языки не имеют  экспрессивной функции.

 Эстетическая функция  заключается в установке на  то, чтобы сообщение своей формой  в единстве с содержанием удовлетворяло  эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна  в первую очередь для поэтической  речи (фольклора, художественной  литературы), но не только для  неё - эстетически совершенной  может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная  разговорная речь. Эстетическая  функция предполагает богатство  и выразительность речи, её соответствие  эстетическим вкусам образованной  части общества.

Проблема языка и общества –  одна из главных проблем теории языка. Язык возникает, развивается и существует как явление общественное. Его  основная функция – обслуживать  общество, обеспечить общение людей.

Язык выполняет в обществе следующие  социальные функции:

1) Коммуникативная – основная  социальная функция языка, так  как язык – главная форма  общения, которая даёт возможность  людям понять друг друга. 

2) Познавательная – даёт название окружающему, при этом называются не отдельные предметы, явления, признаки, а обобщённые понятия о них. Язык – средство формирования и выражения мысли.

3) Экспрессивная – это способность  языка выражать информацию, передавать  её и оказывать воздействие на собеседника.

4) Регулятивная – обеспечивает взаимодействие людей, определяет их социальные роли.

5) Эстетическая – создает художественные  произведения, это функция выражения  прекрасного через язык.

6) Этнокультурная – объединяет людей как носителей одного языка.

Свои функции язык может выполнять  только в процессе коммуникации.

5.Научные парадигмы в  лингвистике

Если иметь в виду самые  общие принципы научного подхода  к исследованию языка, то все множество  лингвистических концепций, школ и  течений может быть условно сведено  к трем научным парадигмам.

Первая из этих парадигм, генетическая (или историческая, эволюционная), объединяет те школы и направления, которые опираются на принцип  историзма и рассмат­ривают язык, как и действительность в целом, в его возникновении и развитии, т. е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами самого языка и условиями его функционирования. Становление научного исторического языкознания обязано первой четверти XIX в., философскому и общенаучному климату той эпохи. С тех пор внутри исторической парадигмы сменился ряд подходов; само же историческое языкознание выступает сегодня лишь как одна из лингвистических парадигм, утратив в первой четверти нашего века свою монополию считаться единственно научным подходом к языку. Принцип историзма в языкознании явился реакцией на спекулятивно-философские построения и конкретно-эмпирические описания предшествующего периода, выступив в качестве универсальной объяснительной и упорядочивающей категории, распространяющейся и на естественноисторические, и на культурноисторические процессы.

Вторая лингвистическая  парадигма, таксономическая (или —  в порядке чередования подходов внутри нее — инвентарная, структурная, а затем, с середины XX в., системная, или системно-структурная), собрала  под свои знамена тех ученых, для  которых наряду с эволюционным аспектом языка существен аспект организационный, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявления и  группировки языковых единиц, их систематики  и классификации, объединения этих единиц в нерасторжимое целое — языковую систему. Собственно говоря, инвентарный подход, имевший место еще в да­леком прошлом языковедческой мысли, характеризует скорее «допарадигмальный» этап. С переходом от конкретно-эмпирического к абстрактно-логическому уровню исследования языка в 20—30-х годах XX в. состоялось оформление действительно научной таксономической парадигмы, опиравшейся сперва на принцип инвариантности, в соответствии с которым утверждается неизменность некоторой совокупности системообразующих соотношений внутри языковой системы, постоянство структуры при тех или иных изменениях системы, а впоследствии на более фундаментальный и более гибкий принцип системности, позволяющий не сводить систему языка только к ее реляционному каркасу, не элиминировать ее субстанциальные и функциональные характеристики, связи с мышлением, сознанием и обществом, закономерности ее развития. Принцип системности означал реакцию на эмпиризм и атомизм эволюционного языкознания XIX в.

Третья исследовательская  парадигма в языкознании, антропоцентрическая (коммуникативня, функциональная, коммуникативно-прагматическая, или просто прагматическая), оформляющаяся  в последние десятилетия, опирается  на принцип деятельности и провозглашает  приоритет факторов, обеспечиваю­щих успешное использование языка субъектом коммуника­тивной деятельности для достижения своих целей. Этой парадигме лингвистика обязана утверждением фактора человека как субъекта деятельности в самом широком смысле, деятельности общения, коммуникативной и речевой деятельности, более тесным включением в круг человековедческих наук. Принцип деятельности, в свою очередь, может трактоваться как реакция на умаление в таксономическом, системно-структурном языкознании роли человеческого фактора.

Каждая из трех названных  лингвистических парадигм, испытывая  воздействие философских и общенаучных  принципов определенной эпохи, предлагает свой подход к пониманию границ предметной области языкознания, соотношения  частей языкового феномена как сложного и противоречивого целого, их значимости в развертывании лингвистического знания, вырабатывает свой содержательно-концептуальный аппарат, свои методы и процедуры  исследования.

Выдвижение на передний план то принципа историзма, то принципа системности, то принципа деятельности, как раз  и определяющее направление исторического  развития языкознания XIX—XX вв., не есть, однако, процесс замены одной лингвистической  парадигмы другой. Появление очередной  из них не ведет к исчезновению другой или других. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен, на первый план выдвигаются то эволюционная, то организационная, то функциональная стороны этого феномена. Устанавливаются и развиваются новые связи между дисциплинами, изучающими эти стороны языковой действительности.

6.Понятие литературного  языка

^ Литературный язык —  обработанная форма общенародного  языка, обладающая в большей  или меньшей степени письменно  закреплёнными нормами; язык всех  проявлений культуры, выражающихся  в словесной форме.

Литературный язык — всегда результат коллективной творческой деятельности. Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет  известную относительность (при  всей важности и стабильности нормы  она подвижна во времени).

Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного  языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного  языка.

Среди лингвистов нет единого  мнения о сложном и многогранном понятии литературного языка. Некоторые  исследователи предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: или  о письменно-литературном языке, или  о разговорно-литературном языке, или  о языке художественной литературы и т. д.

Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные  понятия.

Литературный язык — достояние  всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.

Литературный язык — общий  язык письменности того или иного  народа, а иногда нескольких народов  — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

7.Особенности развития  языка в различные исторические  эпохи

Родовые языки были разными  даже в пределах сравнительно небольших  территорий, однако по мере расширения брачных и других контактов между  родами, а затем хозяйственных  связей между племенами, началось и  взаимодействие между языками.

В последующем развитии языков обнаруживаются процессы двух противоположных  типов:

конвергенции – сближение  разных языков и даже замена двух или  нескольких языков одним;

дивергенции – распадение одного языка на два или несколько  различающихся между собой, хотя и родственных языков. Например, язык распадается сначала на диалекты, а затем они развиваются в  самостоятельные языки.

Выделяют так же несколько  моделей развития языка при их контактировании:

А) на базе субстрата .Например, язык коренного населения оказался вытесненным из употребления языком завоевателей, но оставил свой след в языке пришельцев (материальные заимствования, словообразовательные, семантические кальки и т.д.) . Яркий пример из истории развития языков – современные романские языки (французский, итальянский, испанский, португальский) . В них наблюдается определенное сходство, но и явные отличия, это РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ, поскольку при их формировании народная латынь, из которой они происходят, накладывалась на разные подложки (субстраты) и по-разному усваивалась разными народами.

В) на базе суперстрата –  наслоение чуждых черт на исконную основу местного языка. Победителем  в борьбе языков выходит местный  язык. Яркий пример суперстратного влияния – французские наслоения  в английском языке, проникшие в  него после нормандского завоевания, сохранившиеся, в связи с долгим господством французского языка  в Англии, на уровне лексики, фонетики, орфографии.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"