Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Особый случай - образование  койнэ – общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов, из которых какой-нибудь оказывается  ведущим, и используется для хозяйственных  и др. контактов.

 Лингва франка (лат. «общий язык») – превращение одного из контактирующих языков в более и менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода другие языки, а сосуществующее с ними на одной территории. Так, для множества индейских племен Тихоокеанского побережья Америки лингва франка – языки чинук, в Восточной Африке Востоке – арабский язык.. До сих пор роль лингва франка при общении представителей бывших республик СССР выполняет русский язык.

В большинстве стран средневековой  Европы языком религии, науки была средневековая  латынь - язык, продолживший традиции классической латыни.

Для периода колониальных захватов характерно появление так  называемых пиджинов-своеобразного торгового лингва франка, ни для кого не являющегося родным, но используемого для общения европейских колонизаторов с туземцами, а затем разноязычных туземцев между собой. Это всегда очень примитивный язык – с ограниченным набором лексических единиц, упрощенной грамматикой, содержащий как элементы местных диалектов, так и искаженные европейские элементы.

8.Классификация языков (+почитать про индоевропейские языки)

ареальная (географическая), генеалогическая, типологическая и  функциональная

-Ареальная классификация  языков возможна и для идиомов  внутри генеалогической классификации  языков (например, полесский ареал,  охватывающий белорусско-украинские  диалекты), и для языков разной  генетической принадлежности (например, карпатский ареал венгерско-славянских  диалектов). В ареальной классификации  важную роль играют признаки, связанные с контактными явлениями.  Ареальная классификация возможна  и внутри одного языка применительно  к его диалектам, она лежит  в основе лингвистической географии.  Географическая классификация связана  с местом распространения (первоначального  или позднего) того или иного  языка (или диалекта). Цель ее  – определить ареал языка (или  диалекта) с учетом границ его  языковых особенностей. Основным  методом исследования является  лингвогеографический. Особую категорию ареальной классификации языков образуют языковые союзы, которые образуются в результате речевого взаимодействия в сфере хозяйственно-бытового общения. в рамках языкового союза происходит сближение входящих в него родственных и неродственных языков и диалектов, объединяющихся некоторой общностью хозяйственно-бытовой лексики, синтаксических конструкций, характерными особенностями морфологии и фонетики. Таким образом, ареальная классификация заключается в изучении языковой карты мира, языковой характеристики разных стран, а также распространения отдельных языков или групп языков.

-Генеалогическая классификация  основана на определении родственных  отношений между языками. При  этом доказывается общность происхождения  родственных языков и демонстрируется  их развитие из единого, часто  реконструируемого специальными  способами, языка, который получает  название праязык. При генеалогической  классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей.

-Типологическая (морфологическая), оперирует классами языков, объединяемых  по тем признакам, которые выбраны  как отражающие наиболее значимые  черты языковой структуры (например, способ соединения морфем). Наиболее  известна морфологическая классификация  языков, согласно которой языки  распределяются посредством абстрактного  понятия типа по следующим  четырем классам:

1)изолирующие, или аморфные, например китайский язык.

2)агглютинативные, или  агглютинирующие, например тюркские  и банту языки.

3)инкорпорирующие, или  полисинтетические, например чукотско-камчатские.

4)флективные языки, например  славянские, балтийские.

-Функциональная классификация  языков является многомерной.  Она учитывает три основных  деления:

связь языка с народом, к которому он принадлежит,

функции, которые язык выполняет  в обществе,

распространенность языка  за пределами основной этнической области. По связи языка с народом выделяются три основных социальных типа языка  – племенной язык, язык народности , национальный язык. Социальный тип языка определяется социальной общностью людей. По охвату людей языки делятся на языки узкого и широкого использования. Языками узкого ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ племенные и языки малых народностей. Национальные ЯЗЫКИ используются не только как языки межнационального, но и МЕЖДУНАРОДНОГО общения. В этом случае использование языка выходит за ПРЕДЕЛЫ его этнической области, и он становится не только средством общения, но и средством фиксации данных науки и искусства.

9.Язык и речь. Речевая деятельность и речевая способность

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и  правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление  постоянное для данного периода  времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она  единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости  от говорящего лица. Язык и речь - две  стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который  записан этой ручкой.

Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые  говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нем говорит (на латинском  языке или на санскрите, например, уже никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данность, он вне наших стараний его усугубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседника. Противопоставление языка и речи обычно приписывается женевскому лингвисту Ф. де Соссюру, развивавшему свою концепцию в университетских курсах по общему языкознанию

Понятие речевой деятельности означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средства, способов, продукта и результата, специфических для  речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционно – мотивационных планов деятельности). Речевая деятельность – активный, целенаправленный , мотивированный предметный (содержательный) процесс выдачи или приема и сформулированный посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно – познавательной потребности человека в процессе общения.

10.Фонетика как лингвистическая дисциплина. Разделы фонетики

Фонетика— раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучение звуков, с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции представляет собой один из аспектов фонетики – лингвистический (или функциональный). Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания – фонология

Изучая звуки речи, можно  исследовать тот аппарат, который  производит эти звуки т.е. речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим). Изучением данного аспекта занимается артикуляторная фонетика. Изучением особенностей восприятия речи человеком занимается перцептивная фонетика.

Звуки речи могут изучаться  со стороны их физических свойств, например, силы, тембра, высоты. Такой аспект изучения звуков речи называется акустическим, т.к. изучением звуков занимается раздел физики – акустика.

Кроме того, существует несколько  видов фонетики: общая и частная, историческая и описательная, теоретическая  и практическая, сравнительная и  экспериментальная.

^ Частная фонетика изучает  фонетическую систему каждого  конкретного языка. Если при  этом фонетическая система изучается  в определенный этап развития  языка, то мы имеем дело с  описательной (синхронической) фонетикой.  Если изучается развитие фонетических  явлений языка, то это историческая (диахроническая) фонетика (она изучает  фонетические явления с точки  зрения их возникновения, развития, изменения, исчезновения).

^ Общая фонетика является  частью общего языкознания. Общая  фонетика изучает природу звука  речи как единства трех аспектов (акустического, биологического (артикуляционный + перцептивный) и функционального). В область общей фонетики входит: учение о фонеме, учение о слоге, общая теория ударения и интонации, звуковые законы, теория графики и орфографии на основании данных целого ряда языков.

В зависимости от целей, стоящих  перед фонетикой, различают теоретическую  и практическую фонетику.

^ Теоретическая фонетика  решает общие вопросы, связанные  со звуковой стороной языка,  изучает условия образования  звуков, закономерности сочетания  и изменения звуков, членение  речевого потока того или иного  языка. Если при этом теоретическая  фонетика сравнивает явления  двух языков – она становится  сравнительной. Сравнительная фонетика  занимается сопоставительным изучением  фонетических систем нескольких  языков.

^ Практическая фонетика  опирается на положения теоретической  фонетики. Практическое изучение  языков имеет большое значение, например, для постановки правильного  произношения звуков родного  и иностранного языков, в орфографии, в деле создания алфавитов  для бесписьменных языков. Данные  практической фонетики используются  в логопедии, в сурдопедагогике  (при обучении звуковому письму  глухонемых).

Изучением звуков речи при  помощи специальных приборов занимается раздел фонетики – экспериментальная  фонетика. Экспериментальная фонетика использует все виды фонетических исследований в той ли иной степени связанных  с постановкой экспериментов. Экспериментальная  фонетика пользуется следующими методами:

1) методом самонаблюдения, т.е. внимательным вслушиванием  в произносимый звук и повторением  этого звука самим экспериментатором  с одновременным контролем за  органами речи;

2) методом палатограмм  – отпечатков, фиксирующих области  касания языка с твердым небом;

3) методы рентгенографии  позволяют получить комплексное  изображение артикуляционной картины  звука, однако являются опасными  для здоровья говорящего и  кроме того, нарушают естественность  артикуляции; поэтому эти методы  не получили широкого распространения;

4) методом осциллографии.  Осциллограмма речевого сигнала  представляет собой график, который  показывает, как изменяется амплитуда  звукового давления во времени  при произнесении звука;

5) методом спектрографии  для исследования тембральных  характеристик звука;

6) современные методы исследования  артикуляции сочетают возможности  электротехнической аппаратуры  и компьютерной техники. К примеру,  электромагнитное излучение и  компьютерная томография обеспечивают  трехмерное изображение речевого  тракта и данные об изменении  его параметров.

11.Основные фонетические  единицы и средства. Принципы  классификации звуков

Все единицы фонетики делятся  на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы —  единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза —  отрезок речи, представляющий собой  интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) —  отрезок фонетической фразы, характеризуется  особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая  структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица  речевой цепочки.

Звук — минимальная  фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные  средства) — единицы, которые накладываются  на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение  в речи определенной единицы в  ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством  сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время  звучания сегмента речи.

 

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в  рабочее положение, и отступа, или  рекурсии, когда органы возврщаются  в нерабочее положение. Звуки  с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"