Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной литературы по заявленной тематике;
- разработка блока упражнений по формированию коммуникативных навыков;
- применение методических разработок в условиях экспериментальных исследований;
- оценка результатов эффективности разработанных упражнений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
Чтение как вид речевой деятельности……………………………..11
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-диагностический этап...............................................35
2.2.Интерпритация полученных данных......................................................43
2.3. Обобщающий этап...................................................................................45
Заключение......................................................................................................47
Список литературы......................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

катюхина курсовая(дипломная).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

3. Выделение трех видов общения: индивидуальное, групповое и публичное.

4. Разработка таких  моделей речевой коммуникации  как:

1) официальный индивидуальный  контакт;

2) деловой разговор;

3) свободная беседа;

4) групповая официальная  беседа;

5) монолог в групповой  беседе;

6) публичное общение.

5. Выделение восьми  сфер устного общения:

1) сервисная сфера;

2) семейная сфера;

3) профессионально-трудовая  сфера;

5) сфера общественной  деятельности;

6) административно-правовая  сфера;

7) сфера игр и увлечений;

8) зрелищно-массовая сфера.

Основные трудности  при обучении говорению связаны  с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной  функции:

- ученики стесняются  говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться  критике;

- учащиеся не понимают речевую задачу;

- у учащихся не хватает  языковых и речевых средств  для решения поставленной задачи;

- учащиеся не вовлекаются  в коллективное обсуждение предмета  урока по тем или иным причинам;

- учащиеся не выдерживают  в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Опытно – исследовательская работа по проблеме: «Чтение как средство обучения говорению в 5-6 классах основной  школы».

2.1 Организационно-диагностический этап.

Прежде чем перейти к описанию опытно-исследовательской работы, напомним о проблеме нашего исследования, в чем заключались цели, задачи, поставленные нами, и какова была сущность сформулированной нами гипотезы. Итак, проблема нашего исследования заключается в использовании чтения как средства обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы. Цель нашей работы была такова: развитие навыков говорения учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.

 Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по проблеме нашего исследования и сформулировать понятийный и методологический аппарат исследования;
  2. Обосновать роль и основные закономерности усовершенствования навыков чтения при изучении иностранного языка;
  3. Рассмотреть пути  усовершенствования навыка о чтения на немецком языке с использованием краеведческого материала;
  4. Провести опытно – исследовательскую работу.

Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение  говорению на основе чтения реализуется при следующих условиях:

    1. Учет психических особенностей учащихся 5-6 классов.
    2. Учет специфики формирования навыков чтения.
    3. Учет требований к текстам для чтения.

Мы определили следующие задачи практической части:

  1. Анализ государственного стандарта, программы и учебно-методических комплектов 5 и 6 класса, автор И.Л, Бим;
  2. Беседа с учителем, вопросы к которой разработаны нами с целью выявления опыта массовой школы по формированию навыков чтения.
  3. Анкетирование учащихся с целью выявить уровень коммуникативных способностей на данном этапе.
  4. Разработка 2 уроков с использованием различного аутентичного материала для формирования навыка ознакомительного чтения;

В соответствии с целью исследования, суть которого заключается в определении особенности использования аутентичного материала при обучении чтению на немецком языке и сформулированной нами гипотезы мы провели анализ государственного стандарта, программы и учебно-методического комплекта по немецкому языку. Чтение на среднем этапе обучения является очень важным. Учащийся должен уметь  читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).    Согласно государственному стандарту, содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

     Независимо  от вида чтения возможно использование  двуязычного словаря.

    На средней ступени обучения учащиеся, согласно «Программе обучения иностранным языкам в 5-6 классах», должны уметь:

Читать с пониманием основного содержания тексты, построенные на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.

Умения чтения, подлежащие формированию:

    1. определять тему, содержание текста по заголовку;
    2. выделять основную мысль;
    3. выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
    4. устанавливать логическую последовательность основных фактов событий в тексте.

Объем текста – до 500 слов.

Читать с полным пониманием тексты, построенные на облегченных аутентичных текстах разных жанров.

Умения чтения, подлежащие формированию:

    1. полно    и    точно    понимать    содержание    текста    на    основе    его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использовании страноведческого комментария);
    2. оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
    3. прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.

Объем текста - до 600 слов.

 Читать с выборочным  пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Учебно-методический комплект по немецкому языку „Deutsch. Die zweiten Schritte“ предназначен для учащихся двенадцатилетнего возраста, продолжающих изучать язык в шестом классе общеобразовательных школ общего типа.

    В комплект  входят:

  1. учебник:  „Deutsch. Die zweite Schritte“, класс 6;
  2. рабочая тетрадь на печатной основе
  3. аудио кассеты
  4. книга для учителя

              Учебно-методический комплекс по  немецкому языку для 6 класса, создан под руководством И.Л. Бим, написан в русле личностно - ориентированного подхода к обучению подростков. Это проявляется в нацеленности учебно-методического комплекса на развитие  и воспитание личности школьника средствами немецкого языка: развитие их интеллектуальных способностей, расширение их образовательного кругозора в целях создания целостной картины мира, развитие их самостоятельности и творчества. Личностно-ориентированный подход находит отражении и в содержание обучения, которое, с одной стороны, соответствует возрастным особенностям подростков, их  стремлению к изучению новых фактов, явлений, с другой  - ориентировано на зону ближайшего развития, стимулирует их познавательную активность: подростки побуждаются к наблюдению, сравнению, самостоятельным выводам.

          Учебно-методический комплекс содержит  тексты, содержащие различную познавательную  информацию, они соответствуют возрастным  особенностям учащихся. Они решают  уже известные задачи по формированию  навыков чтения на немецком  языке. Они знакомятся с текстами, которые содержат информацию о летних каникулах, о системе образования в Германии, путешествуют по Германии.    


               

 Исследовательская  работа нами была проведенная на базе Лицея №7, в 6 классе. Количественный состав учащихся насчитывает 10 человек. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Исследовательская работа проводилась в 3 этапа:

    1. организационно- диагностический (анализ государственного стандарта и учебно-методического комплекта, анкетирование);
    2. интерпретация полученных результатов;
    3. обобщающий этап.

  В ходе исследовательской  работы, нами были разработаны  4 вопроса беседы с учителями,  которые выявляют опыт массовой  школы по формированию навыков  чтения с использование аутентичного  материала.

 Вопросы для беседы  с учителем немецкого языка:

  1. Как Вы думаете, является ли чтение средством обучения говорению в 5-6 классах?
  2. Испытывают ли учащиеся трудности при чтении текстов? С чем это связано?
  3. Как Вы считаете, какой  вид чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое) целесообразен при обучении школьников говорению?
  4. Какая форма чтения (вслух, про себя) более эффективна при обучении говорению?
  5. Какие требования Вы предъявляете к текстам для обучения говорению?
  6. Какие трудности возникают у детей при обучении говорению при помощи чтения?
  7. Как Вы справляетесь с появившимися трудностями?
  8. Считаете ли Вы, что учебник содержит достаточно текстов для обучения учащихся говорению по средствам чтения?
  9. Что Вы можете предложить дополнительно к материалам учебника?

 

          Кроме этого мы провели анкетирование учащихся с целью выявить желание учащихся читать и говорить на немецком языке. Выявить трудности при чтении текстов. Данная анкета содержит 6 вопросов, построенных по открытому типу. При этом ответы учащихся выражают положительное или отрицательное отношение к использованию различных текстов при изучении немецкого языка.  

 

 

 

Класс 6, в классе 10 человек, из них на уроке присутствуют 10 человек.

                            Вопросы анкеты:

1. Испытываешь ли ты трудности при чтении текстов?

2. С чем связаны эти трудности?

      1. Сложный текст;
      2. Маленький словарный запас;
      3. Ты не знаешь, как правильно произносятся слова;

3. Испытываешь ли ты  трудности при пересказе  текстов?

4. Имеешь ли ты трудности  при составлении рассказа на  основе прочитанного текста?

5. Считаешь ли ты интересным при составлении рассказа использование сказок, рисунков, текстов на уроке немецкого языка?

6. Что тебе больше помогает при составлении рассказа:

a. Рисунок;

b. Серия картинок;

c. Текст;

d. Таблица.                                                                              Таблица №2

 

 

 

Вопросы

Ответы

Ответы  учащихся

1. Испытываешь ли ты  трудности при чтении текстов?

Да

Нет

7

3

2. С чем связаны  эти трудности? 

a.Сложный текст;

b.Маленький словарный запас;

c.Ты не знаешь как правильно произносятся слова;

2

 

5

 

 

3

3. Испытываешь ли ты  трудности при пересказе  текстов?

Да

Нет

7

3

4. Имеешь ли ты трудности  при составлении рассказа на  основе прочитанного текста?

Да

Нет

5

5

5. Считаешь ли ты  интересным при составлении рассказа  использование сказок, рисунков, текстов на уроке немецкого языка?

Да

Нет

10

0

6. Что тебе больше помогает при составлении рассказа:

a. Рисунок;

b. Серия картинок;

c. Текст;

d. Таблица.                                                                 

2

4

 

4

0


 

        В целях проверки предлагаемой  нами методики использования  чтения как средства обучения  говорению были проведены 2 урока  (Приложение №1), в ходе которого  осуществлялось введение текстов   различной сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Интерпретация полученных результатов.

Как изложено  в предыдущей части нашей работы нами была разработана и проведена  беседа с учителем с целью выявления  опыта массовой школы по формированию навыков чтения на немецком языке  с использованием аутентичного материала. Беседа содержала 9 вопросов. В данной беседе участвовал 1 учитель:

 

        Результаты беседы показали, что  учитель согласен с тем, что  на уроках немецкого языка  надо вводить аутентичный материал. Учащимся интересно изучать, это  расширяет их кругозор, внутренний мир. По мнению педагога, использование аутентичного материала на уроках немецкого языка помогает учащимся обогатить знания о стране изучаемого языка. Также подобрать доступный для понимания школьников  аутентичный материал довольно сложно.

Для того чтобы выяснить, как использовался учителем аутентичный материал для формирования навыков чтения на немецком языке мы провели анкетирование учащихся.

Результаты  анкетирования показали, что 80% учащихся нравится изучать иностранный язык. Исходя из данных анкетирования 6-го класса, мы выявили, что 60% учащихся испытывают трудности при чтении текстов. Из них 70% испытывают сложности из-за того что тексты предлагаемые для чтения являются сложными для прочтения. А 30% имеют маленький словарный запас.

Проанализировав ответы, данные на вопросы;

     Следующей  задачей нашего исследования  было наблюдение уроков в  5 классе. Результаты наблюдения свидетельствуют о том, что на уроках немецкого языка учитель уделяет незначительное внимание формированию навыка говорения. В пятом классе учащиеся плохо читают незнакомые тексты. В целях устранения этого недостатка нами было проведены 2 урока (Приложение №1).

Проведенные нами уроки  с использованием аутентичного материала  для формирования навыков говорения  на основе чтения показали, что мы идем в правильном направлении, хотя после проведения 2 уроков по предложенной нами методике невозможно добиться каких либо ощутимых результатов, однако учащиеся были активны, заинтересованы и охотно высказывались по предложенной теме. Средний бал полученных оценок 4, что свидетельствует о том, что наша методика перспективна, однако нуждается в дальнейшей доработке и проведении основательного формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Обобщающий  этап.

Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы и обобщение полученных результатов позволили нам разработать методические рекомендации для учителей немецкого языка при обучении подростка говорению с использованием  аутентичного материала.

Информация о работе Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы