Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной литературы по заявленной тематике;
- разработка блока упражнений по формированию коммуникативных навыков;
- применение методических разработок в условиях экспериментальных исследований;
- оценка результатов эффективности разработанных упражнений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
Чтение как вид речевой деятельности……………………………..11
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-диагностический этап...............................................35
2.2.Интерпритация полученных данных......................................................43
2.3. Обобщающий этап...................................................................................45
Заключение......................................................................................................47
Список литературы......................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

катюхина курсовая(дипломная).doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально-Педагогический Колледж

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

специальность:050303 «иностранный язык»

курс: 5  группа 51

студентки Малец Екатерины Владимировны

тема: «Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов  основной школы»

 Руководитель:  Разгонова Оксана Валерьевна

 

 

дата защиты:

оценка:

Заведующая кафедрой: Белякова Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Черняховск 2010 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого  языка в средней школе………………………………………..7

    1. Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
    2. Чтение как  вид речевой деятельности……………………………..11
    3. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15

1.4. Говорение  как вид речевой деятельности…………………...……...26

Глава 2 Опытно исследовательская  работа по проблеме: «использование навыков  и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35

2.1. Организационно-диагностический  этап...............................................35

2.2.Интерпритация полученных  данных......................................................43

2.3. Обобщающий этап...................................................................................45

Заключение......................................................................................................47

Список  литературы..............................................................................................

Приложения……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней  школе - чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. В реальной жизни чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.

В процессе обучения немецкому языку в 5-6 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, сформированные в предыдущие годы обучения. Они продолжают совершенствовать технику чтения, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний (eu, au, и др.). Особое внимание на данном этапе уделяется ударению в немецком слове, так как в запасе детей появляются трех и четырех сложные слова, имеющие два ударения. Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым.

В качестве материала  для чтения предлагаются в большинстве своем доступные учащимся в языковом отношении и по содержанию аутентичные тексты разных жанров (письма, стихи немецких авторов, отрывки из художественной прозы, газетные статьи, тексты рекламного характера, объявления, телеграммы, странички дневника и др.).

Как и в начальных классах, на средней ступени обучения важным методическим приемом остается чтение вслух как способ совершенствования техники выразительного чтения и развития слухопроизносительных навыков. Однако в процессе обучения постепенно основной формой чтения безусловно становится чтение про себя – как наиболее типичная форма чтения в повседневной жизни.

Формы речевой деятельности тесно переплетаются между собой. Например, переход от чтения текста, который содержит новый для учащихся сюжет или фактологический материал, к его последующему обсуждению с использованием известных учащимся лингвистических средств и средств, которые учащиеся почерпнули из текста. Данная модель имеет свою логику и последовательность развертывания работы. Вначале учащиеся читают текст про себя с использованием одной из предложенных им стратегий (с целью ознакомления с общим содержанием, выбора нужной информации, достаточно полного понимания прочитанного.) Затем, например, при ознакомительном чтении они интерпретируют текст, выделяя основные факты, определяют тему и идею текста. В процессе работы учащиеся все дальше отходят от конкретного содержания текста, затем через призму собственного жизненного опыта (как ты лично относишься…) выражают точку зрения. Завершается работа собственным рассуждением о проблемах, поднятых в данном тексте.

     Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.

      В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.

       Из поставленной нами цели следуют задачи:

- проработка научной  литературы по заявленной тематике;

- разработка блока  упражнений по формированию коммуникативных навыков;

- применение методических  разработок в условиях экспериментальных  исследований;

- оценка результатов  эффективности разработанных упражнений.

      Объект исследования: процесс формирования навыков речевого общения у учащихся среднего школьного возраста через использование текстов различной степени трудности.

      Предмет исследования: методы и приемы обучения говорению на уроках немецкого языка в среднем звене.

       Гипотеза нашего исследования: использование на уроках немецкого языка текстов для чтения будет способствовать повышению навыков устно - речевого общения и станет способом обогащения запаса языковых средств, при соблюдении следующих условий:

  1. Учет психологических особенностей учащихся 5-6 классов.
  2. Учет специфики формирования навыков чтения.
  3. Учет требований к текстам для чтения.

           В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами мы применили следующие методы: теоретические – изучение, отбор и систематизация психолого-педагогических и методических материалов по данной теме; эмпирические – беседа, наблюдение; диагностические – анкетирование; математические – обобщение результатов исследования, качественных и количественных показателей с применением анализа полученных данных.

Этапы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме;
  2. Наблюдение за уроками иностранного языка;
  3. Беседа с учителем;
  4. Анкетирование учащихся;
  5. Оформление курсовой работы в соответствии с требованиями.

 Первым этапом нашей работы явилось осмысление методологии исследования, в результате чего было составлено введение. Во  введении нами представлена актуальность, определены объект, предмет, цель  исследования, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе  основным методом являлся анализ психолого-педагогической и методической литературы. Мы описали сущность таких вопросов как психологические аспекты обучения подростка чтению, роль и место, основные закономерности развития монологической и диалогической речи в изучении иностранного языка, пути обучения чтению на немецком языке. Результаты этого исследования представлены в первой главе.

На следующем  этапе нашей работы была проведена  опытно-исследовательская работа с  целью проверки гипотезы. Мы исследовали  дидактические основы обучения чтению как средства развития навыков говорения на среднем этапе обучения немецкому языку, проанализировали государственный стандарт, учебно-методический комплект, провели анкетирование учителей и учащихся. Эта часть нашей работы нашла отражение во второй главе.

Заключение содержит основные выводы и результаты опытно-исследовательской работы.

Работу завершил список используемой литературы. 

Приложение  содержит весь используемый на уроке  материал, анкеты учащихся и учителей.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Роль чтения в  процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе.

       1.1.Психологические  аспекты обучения подростка чтению

Большую помощь в достижении целей совершенствования навыка чтения на немецком языке на среднем  этапе обучения оказывают знания и учет психологических особенностей всей группы детей и каждого ребенка в отдельности.

«В подростковом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся  психологических структур; возникают  новообразования (стремление к взрослости, развитие самооценки в результате постоянного сравнивания себя с другими); продолжают закладываться основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность формирования нравственных и социальных установок.  

  Для совершенствования  немецкого языка на среднем этапе обучения огромное значение имеет общение. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет роль в развитии их личности. Ведущей для психического развития является общественно-полезная деятельность, включающая такие виды, как учебная, производственная, трудовая, организационно – общественная.

В этом возрасте возникают  благоприятные условия для формирования таких приемов и форм работы, которые  бы удовлетворяли потребности школьников в общении со сверстниками  и взрослыми и потребность в самоутверждении, помогали усваивать правила и нормы вербального и невербального поведения и формирования у учащихся самооценки.

Этому могут способствовать ролевые игры, проблемные ситуации, тестовые задания на само – и взаимоконтроль, задания с оценкой действий героев прочитанных и прослушанных текстов и.т.д.

Основным, ведущим мотивом  изучения иностранного языка в этом возрасте является его общеобразовательная  значимость, т. е. школьник получает предмет  для получения образования, повышения общего культурного уровня.

Наряду с вышеописанными особенностями юношеского возраста на процесс обучения влияет такие  индивидуально–психологические особенности, как темперамент и характер. Несмотря на то, что темперамент, основывается на типе нервной системы и отражает скорость, темп, ритм и интенсивность психических процессов индивида, является врожденной особенностью, тем не менее, он поддается корректировке. Холерика можно научить быть более сдержанным, флегматика – более расторопным, В.С. Мерлин составил психологические портреты представителей четырех типов темперамента, пользуясь которыми учитель может определить принадлежность ученика к одному из них.

Сангвиник. Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика  и выразительные движения. Быстро сосредотачивает внимание. Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешенны. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольных реакций. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость. Высокая пластичность. Чувства, настроение и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.

Холерик. Как  и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более региден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключение внимания. Быстрый психический темп.

Флегматик. Малая сезитивность. Малоэмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в  классе смеются громко по какому-либо поводу, остается невозмутимым.  При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, находчив. Медленно сосредотачивает внимание. Региден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом отвлекается на внешние впечатления.

Меланхолик. Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и малоустойчивое внимание. Медленный психический темп. Региден. Интровертирован.

Информация о работе Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы