Планирование финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ ЯТЖТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования образовательного учреждения (техникума) в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное состояние системы финансирования бюджетных учреждений 5
1.1 Принципы планирования и финансирования расходов бюджета 5
1.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 9
1.3 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений 11
2 Способы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений 19
2.1 Бюджетирование в финансовом обеспечении образовательных учреждений 19
2.2 Планирование расходов по смете 24
2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования 31
3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем 37
3.1 Экономико-организационная характеристика МОУ ЯТЖТ 37
3.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ ЯТЖТ 42
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности МОУ ЯТЖТ 46
3.4 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ ЯТЖТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая5_К.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     Составление смет - это часть составления проекта  бюджета. Лишь после утверждения  бюджета, из которого будут финансироваться  расходы по смете, смета приобретает  юридическую силу. Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т.д. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем, чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.

     В двухнедельный срок после утверждения  соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований вышестоящие распорядители бюджетных кредитов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.

     Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетных учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчинены. Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталам производится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содержатся подробные обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом.21

     В течение двух месяцев после утверждения  бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения  смет расходов бюджетных учреждений.

     Наряду  с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница, детские сады  и т.п.).

     На  счета бюджетных учреждений поступают  суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям. К специальным средствам относятся: доходы от эксплуатации транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений. Так же относят поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности. Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных: и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д. В современных условиях перехода к рыночным отношениям большое значение приобрели внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями от выполнения работ, услуг, предпринимательской деятельности как дополнительный источник финансирования деятельности этих учреждений.

     Депозитные  суммы - это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д.

     Суммы по поручениям - денежные средства, которые переводятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства).

      В отношении этих видов внебюджетных средств бюджетных  учреждений права их руководителей  ограниченны. Так, распорядители бюджетных  кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдаются лицам, указанным в поручении. В бюджетных учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, средства, полученные из бюджета и других источников, образуют единый фонд финансовых средств. Бюджетные средства, выделенные по долгосрочным экономическим нормативам, поступления по договорам за выполненные работы (услуги), поступления от оказания услуг населению, добровольные взносы юридических лиц и граждан в виде денежных средств поступают в Единый фонд финансовых средств бюджетных учреждений, если сделавшие взносы не определили их.22

     Сущность  сметно-бюджетного финансирования состоит  в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

     Сметно-бюджетное  финансирование - это безвозвратный  и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

     Однако  ему свойственны и специальные  принципы, такие как отпуск средств  на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в  соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии. На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.).23

     Из  бюджета финансируются расходы  на физическую культуру, мероприятия  в области молодежной политики и  социальное обеспечение. Из федерального бюджета покрываются затраты  на фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств. Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления. Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

     Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

     Правовое  значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на индивидуальные, сметы, централизованных мероприятий и сводные. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций.

     Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

     Индивидуальная  смета - это смета, отражающая особенности  отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

  • общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;
  • оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число групп, количество детей и т.д.);
  • расчеты по отдельным статьям сметы. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. 24

      Приведем  некоторые в качестве примера.

     Статья 1. Заработная плата. Сюда включаются все  расходы на выплату заработной платы в соответствии с должностями, установленными окладами и ставками, профессиональными категориями, выплаты совместителям, доплаты и установленные надбавки.

     Статья 2. Начисления на заработную плату. По этой статье планируются и учитываются  отчисления Единого социального  налога, исходя из объема фонда заработной платы в размере, установленном законодательством.

     Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. В этой статье сгруппированы расходы, связанные с управлением и хозяйственным обслуживанием помещений и работ. Это - оплата за печатание бланков, абонементная плата за телефон, оплата телефонных переговоров, аренды помещений, вневедомственной охраны, водоснабжения, газа и т.д.

     Статья 4. Командировки и служебные разъезды. По этой статье оплачиваются проезд, суточные, квартирные при служебных командировках административно-управленческого персонала; расходы на приобретение билетов на внутригородской транспорт для работников, деятельность которых связана с разъездами по городу. По этой же статье выплачиваются подъемные, если специалисты приглашаются из других регионов.

     Статья 9. 10. Расходы на питание и медикаменты. По этим статьям расходуются средства на питание и медикаменты в лечебных учреждениях и детских домах.

     Статья 16. Капитальный ремонт строений и  сооружений. Финансирование проводится при наличии технической документации, определяющей объем и стоимость  ремонтов и подтверждающей фактическое исполнение. Средства могут использоваться на улучшение благоустройства и реконструкцию объектов.

     Статья 18. Другие расходы. Ассигнования по этой статье предусматриваются на культурно-просветительную работу среди студентов, учащихся, детей, на физическое воспитание, работу по массовой информации и т.д.25 

     2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования

 
 

     Следствием  постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

     Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет.

     Имеются и другие следствия недостаточных  расходов на образование: Библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.26

     Однако  даже при нынешнем недостаточном  финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

     Так, например, реализация Концепции модернизации российского образования предусматривает: введение нормативного бюджетного финансирования с учетом государственных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработку дифференцированных нормативов бюджетного финансирования, отражающих характер реализуемых образовательных программ, т. е. принятия научно обоснованной методики расчета нормативов финансирования на законодательном нормативном уровне.

Информация о работе Планирование финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ ЯТЖТ