Планирование финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ ЯТЖТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования образовательного учреждения (техникума) в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное состояние системы финансирования бюджетных учреждений 5
1.1 Принципы планирования и финансирования расходов бюджета 5
1.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 9
1.3 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений 11
2 Способы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений 19
2.1 Бюджетирование в финансовом обеспечении образовательных учреждений 19
2.2 Планирование расходов по смете 24
2.3 Современные проблемы финансирования образования и основные направления его совершенствования 31
3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем 37
3.1 Экономико-организационная характеристика МОУ ЯТЖТ 37
3.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ ЯТЖТ 42
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности МОУ ЯТЖТ 46
3.4 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ ЯТЖТ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая5_К.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     Ее  отсутствие сегодня в качестве правовой нормы, объясняется, конечно же, не особой сложностью расчета необходимых учреждению финансовых ресурсов, а наличием объективного противоречия между реальной потребностью образовательных учреждений в средствах и имеющимися «возможностями» бюджета. Это подтверждается тем, что на протяжении последних лет в практике финансового обеспечения образовательной сферы не действует механизм компенсации государством недофинансирования учреждений образования. 27

     В качестве метода достижения сбалансированности государственных обязательств с  их реальным финансированием предполагается введение нормативного подушевого механизма финансового обеспечения. Сущность последнего заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.

     Поскольку стандартный уровень образования  является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости  от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.

     Кроме того прогнозируется развитие системы  образовательного кредитования. Государство  должно также гарантировать, что  внебюджетные источники останутся  серьезным средством для поддержки  образования и повышения его  качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

     Также необходимость улучшения модели финансирования системы образования обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования. Для решения данной проблемы предлагается реорганизация бюджетных учреждений в новую организационно-правовую форму - государственные некоммерческие организации. Новая организационно-правовая форма должна отличаться от статуса государственных (муниципальных) учреждений по следующим позициям:

     1) отсутствие бюджетного финансирования  на основе сметы доходов и  расходов;

     2) отсутствием ограничений или  менее жесткими ограничениями  на предпринимательскую деятельность  и правом самостоятельно распоряжаться доходами от нее.

     3) отсутствием субсидиарной ответственности  государства по обязательствам  такой организации.28

     Главные из перечисленных выше отличий - отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов. При  этом предлагаются два альтернативных способа государственного финансирования социальных услуг: нормативное сметное финансирование «по результату» и государственный социальный заказ. Эксперты считают, что в системе общего образования и начального профессионального образования порядок сметного финансирования вполне заменим механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных нормативов на одного учащегося. Для большинства таких учреждений должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», который позволяет учащимся и их родителям более свободно выбирать школу, и создает условия для управляемой конкуренции между учебными заведениями.

     В целом предлагаемая система финансирования, по мнению ее авторов, значительно более  прозрачна и поэтому позволяет  исключить расходы бюджета на содержание бюджетных учреждений, которые существуют за счет предпринимательской деятельности, а бесплатных услуг не предоставляют вообще или предоставляют их в минимальном объеме.

     Наряду  с нормативным целевым финансированием  в качестве альтернативы поступления бюджетных ассигнований по смете доходов и расходов реформаторы предлагают использовать государственный социальный заказ. Под ним подразумевают заключаемые на конкурсной основе договоры между государственным заказчиков и поставщиком, по условиям которых государство обязуется оплачивать образовательные услуги. Сегодня социальный заказ как договорная система размещения государственного заказа на поставку социальных услуг на практике в России не применяется.

     Следующим шагом в рационализации управления финансированием государственного сектора экономии, по мнению Министерства финансов РФ, может быть внедрение новых инструментов бюджетирования:

     - порядка выделения бюджетных  средств, ориентированного на  результат деятельности учреждения (т. е. задавать результат, а под него выделять ресурсы, или распределять государственные заказы на подготовку кадров на основе конкурсных процедур);

     - организации бюджетной классификации  расходов по программному принципу  в соответствии с целями и  задачами социально-экономической политики, т. е. в нашем случае - государственной стратегии развития образования;

     - введения среднесрочного бюджетного  планирования.

     В связи с этим Министерством финансов РФ поставлена задача по созданию такой  системы бюджетного учета и отчетности, которая сможет не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования в целом при завершении программы.

     В наше время большинство бюджетных  учреждений финансируется по нормативному принципу, то есть им выделяются средства, исходя из затрат и количественных показателей. При этом уровень образования может снижаться. Ведь на зарплату педагогов влияет число учеников в классе, а не отметки получаемые ими. Поэтому необходимо сделать так чтобы в расчет брались качественные показатели, например, одним из главных показателей для оценки работы преподавателя, может служить удельный вес студентов, сдавших экзамен на «хорошо» и «отлично». И в техникуме, где большинство выпускников сдали государственный экзамен на двойки и тройки, преподавателям не стоит рассчитывать на хорошую зарплату.

     На  языке специалистов такая планируемая  система финансирования будет называться бюджет, ориентированный на результат.

     Правительство Российской Федерации наметило ряд  первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений. Можно выделить четыре основных направления:

  1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
  2. Уточнение правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений;
  3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

     Под оптимизацией действующей сети получателей  бюджетных средств подразумевается  проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям. Это делается с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

     Второе  направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.

     Переход к новым формам финансового обеспечения  предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный  отказ от сметного финансирования бюджетных  учреждений; широкое использование  механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий. Учреждение должно не просто получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать какие-то усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.

     Методы  формирования бюджета, ориентированного на результат, - это, прежде всего, повышение  ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.

     Сфера образования и связанные с ней финансовые потоки – одна из самых сложных сфер, как для экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней невозможно применить стандартные понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и здесь. Среди прочего, работники образования также должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна попытка установить и описать критерии результативности деятельности муниципальных учреждений образования.29

     Общие критерии:

     1.1. Участие в городских областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях.

     1.2. Поддержание и улучшение материально-технической базы учреждения, сохранение и увеличение основных фондов.

     1.3. Методическая деятельность.

     1.4. Взаимодействие с другими учреждениями  образования, общественными организациями по осуществлению образовательных и социально-экономических программ и задач.

     1.5. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала.

     1.6. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

     1.7. Выполнение плана поступления доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

     1.8. Применение различных форм платных услуг населению, привлечение внебюджетных средств, работа со спонсорами.

     1.9. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

     1.10. Использование новых технологий, методов и форм в образовательном процессе.

     1.11. Культурно-просветительская деятельность среди учащихся техникума, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого студента.

     1.12. Организация досуга и методов работы, способствующих формированию позитивного мировоззрения и повышению культурного уровня школьников.

     1.13. Отсутствие необоснованной кредиторской задолженности.

     Совершенствование бюджетирования предполагает повышение  самостоятельности бюджетных учреждений, поскольку отсутствие у многих из них в настоящее время права  самостоятельного распоряжения бюджетными средствами имеет последствием значительные финансовые издержки.

 

     3 Анализ финансирования деятельности МОУ ЯТЖТ и пути решения его проблем

     3.1 Экономико-организационная  характеристика МОУ ЯТЖТ

 
 

     Полное  наименование исследуемого учреждения – «Ярославский техникум железнодорожного транспорта», филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ). Основан в 1971 году. Сокращенное наименование – ЯТЖТ.

Информация о работе Планирование финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ ЯТЖТ