Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

 

Исполнение бюджета г. Семипалатинска за 1998 год.

За 1998 год бюджет города Семипалатинска исполнен по доходам в сумме 2 573 836 тыс. тенге или на 86,9% к уточненному плану (2963393 т.т.).

По первоначальному утвержденному бюджету субвенция планировалась в сумме 221330 т.т. Согласно решению областного маслихата от 17 сентября 1998 года, сумма субвенции уточнена в размере 162843 т.т., которая полностью поступила в бюджет города и была направлена на первоочередные расходы.

Согласно распоряжений акима ВКО бюджет города увеличился в течении 1998 г. на сумму взаимных расчетов-124 8 0 т.т., исполнено 10416 т.т.

Бюджет города по расходам исполнен в сумме 2765477 т.т. или 87,7% к уточненному плану (3152520 т.т.).

По разделу «Кредитование минус погашение» согласно решению городского маслихата от 19.01.1998г. в первоначально утвержденном бюджете предусматривались средства на развитие малого и среднего бизнеса в сумме 30000 т.т. на возвратной основе.

Из городского бюджета фактически выделено 11 хозяйствующим субъектам 9600 т.т., со сроком погашения до 15.12.1998г. На эту же сумму был уточнен план по выдаче и возврату кредита, то есть, уменьшен на 20400 т.т. к первоначально утвержденному плану.

По состоянию на 01.01.1999г. погашено 3752 т.т., сумма задолженности по кредитам составляет 5848 т.т. В настоящее время проводится претензионноисковая работа по погашению задолженности в бюджет. Кроме того, в утвержденном бюджете предусматривался возврат по ранее выданному директивному кредиту в сумме 270000 т.т., который при уточнении бюджета был снят.

В процессе исполнения бюджета города за 1998 год образовался дефицит по уточненному плану в сумме 13804 т.т., для покрытия которого направлено по уточненному плану свободных остатков в сумме 13804 т.т., по исполнению направлено свободных остатков - 14831 т.т. и оборотная кассовая наличность в сумме 9399 т.т.

Исполнение бюджета г. Семипалатинска за 1999 год. 

За 1999 год бюджет города Семипалатинска исполнен по собственным доходам в сумме 2104672,0 т.т. или 79,1% к уточненному плану (2661012,0 т.т.).

Бюджет города увеличился в течении 1999 года по взаимным расчетам на сумму 730689,0 т.т.

Бюджет города по расходам исполнен в сумме 2840170,0 т.т. или на 83,6% к уточненному плану (3395548,0 т.т.).

По разделу «Кредитование минус погашение» согласно решению городского маслихата от 25.03.1999 года в бюджете на 1999 год предусматривались средства на развитие малого и среднего бизнеса в сумме 2000 т.т. на возвратной основе (фактически исполнено по расходам и доходам -1850,0 т.т.). Одновременно, в доходной части бюджета 1999 года запланирован возврат кредита, выданного в 1998 году в сумме 3847,0 т.т., фактически поступило - 4858,0 т.т.

В процессе исполнения бюджета города за 1999 год образовался профицит по исполнению в сумме 49 т.т., который зачислен на счет горфинотдела.

На 01.01.2001 года на счете горфинотдела остались неиспользованные средства в сумме 50,0 т.т., в связи с тем, что по заключительным оборотам 7 января 2000 года специальной школе-интернате № 3 были выделены средства для погашения задолженности по продуктам питания в сумме 50,0 т.т.

Исполнение бюджета г. Семипалатинска за 2000 год.

Бюджет города Семипалатинска исполнен по собственным доходам в сумме 2894712,0 т.т. или на 100,2% к первоначальному утвержденному и уточненному планам (2887505,0 т.т.).

Бюджет города увеличился в течение 2000 года по взаимным расчетам на сумму 3583362,0 т.т.

Бюджет города по расходам исполнен в сумме 6469727,0 т.т. или 100% к уточненному плану (6471917,0 т.т.).

По разделу отчета IV «Кредитование минус погашение» согласно решению городского маслихата от 27.01.2000 года на 2000 год предусматривались средства на развитие малого и среднего бизнеса в сумме 4400,0 т.т. на возвратной основе (сумма полностью направлена).

Одновременно, в доходной части бюджета 2000 года запланирован возврат кредита, выданного в 1998 году в сумме 1000,0 т.т. (сумма полностью поступила). Согласно соглашению о сотрудничестве по программе кредитования малого и среднего предпринимательства от 23.02.1998 года, по состоянию на 01.01.2001 года кредиты, выданные в 2000 году в сумме 4400,0 т.т., полностью возвращены.

В процессе исполнения бюджета города за 2000 год образовался профицит по исполнению в сумме 9347,0 т.т., который зачислен на счет горфинотдела.

Теперь рассмотрим доходную часть бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 годы и проведем анализ

 

 

 

Таблица 2

Анализ исполнения доходной части бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.

 

Годы 

1998

1999

2000

Показатели

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Прогнозная сумма, тыс. тенге

Фактическая сумма, тыс. тенге

Процент исполнения, %

Поступления

3138716

2747095

87,5

3391701

2835361

83,6

6476317

6478074

100,02

Доходы: -

2963393

2573836

87,8

2661012

2104672

79,1

2887505

2894712

100,2

- налоговые поступления, в т.ч.

2798709

2418045

86,3

2514871

2052148

81,6

2668248

2667938

99,9

- подоходный налог с юридических  лиц

459011

377264

82,2

241500

206103

85,3

463320

489414

104,4

- подоходный налог с физических  лиц

789556

513864

65,1

412525

338544

82,1

279317

291686

104,4

- социальный налог

     

447062

495809

110,9

789261

800631

101,4

- акцизы 

     

466614

189866

40,7

566884

521560

92

- налог на имущество

270800

244412

88,8

253000

231032

91,3

159390

158529

99,5

- земельный налог

103055

97800

94,9

98000

87421

89,2

90502

89480

98,9

- налог на транспортные средства

24082

5563

23,1

126000

128452

101,9

155980

156236

100,2

- прочие 

68000

55641

81,8

490380

148177

34,7

147044

160402

109,1

Неналоговые поступления

164684

155791

94,6

156340

41051

26,3

202257

205652

98,3

Доходы от операций с капиталом

465

736

158,3

20210

11473

56,8

17000

21122

124,2

Полученные официальные трансферты

175323

173259

98,8

730689

730689

100

3583362

3583362

100


 

Исполнение доходной части бюджета за 1998 год.

Бюджет города за 1998 год по собственным доходным источникам в отчислениях выполнен на 87,0% при уточненном плане - прогнозе 2963393т.т., фактически поступило 3 776 836 т.т.

Не обеспечено выполнение плана - прогноза по подоходном налогу с юридических лиц на 17,8% (прогноз 459011 т.т., фактически поступило 377264 т.т.). Невыполнение программы связано с нестабильной работой предприятий города и ухудшением их финансового состояния.

По состоянию на 18.12.1998г. объявлено банкротами 63 предприятия города, в связи, с чем недопоступило подоходного налога с юридических лиц в сумме 10891,3 т.т.

Неурегулированными остаются взаиморасчеты в экономике региона. Подоходный налог с физических лиц выполнен на 65,1%. При прогнозе 789556 т.т., фактически поступило 513864 т.т. На невыполнение данного доходного источника оказала влияние задолженность по заработной плате, которая составила по состоянию 01.12.98 г. 565,5 т.т., а также недопоступление платежей по предприятиям банкротам в сумме 28,7 т.т. Недоимка составила 21600 т.т.

В целом налоги на собственность выполнены на 91,9%. В том числе план - прогноз по земельному налогу выполнен на 94,9% или же сумма не допоступления составляет 4941 т.т., что связано с простоем многих предприятий города и долгов предприятий банкротов в сумме 5600 т.т. Недоимка по данному виду налога составила 10600 т.т.

По налогу на имущество с юридических лиц прогноз выполнен на 88,8%, при прогнозной сумме 270800 т.т., поступило 244412 т.т. Не выполнение прогноза связано с несвоевременной переоценкой предприятиями города основных фондов, а также их неплатежеспособностью.

По налогу на транспортные средства с юридических лиц не обеспечено исполнение прогноза на 23,1%, что составляет 5563 т.т., это связано с тем, что во многих хозяйствах преобладают устаревшие транспортные средства, к которым применяется понижающий коэффициент.

Из внутренних налогов на товары и услуги не обеспечен прогноз по сбору за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью 25,7%, по сбору за регистрацию юридических лиц прогноз выполнен на 84,0%, лицензионный сбор на 85,9%, уменьшение поступлений платежей связано с отменой лицензионного сбора по перевозке грузов и пассажиров, а также неуплатой сбором отдельными юридическими лицами.

По государственной пошлине прогноз выполнен на 81,8% при уточненном плане прогнозе 68000 т.т., фактически поступило 55641 т.т. Невыполнение прогноза связано снижением размеров госпошлины по таким видам услуг, как отчуждение домостроений, а также открытием частных нотариальных контор, в ЗАГСах за счет снижения рождаемости и уменьшением числа регистрируемых браков, в паспортных столах за счет спада миграции населения.

В целом неналоговые поступления выполнены на 94,6%.

Исполнение доходной части бюджета за 1999 год.

Анализ социально-экономического развития города за текущий год показал, что основные показатели экономики города оказались меньше намеченных индикативных показателей.

Объем промышленного производства составил 11234,2 млн. тенге, что составляет 81,4% от производства промышленной продукции за 1998 год.

Развитие   промышленной   сферы   характеризуется   постоянным сокращением производства. Причины этого — слабая реакция крупных промышленных предприятий на требование рынка, отсутствие средств на диверсификацию производства, резкое сокращение сырьевой базы, отсутствие оборотных средств.

За отчетный период совокупный убыток по предприятиям и организациям города составил 3894,9 млн. тенге.

Наиболее убыточными являются предприятия сельского хозяйства (746,2 млн. тенге.), обрабатывающей промышленности (1922,4 млн. тенге), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (1819,1 млн. тенге). финансовое положение предприятий и организаций города осложняется нерегулярностью взаиморасчетов.

Нестабильная работа промышленного комплекса, снижение платежной дисциплины, задолженность по выплате заработной плате не позволили обеспечить исполнение доходной части бюджета.

В целом план-прогноз по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет за 1999 год по собственным доходным источникам в размере 2661012,0 т.т. выполнен на 79,1%, то есть фактическое поступление составило 2104672,0 т.т. или недопоступило 556340,0 т.т.

Из 19 основных доходных источников план-прогноз выполнен только по 10 и их поступления в общем объеме занимают 40,4% или 854,0 млн. тенге.

Процент сбора подоходного налога с юридических лиц составил 85,3% или необеспеченно выполнение прогноза на 75071,0 т.т. в основном за счет представленной отсрочки по АО «Шульбинской ГЭС», ТОО «AES Семипалатинские ТЭЦ».

Неурегулированными остаются взаиморасчеты в экономике региона. Ситуация на рынке труда осложняется в связи с отсутствием механизма погашения задолженности по заработной плате в сумме 590,0 млн. тенге, из нее просроченная задолженность - 330,4 млн. тенге, в связи с чем подоходный налог с физических лиц удерживаемых у источников выплат выполнен на 80,1%.

В целом налоги на собственность выполнены на 93,7%.

Из внутренних налогов на товары и услуги не обеспечен прогноз по акцизу. Исполнение данного налога составило лишь 40,7% (план - 466614 т.т., исполнение - 189866 т.т.). Основной причиной невыполнение данного источника явилась остановка ТОО «Семей Су».

По государственной пошлине прогноз выполнен на 62,3. Невыполнение прогноза связано снижением размеров пошлины по таким видам услуг как отчуждение домостроений, а также открытием частных нотариальных контор.

В сравнении с прогнозом наблюдается значительное невыполнение по прочим налоговым поступлениям 26,3%. В данной категории бюджетной классификации находят отражение поступления только в виде сбора от автогужевого и понтонного мостов.

Поступило в бюджет подоходного налога с юридических лиц 27,9 млн. тенге, подоходного налога с физических лиц, удерживаемых у источников выплат 57,4 млн. тенге, социального налога 64,7 млн. тенге, налог на имущество 81,9 млн. тенге, земельного налога 11,8 млн. тенге, налог на транспорт 11,5 млн. тенге и прочих налогов и сборов 12,3 млн. тенге.

Исполнение доходной части бюджета за 2000 год.

За 2000 год бюджет города поступило собственных доходов в сумме 2894712 т.т. при плане 2887505 т.т., что составляет 100,2%. На перевыполнение плана в основном повлияло увеличение объемов промышленной продукций.

За 2000 год получен прирост промышленной продукции и 6,5 млрд. тенге или 40% от общего объема промышленного производства, в основном за счет освоения производственных мощностей ЗАО «Семей Су», ОАО «Каполиграф», ввода в действие металлургических цехов по переработке золотосодержащей руды ТОО «Андас Алтын».

Совокупный доход от основной деятельности составил 56,1 млн. тенге. Одним из факторов сложившегося финансового положения предприятий и организаций города остаются взаиморасчеты в экономике.

В связи с вышеизложенным, по подоходному налогу с юридических лиц за текущий год поступило 1112305 т.т., при уточненном плане 1053001 т.т. Помимо указанных факторов на перевыполнение данного вида налога повлияло поступление налога от головных предприятий Семипалатинского отделения железной дороги, ОАО «Казахтелеком» по перерасчетам за 1998-1999 гг.

По подоходному налогу с физических лиц удерживаемый у источников выплаты - прогноз выполнен на 104,8%, что составляет 258221 т.т., тогда как за 1999 год план выполнен только на 80,1%.

Аналогичное положение наблюдается и по социальному налогу, фактически поступившая сумма составляет 800632 т.т. при плане прогнозе 789261 т.т., или 101,4%, за 1999 год поступления составили 495809 т.т. или рост составил 15,9%. На перевыполнение данных доходных источников повлияло сокращение задолженности по заработной плате хозяйствующих субъектов с 1,3 млрд. тенге до 405,9 млн. тенге и выплата экологических надбавок.

По акцизному налогу план выполнен на 92% фри плане 566884 т.т., фактически поступило 521561 т.т.).

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы