Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:54, доклад

Краткое описание

Центральное место в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.


Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка.docx

— 19.77 Кб (Скачать файл)

Центральное место в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.  

Государственные расходы - это затраты государства  на обеспечение жизнедеятельности  общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы представляют собой затраты  государства, осуществляемые в соответствии с финансово-плановыми актами, утвержденными  уполномоченными на то органами и  предназначенные для удовлетворения определенных потребностей общества. Содержание и структура государственных  расходов при этом зависят от целей, которые ставит государство перед  собой, от задач, которые оно намеревается решать и решает. Объективно приоритетную роль в государственных расходах, если и не в количественном выражении, то первоочередности, играют расходы  на содержание установлении и институтов самой государственной власти, а  также на обеспечение гражданского мира и суверенитета государства (полицейские  учреждения, правоохранительные органы, вооруженные силы, разведка). Кроме  того, государственные расходы, в  большей или меньшей степени, ориентированы на стимулирования и  развитие производства, фундаментальной и прикладной науки, образования, социального обеспечения, культуры и на природоохранные программы.

В настоящее  время правовое регулирование государственных  расходов осуществляется в первую очередь  на основе ежегодно принимаемых федеральных  законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов  Российской Федерации и актов  местного самоуправления.  
Бюджетный кодекс сформировал единый комплекс норм, долженствующих регулировать расходы бюджетов всех уровней.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы.

Государственные расходы осуществляются из различных  фондов:

-централизованных (бюджеты различных уровней, государственные  внебюджетные фонды) 

-децентрализованных (фондов государственных предприятий  и организаций).

Соотношение между централизованными и децентрализованными  расходами государства в период перехода к рыночным отношениям, приватизации государственных предприятий вряд ли будет меняться в сторону увеличения децентрализованных. В настоящий  период расходы федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  в структуре государственных  расходов остаются определяющими.

     Государственные расходы призваны удовлетворять  наиболее важные потребности общества в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

     Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.

     Совокупность  конкретных видов государственных  расходов, тесно взаимосвязанных  между собой, составляет систему  государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

     1. Принцип целевого использования  средств;

     2. Безвозвратность государственных  расходов;

     3. Соблюдение режима экономии.

     Суть  целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

     Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

     Достижению  наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

     В первую очередь расходы бюджета  подразделяются по их влиянию на процесс  расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

     Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

     Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете  текущих расходов и доходов.

     Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Общие принципы финансирования государственных  и муниципальных расходов:

- плановость;

- соответствие  планируемых расходов объему  государственных или муниципальных  доходов;

- целевое  направление средств;

- соответствие  финансируемых расходов охраняемым  законом правам и интересам  граждан, юридических лиц, государства,  муниципальных образований;

- соответствие  финансируемых расходов требованиям  экологических, санитарно-гигиенических  и других установленных законом  и в соответствии с ним норм;

- безвозвратность  и безвозмездность выделения  средств;

- контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Большое значение для формирования структуры государственных  расходов имеет так называемая бюджетная политика. Идеи, цели, задачи последней в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений.


Информация о работе Бюджетная система