Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Значительные усилия были сконцентрированы на выполнение восьми конкретных заданий Президента РК правительству посредством проведения мониторинга за состоянием выплат пенсий, пособии и заработной платы бюджетных организациях и первоочередного финансирования этих расходов, а также выдачи микрокредитов, удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств, реализации программы по компьютеризации школ.

1998 год характеризуется сложной ситуацией в экономике республики. Положительные тенденции 1997 года и I квартала 1998 года в реальном секторе оказались «замороженными» под влиянием мирового кризиса на финансовом и товарном рынках:

- валовый внутрений продукт  в реальном исчислении составил 97,5% к 1997 году;

- снижение объема промышленного  производства относительно соответствующего  периода прошлого года в реальном  исчислении составило 21%.

Вместе с тем наблюдалось дальнейшее замедление инфляционных процессов, индекс потребительских цен за 1998 год сложился на уровне 7,1%.

Падение мировых цен на энергоресурсы, цветные и черные металлы привело к тому, что предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности республики вынуждены снизить объема выпуска и экспорта продукции. Это повлекло, в свою очередь, спад в сопряженных отраслях республики. Налогооблагаемая база сократилась.

Доходы и полученные официальные трансферты республиканского бюджета за 1998 год исполнены на 97,3% от плана. Основными источниками налоговых поступлений являются поступления по НДС и подоходному налогу с юридических лиц, составляющие соответственно 26,8 % и 6,8 % от доходной части республиканского бюджета. Другим значительным источником доходов республиканского бюджета являются доходы от операций с капиталом. Основную долю этого вида доходов составляли поступления от приватизации государственных собственности.

Расходная часть республиканского бюджета исполнена на 84,5 % от плана. Основную долю расходов, равную 121320 млн. тенге, или 39,5 % общего объема расходов, занимает трансферты Государственный центр по выплате пенсий, субвенции бюджетом областей и расходы по обслуживанию государственного долга. Расходы по обслуживанию государственного долга составили 5,8% от общего объема расходов. Затем следует функциональная группа, включающая государственные услуги общего характера (10,5% общего объема расходов). За ними следуете/функциональная группа «Общественный порядок и безопасность»  (6,8 % общего  объема расходов).  Доля функциональной группы «Образование» составляет 50 % общего объема расходов, функциональной группы «Здравоохранение» - 50 % Общего объема расходов.                                         

Республиканский бюджет был исполнен с дефицитом в размере 3,9% к ВВП, что ниже показателя, предусмотренного в Законе «О республиканском бюджете на 1998 год». Дефицит был профинансирован за счет не инфляционных источников: эмиссии государственных ценных бумаг и государственных внешних заимствований. Прямого кредитования дефицита бюджета Национальным Банком не производилось.

Исполнение республиканского бюджета за 1999 год.

Республиканский бюджет 1999 года был утвержден в декабре 1998 года и пересматривался дважды - в апреле и июне 1999 года. Рассчитывался по курсу $88,3, тогда как фактический курс составил $119. Не исполнен бюджет ни в доходной части (из запланированных 249 млрд. тенге фактически выполнено 207 млрд. тенге, то есть 84,7%) ни в расходной части (из 325 млрд тенге выполнено 304 млрд. тенге, или 93,4%) дефицит планировался 67 млрд. тенге, или 3,7% от ВВП, фактически составил 78 млрд. или 4,1%. ВВП 1999 году составил 1893,5 млрд. тенге.

Рассматривая структуру поступления за 1999 год можно отметить следующие особенности:

- самый большой удельный вес  среди налоговых поступлений  занимает налог на добавленную  стоимость — 51,6%;

- увеличилась доходная база  юридических лиц по сравнению  с 1998 годом на 8%, а физических лиц  уменьшилась на 2,1%;

- введен социальный налог, так  как были упрощены все фонды, удельный вес которого в общей  сумме налоговых поступлений  составил 1,5%;

- неналоговые поступления составили 7,8% что больше на 5,6% по сравнению  с 1998 годом;

- доходы от операций с капиталом  уменьшились с 69 083 на 35 051 млн. тенге;

- доля полученных официальных  трансфертов выросла с 2,1% до 19,1%.

В структуре расходов большая часть средств 46,3% идет на социальное обеспечение и социальную помощь. Затем больше, расходуется на общественный порядок и безопасность (8,2%), государственные услуги общего характера (6,6%), обслуживание долга (6,4%) и на прочие расходы (5,9%).

Расходы на образование и здравоохранения по сравнению с 1998 годом уменьшились на 0,7% и на 3% соответственно, и составили на образование 4,3%, на здравоохранение 2,8%. Это объясняется тем, что многие учреждения образования и здравоохранения финансируются за счет собственных средств, которые образовались за счет оказания платных услуг.

Официальные трансферты уменьшились с 40 313 на 29 842 млн. тенге. В остальных статьях расходов особых изменений не наблюдается.

Исполнение республиканского бюджета за 2000 год.

Анализируя поступления республиканского бюджета 2000 года можно сказать следующее:

- увеличилась доля налоговых  и неналоговых поступлений до 83,6% и 9% соответственно, но уменьшилось  доля доходов от операций с  капиталом по сравнению с 1999 годом  с 16,9% до 7,3%.

- удельный вес подоходного налога  с юридических лиц выросло  по сравнению с двумя предыдущими  периодами и составило 30,7%. Это  связано с тем, что многие предприятия  работают более рентабельно, и  связи с этим увеличилась налогооблагаемая  база юридических лиц.

Аналогичное положение наблюдается и по социальному налогу. Его доля выросла до 7,6%. На это повлияло сокращение задолженности по заработной плате хозяйствующих субъектов. А доля НДС и акцизов уменьшились.

Как и в других двух рассматриваемых периодах большая часть средств было выделено на социальное обеспечение граждан, и составило 40,5% от всех расходов, это меньше чем в 1999 году на 5,8%.

Около 10% всех расходов потрачено на общественный порядок и безопасность. Также около 10% бюджетных средств «пошло» на обслуживание Долга.                                                            

В остальных статьях расходов особых изменений не наблюдается. (Приложение 2, 3).

В своем Послании народу Казахстана глава государства обратил особое внимание на то, чтобы бюджет - 2001 года соответствовал основным потребностям казахстанского общества. Его основные параметры утверждены по доходам в сумме 326 млрд. тенге, по расходам - в сумме 441 млрд. Дефицит предусматривается в сумме 55,8 млрд. тенге, что составляет 2,2 процентов к ВВП.

Каждый год, говоря об очередном бюджете, подчеркивали его оптимистичность, но всегда сомневались в его реальности. Как правило, к концу года сомнения подтверждались. На этот раз перед нами утвердили самый оптимистичный бюджет. Он предусматривает рост ВВП на основе индикативного плана на 4 процента, и в нем запланирован реальный экономический рост. Все это стало возможно благодаря тому, что с 1995 года в государстве начали составляться индикативные планы развития экономики. Оптимистичность бюджета основана на благоприятной внешнеэкономической ситуации, обусловлен ростом мировых цен на главную экспортную продукцию Казахстана - нефть. Кроме того, впервые начинает оживляться реальный сектор экономики — появляются новые производства.

Рост ВВП будет способствовать появлению возможностей решения насущных вопросов. Прежде всего, это касается укрепления безопасности страны, решения социальных вопросов. Чистые выплаты на социальную сферу составят 182 с лишней млрд. тенге. То есть почти 40 процентов бюджета. На выплату пенсий и пособий направляется 32,2 процента, или 140 с лишним млрд. тенге. Сверх того деньги пойдут на строительство больниц, создание систем водоснабжения в населенных пунктах, автомобильных дорог. То есть большая половина расходной части бюджета предназначается социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути совершентсвования.

3.1. Проблемы формирования и исполнения  бюджета         Республики  Казахстан.

Бюджет — отражение социально-экономического состояния республики. Поэтому очень важно знать, как он формируется и исполняется, на что расходуются бюджетные средства.

Формирование и исполнение бюджета республики основывается на Законе «О бюджетной системе» Республики Казахстан. В соответствий с этим законом бюджет республики формируется по-новому: во-первых, составляется консолидированный финансовый баланс государства, во-вторых, структура бюджета прозрачная, что позволяет на стадии доставления бюджета обеспечивать адресность, контроль за рациональным использованием бюджетных средств.

Основными задачами в области налогово-бюджетной политики являются реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям, достижение стабильности системы налогообложения, совершенствование меж бюджетных отношений, улучшение сбора налогов и организация таможенной деятельности, рационализация и ужесточение бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, ограничение дефицита бюджета, удержание инфляции в запланированных рамках, сокращение задолженности по заработной плате и пенсиям, создание эффективного механизма управления государственным внутренним и внешним долгом. [19]

Для решения этих задач в республике проводится оптимизация сети и структуры социальной сферы, а также административно - территориального устройства государства, реорганизация системы центральных и местных исполнительных органов, коммунальная реформа, широкомасштабная реформа социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

Проводимые меры в бюджетной сфере способствовали достижению определенной финансовой стабильности и закреплению положительных макроэкономических тенденций. Если, за 1993 год инфляция составила около двух тысяч процентов, за 1996 год 29% [18] то в 2000 году 5.5 %.

Сегодня, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что поступления в государственный бюджет Казахстана недостаточны. Очень часто с разных сторон раздается критика о том, что в стране неоптимальная и неэффективная структура, как расходов, так и доходов. При сравнении с более развитыми в рыночном отношении странами можно увидеть, что дело заключается, не в структуре налоговых поступлений и государственных расходов, а скорее в низком базовом уровне собираемых налогов, заключается, не в структуре налоговых поступлений и государственных расходов, а скорее в низком базовом уровне собираемых налогов, обуславливающем в дальнейшем  и нехватку для  финансирования государственных нужд. Так, по текущему исполнению сбор государственных доходов составляет 23,6% от текущего ВВП (для сравнения: в Германии этот уровень равен 37,8% от ВВП, в Англии - 37,1%), то есть проблема заключается в неэффективности системы сбора налогов в стране, а не в вопросе оптимальности структуры налоговой системы.

По прогнозам Правительства уровень сбора доходов и не планируется повышать в будущем - он даже понижается в 2001 - 2003 годах. Так, доля доходной части государственного бюджета по отношению к ВВП падает 23,1% в 2001 году до 21,5% в 2003 году.

Большая проблема заключается в том, на какие цели тратятся государственные деньги. Последние откровения из Парламента приоткрыли для граждан завесу тайны (так как вся структура бюджета, по-прежнему остается «непрозрачной») над некоторыми статьями бюджета 1999 года. Впрочем, он не намного отличается и от бюджета 2000 года. По-прежнему расходуется больше, чем зарабатывается, а экономический рост основан на значительных расходах государственного сектора - крупномасштабных заимствованиях за рубежом и выдаче больших правительственных гарантий. Бюджетный дефицит порождает высокие внешние долги, а протекционизм и чрезмерное вмешательство государства в предпринимательство выливается в коррупцию, низкую деловую активность, невысокие инвестиции, уход от уплаты налогов. Управление государственной собственностью характеризуется низкой эффективностью.

Если говорить о конкретных цифрах бюджета - 1999, то достаточно привести лишь некоторые примеры. Например, несмотря на многократные заявления о том, что на строительство Астаны средства из бюджета не пойдут, факты говорят об ином. Трансферты Астане в 1999 году составили около 5 млрд. тенге. На завершение учебного корпуса Евразийского университета и Национального музея Республики Казахстан в Астане ушло 4,9 млрд. тенге, а административный комплекс бюджету обошелся в 1 млрд. тенге. На обслуживание внешнего государственного долга, который по данным Национального Банка, в 1999 году составил $7853 млн., было выделено 21,438 млрд. тенге. По тем же данным, на июнь 2000 года внешний долг составляет примерно такую же сумму. 12,8 млрд. тенге пошло на так называемые выполнение обязательств по государственным гарантиям, то есть государство расплатилось за заемщиков, которые оказались не эффективными и в результате неплатежеспособными. Среди них концерн «Азат», АО «Экибастузкомир», АОЗТ «Акмола Новая Индустрия» и многие другие. При этом в 1999 году дополнительно правительственных гарантий выдано на сумму $483 млн., несмотря на то, что возвратность их очень низкая. Другой пример: подготовка экспозиции Республики Казахстан на Всемирной выставке «ЭКСПО - 2000» стоила бюджету в 1999 году 46 млн. тенге, но республика в данной выставке так и не участвовала, отказавшись в последний момент. Вопрос: для чего были потрачены миллионы бюджетных средств - неизвестно.

Надежда казахстанской экономики - нефтяная отрасль, как оказалось, требует постоянной финансовой поддержки бюджета. Вливания в нефтяную отрасль составили 143,4 млн. тенге, а реабилитация Узеньского месторождения - 368,9 млн. тенге.

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы