Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходят на совместном заседании Палат после их последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.

Обсуждение включает доклады: уполномоченного Правительством лица по индикативному плану социально-экономического развития Республики Казахстан,  Министра  финансов,  Председателя  национального банка Республики Казахстан, а также лиц, уполномоченных Палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.

Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года.

В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.

В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Президент Республики Казахстан вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.

Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив в соответствии с законодательными актами.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Казахстан.

Государственные удержания в соответствии с бюджетными назначениями производят расходы на основании разрешения, выдаваемого Казначейством Министерства финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае не целевого использования выделенных средств.

Все государственные учреждения:

не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;

обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Казахстан и Счетному Комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

Правительство Республики Казахстан имеет право в ходе исполнения бюджетов вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.

Не   допускается   содержание   из   республиканского   бюджета государственных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов.

Поступления в республиканский бюджет включает:

• доходы республиканского бюджета (кроме сумм, зачисляемых в финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон), которые состоят из:

- поступлений от налогов, сборов  и других обязательных платежей:

подоходный налог с юридических лиц - 50%;

налог на добавленную стоимость;

акцизы на:

все виды спирта - 50%;

водку - 50%;

ликероводочные изделия - 50%;

вина- 50%;

коньяки - 50%;

шампанские вина - 50%;

пиво - 50%;                              „

крепленные напитки, крепленные соки и бальзамы - 50%;

виноматериалы - 50%;

осетровых и лососевых рыб, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесы, приготовленные из осетровых и лососевых рыб и икры;

табачные изделия;

прочие изделия, содержащие табак;

изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы;

импортируемые товары;

ювелирные изделия из золота, платины или серебра;

бензин (за исключением авиационного);

дизельное топливо;

огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти);

электроэнергию;

сырую нефть, включаю газовый конденсат;

налог на сверхприбыль;

импортные таможенные пошлины;

пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;

роялти;

доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в республиканский бюджет;

сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;

сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты;

бонусы;

поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;

плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан;

плата за пользование животным миром;

плата за использование судоходных водных путей;

- неналоговых поступлений:

доля прибыли республиканских государственных предприятий;

поступление от дохода Национального Банка Республики Казахстан;

вознаграждение (интересы), полученные по депозитам Правительства

Республики Казахстан;

поступления от продажи имущества, принадлежащего государственным

учреждениям, подведомственным центральным исполнительным органам;

поступление дивидендов на пакеты акций, являющихся республиканской

собственностью;

поступление доходов от национальной лотереи;

плата за предоставление в пользование информации о недрах;

вознаграждения (интересы), полученные за предоставление кредитов из республиканского бюджета;

поступления от реализации услуг, предоставляемых государственными учреждениями, подведомственных центральным исполнительным органам;

поступления от аренды имущества республиканской собственности;

поступление   денег   от   проведения   государственных  закупок, организуемых   государственными   учреждениями,   подведомственных центральным исполнительным органам в соответствие законом;

платежи за загрязнение окружающей среды, в размере 50%;

поступление от консульских сборов;

поступление сумм санкций, применяемых к банкам второго уровня;

административные штрафы и санкций, взимаемыми государственными учреждениями, подведомственных центральным исполнительным органам, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан;

отчисления от общей суммы доходов финансовых фондов (бюджетов) специальных экономических зон;

- доходов от операций с капиталом;

поступления от приватизации республиканской собственности;

поступление от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов и реализации зерна из государственных запасов;

поступления от продажи земли и права постоянного землепользования;

• полученные официальные трансферты (гранты):

от юридических и физических лиц или иностранных государств;

бюджетных изъятий;

•    погашение основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского бюджета.

Средства республиканского бюджета расходуются на финансирование:

деятельности   Президента,   Парламента   Республики   Казахстан, Конституционного Совета, Счетного комитета, Центральной избирательной комиссии, исполнительных и других органов, выполняющих общие функции государственного управления;

судебной системы;

внешнеполитической деятельности;

финансовой и налоговой деятельности;

фундаментальной и прикладной научной деятельности;

обороны и безопасности;

организации работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне;

правоохранительной деятельности на республиканском уровне;

деятельности в сфере юстиции;

высшего образования;

специальных программ в области образования на республиканском уровне;

специальных программ в области здравоохранения на республиканском уровне;

специализированных больниц центральных исполнительных органов;

специализированной медицинской помощи в республиканских клиниках и научно - исследовательских институтах;

пенсионных выплат государственных социальных пособий, специальных государственных пособий, установленных законодательными актами;

деятельности  в  сфере  культуры,  спорта и  информации на республиканском уровне;

деятельности в сфере миграции;

приоритетных программ сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства;

землеустройства;

мероприятия по охране окружающей природной среды, проводимых на республиканском уровне;

специальных программ в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне;

недропользования;

гидрометеорологического мониторинга;

расходов по обслуживанию правительственного долга;

выполнение обязательств по правительственным гарантиям;

официальных трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты.[2]

Также из республиканского бюджета финансируется расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ.

Расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ устанавливаются исходя из лимита штатной численности, утвержденными актами Президента и Правительства Республики Казахстан и нормативов текущих расходов на одного работника по группам государственных органов, утвержденных актами Правительства Республики Казахстан.

Средства республиканского бюджета, связанные с внешнеэкономической деятельностью и установленные в соответствии с запланированным изменением объемного курса национальной валюты, расходуются по официальному объемному курсу национальной валюты на момент их выделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Удельный вес доходов и расходов местном бюджете в структуре республиканского бюджета за 1998-2000 гг. (по исполнению).

 

Годы

1998

1999

2000

Показатели

Сумма исполнения, млн. т.

Удельный вес в общей структуре бюджета, %

Сумма исполнения, млн. т

Удельный вес в общей структуре бюджета, %

Сумма исполнения, млн. т.

Удельный вес в общей структуре бюджета, %

Поступления: -

           

бюджет РК

266586

100

250352

100

381863

100

местный бюджет (по контингенту)

4265

1,6

4460

1,8

9006

2,4

Расходы: -

           

бюджет РК

337784

100

328573

100

396609

100

местный бюджет

2765

0,82

2842

0,86

6474

1,63


 

Проведем анализ исполнения республиканского бюджета Республики Казахстан за три года, 1998-2000 гг. на основании данных сумм фактического исполнения (см. Приложение 2.3.).

Исполнение республиканского бюджета за 1998 год.

В 1998 году исполнение республиканского бюджета обеспечивалось в рамках мер по выполнению Программы действий правительства РК на 1998-2000 гг. Усовершенствована нормативно-правовая база по регламентации границ бюджетной сферы и рационализации государственных расходов. В частности, внедрены механизмы проведения государственных закупок на конкурсной основе, подготовлена база для перехода на программный метод формирования расходной части бюджета.

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы