Механизм функционирования бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: раскрыть особенность функционирования государственного бюджета, то есть республиканского и местных бюджетов в совокупности составляющие бюджетную систему страны. В связи с целью определены следующие задачи работы:
- раскрыть механизм функционирование бюджетной системы;
- описать республиканский и местные бюджеты, сделать анализ исполнения этих бюджетов за 1998-2000 гг.;
- определить проблемы присущие бюджетной системе, и как идет процесс реформирования межбюджетных отношений в РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм функционирования бюджетной системы.
1.1. Экономическое содержание и структура бюджетной системы Республики Казахстан.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.
Глава 2. Экономический анализ функционирования бюджетной системы Республики Казахстан.
2.1. Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов.
2.2. Анализ исполнения бюджета города Семипалатинска за 1998-2000 гг.
2.3. Республиканский бюджет как главное звено бюджетной системы.
Глава 3. Проблемы функционирования бюджетной системы и пути ее совершенствования.
3.1. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Казахстан.
3.2. Реформирование межбюджетных отношений.
3.3. Перспективы развития бюджетной системы Республики Казахстан.
Заключение
Приложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП-Бюджетная система.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства и секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями. Он является действенным регулятором экономики, так как выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. На современном этапе отличительной чертой бюджета является его возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Сущность и содержание бюджета определяется функциями государства, важной из которых является воспроизводство производственных отношений, превалирующих на том или ином этапе развития государства.

Бюджет государства это зеркальное отражение сложившейся в нём экономической ситуации. И в экономически развитых странах это поняли давно. А что можно увидеть у нас? РК, как и все республики СНГ, переживает трудный период. Снижены темпы производства, рост зарплаты, повышение минимальных размеров пенсий и пособий не поспевают за ростом цен. Остро нуждаются в средствах все сферы экономики, особенно социальная. И в этих условиях крайне трудно прогнозировать бюджет, особенно на длительную перспективу, а ещё сложнее обеспечить исполнение его статей в точном соответствии с утверждённым Законом, так как рост инфляции при неадекватном росте доходов увеличивает риск дисбаланса бюджета. И поэтому финансовые органы обязаны следить за исполнением бюджета, и в тесной взаимосвязи с налоговыми органами обеспечить полноту поступлений. Для обеспечения стабильности бюджета нужна я глубоко продуманная, отлаженная и взаимосвязанная правовая база. Даже в такой стране как США, постоянно совершенствуются законодательные основы функционирования бюджетной системы, так как первопричиной этого является здоровый рост экономического организма государства.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется тем, что с его помощью распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и 10-15% валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между отраслями народного хозяйства, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Его средства используются для обеспечения как индивидуального (отдельные предприятия), так и общественного (всё народное хозяйство) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности. Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются в непроизводственную сферу, так как основная часть предприятии этой сферы не имеют собственных источников доходов (образование, здравоохранение, культура, наука, искусство и другие). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного характера осуществляются за счёт бюджетных и внебюджетных фондов. (3 [11,с.85]).

Во многих странах мира с развитой рыночной экономикой государственный бюджет - это единственный рычаг в руках правительства, поэтому через бюджетную политику регулируются и определяются приоритетные направления развития всей национальной экономики. Бюджетная политика любого государства выступает как ядро рыночной экономики, которым управляются основные макроэкономические показатели. И правильно выбранная бюджетная политика может способствовать тому, чтобы бюджет служил средством преодоления разбалансированности в экономике. Неверная бюджетная стратегия зачастую превращает бюджет в источник новых экономических противоречий. Разработка бюджетной политики процесс сложный и неоднозначный, в котором сталкиваются противоположные экономические интересы. Главная здесь задача - проблема выбора приоритетов бюджетной политики. В их число могут быть включены цели как обеспечение роста экономики, социальная защита и гарантии государства, накопление сбережений и инвестирование экономики и другое. Бюджет активно используется для решения антиинфляционной, антикризисной задач. Бюджетная политика, как инструмент регулирования экономики, даёт возможность воздействия на рост производства и занятость населения, достижения бездефицитного бюджета и позволяет достичь других важных целей экономического развития. Но принятие решения о приоритетах и корректировке бюджетной политики должно сопровождаться тщательным прогнозом последствий этих решений. (4[35,с.15-18]),

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в зарубежных странах.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:

государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджета членов федерации (штатов в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты. [8]

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах

— не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития буржуазного государства бюджетная система ряда стран характеризовалось зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов.

С усилением центральной власти значение государственного бюджета стала возрастать. После второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы как федеративных, так и в унитарных государствах резко усилился, что повлияло за собой значительное увеличение объема государственного бюджета и изменение соотношение между отдельными звеньями бюджетной системы.

Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств - необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на милитаризацию,   содержание   государственного   аппарата  управления, выплачивать   проценты   по   государственным   займам  и  погашать государственный долг, а также осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост.

В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем, объеме ресурсов бюджетной системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (В США НДС не применяется), таможенные пошлины, а также доходы от государственных займов, выпускаемых центральным правительством. По расходам, напротив наблюдается другая тенденция - увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местного бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как и бюджеты центрального правительства, используются для вмешательства, в процесс воспроизводства. Местные самоуправления выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра. Система местных бюджетов также определяется   государственным   устройством   и   соответствующим административным делением. В 1960-1970 гг. Во всех западных странах произошел процесс укрепления местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973-1975 гг. Была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающих 369 округов (до реформы 1400). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилились регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

Доходы местных бюджетов формируются, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти  бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства. Члены федерации прибегают также к выпуску займов, что влечет за собой увеличение их задолженности. Со второй половины 60-х годов наблюдаются быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высоким темпами увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме муниципальных расходов составляет от 40 до 60%. При ограниченности собственных доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит; самые крупные дефициты - у бюджетов городов. В связи с этим от 20 до 50% расходов местных бюджетов покрывается субсидиями и кредитами из государственного бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти из центрального правительства.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают не финансирование текущих расходов значительные средства из консолидированного фонда в форме дотации и целевых субсидий и из Национального фонда займов кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того, государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (например, строительство портов, ликвидацию последствий стихийных бедствий, постройку гидроэлектростанций и др.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде дотаций и целевых субсидий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетная система Республики Казахстан

2.1. Местные бюджеты и их роль в социально - экономическом развитии регионов.

 

Местные бюджеты являются важным звеном финансовой системы государства. Структура и направление средств местного бюджета определяется функциями местных органов власти и управления — маслихатов, местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях становления рыночных отношении, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально — бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», Законом «О бюджетной системе Республики Казахстан», и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам 35 процентов, а по расходам 40 процентов от объемов средств государственного бюджета. [6]

В бюджетном виде организаций финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

- централизация системы форм  и методов управления движением  финансовых ресурсов как отражение  более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

- децентрализация финансов с  усилением функций местных органов  власти и управлении в формировании  и использовании финансовых фондов.  Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально - экономическом развитии территорий. Согласно Закону «О местных представительных и исполнительных органах», местные бюджеты функционируют как самостоятельное звено бюджетной системы.  Под самостоятельностью бюджета понимается положение, когда орган регионального управления на основе закрепленной доходной базы сам определяет объем бюджета, конкретную структуру и величину доходов и расходов по статьям. Его исполнение осуществляется на основе республиканского законодательства, определяющего права в этой области региональных органов управления. [4]

С другой стороны, регионы представляют собой части единого народнохозяйственного   комплекса,   находящегося   в   определенной подчиненности к этому единому целому, и не могут существовать вне его. Содержание и характер регионального воспроизводства определяются основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства, пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсолютной. Она всегда относительна, и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть нет свободы в принятии не зависимых от центра решений. К тому же современный уровень социально - экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономики не позволяют говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финансирования социальной инфраструктуры в размерах обеспечивающих население гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно - хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Информация о работе Механизм функционирования бюджетной системы